Файл: Эффективность менеджмента организации (на примере ООО «Патриот»).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 182
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы эффективности деятельности гостиничных предприятий
1.1. Деятельность гостиничных предприятий, как вид экономической деятельности
1.2. Основные показатели и критерии оценки эффективности деятельности гостиничных предприятий
2. Анализ деятельности ООО «Патриот» и разработка мероприятий по повышению ее эффективности
2.1.Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Оценка эффективности деятельности предприятия
2.3 Предлагаемые мероприятия по повышению спроса на услуги гостиницы
Однако, несмотря на ряд препятствий, гостиничная индустрия утвердила свои позиции среди других отраслей экономики, так как в период с 2000 по 2017 год среднегодовой показатель загрузки номерного фонда, среди гостиниц повышенной комфортности, повысился с 62 до 68,7%, что позволило увеличить доходность предприятий гостиничной индустрии. После подсчета расходов предприятия на выплату заработной платы, содержание материально-технической базы, уплату налогов, чистый доход гостиницы может составлять 15-30% от общего объема предоставленных гостиничных услуг. Нужно учесть то, что этот показатель будет значительно разнится в зависимости от конкретной категории того или иного отеля [38, с. 153].
По оценкам экспертов, гостиничная индустрия – это одна из самых выгодных сфер турбизнеса. Доля гостиничного бизнеса в туризме России представлена в таблице 1.
Таблица 1
Доля гостиничного бизнеса в туризме России
Цены расходов |
Расходы за визит, euro |
Расходы за день, euro |
Всего, млн. euro |
Доля,% |
Предоплата (кроме турпакетов) |
17 |
2,8 |
96,9 |
5,5 |
Услуги размещения |
70 |
14,4 |
399 |
22,4 |
Услуги питания |
63 |
12,4 |
359,1 |
20,2 |
Внешний транспорт |
15 |
3 |
85,5 |
4,8 |
Местный транспорт |
16 |
3,3 |
91,2 |
5,1 |
Покупка товаров в магазинах |
109 |
21,2 |
621,3 |
34,9 |
Другие расходы |
22 |
4,5 |
125,4 |
7,1 |
Всего |
312 |
61,6 |
1778,4 |
100,0 |
1.2. Основные показатели и критерии оценки эффективности деятельности гостиничных предприятий
Оценить эффективность деятельности гостиничного предприятия довольно сложно, потому что существует большое количество показателей и критериев такой оценки, они учитывают различные факторы, влияющие на эффективность. Проблема использования показателей эффективности состоит в том, что ни один из них не является универсальным, позволяющим однозначно сделать вывод об успехе или неудаче в гостиничной сфере. Именно поэтому на практике всегда используют систему показателей, связанных между собой и оценивающих различные стороны деятельности гостиничного предприятия [39, с. 37].
Обобщенная система показателей эффективности деятельности гостиничного предприятия представлена на рисунке 2.
Рис. 2 - Обобщенная система показателей эффективности деятельности гостиничного предприятия
Лица, занятые в гостиничной индустрии ставят перед собой множество целей, доминирующей из которых является получение наибольшей прибыли. Поэтому основополагающими показателями эффективности деятельности гостиничного предприятия являются финансово-экономические показатели. Выбор этих показателей для оценки деятельности может быть обусловлен типом предприятия, видом и областью его деятельности, характером финансовой отчетности и, что немало важно, профессионализмом и компетентностью менеджеров и аналитиков [20, с. 120].
Абсолютные финансово-экономические показатели деятельности гостиничного предприятия:
1) чистая прибыль;
2) чистые активы;
3) собственный капитал, уменьшенный на величину затрат;
4) собственные оборотные средства [53, с. 108].
Структура расходов и доходов определяет экономическую деятельность гостиничного предприятия в целом. Доход гостиницы обусловлен загрузкой номерного фонда и ценами на оказываемые основные и дополнительные услуги. В таблице 2 представлена среднестатистическая доходность различных видов гостиничных услуг для гостиниц 3* .
Таблица 2
Среднестатистическая доходность различных видов гостиничных услуг для гостиницы 3*
Вид гостиничной услуги |
Процент доходности (к суммарному доходу от всех видов гостиничных услуг) |
Услуги размещения |
56% |
Услуги предприятий питания |
24% |
Услуги, оказываемые развлекательными предприятиями |
12% |
Дополнительные услуги (кроме телефона) |
5% |
Телефонные услуги |
1,5% |
Сдача помещений в аренду |
1,5% |
Анализ таблицы 2 позволяет сделать вывод о том, что основа гостиничных услуг – это услуги размещения, на их долю приходится 56%. На втором месте располагаются услуги предприятий питания, они имеют удельный вес 24%, весомый процент занимают услуги, оказываемые развлекательными предприятиями – 12%, а вот на дополнительные услуги, телефонные услуги и сдачу помещений в аренду приходится всего 5% и 1,5%.
Деятельность гостиничного предприятия зависит от различных внешних факторов (экономическая и политическая ситуация, сезонность), поэтому для обеспечения грамотного ее планирования большое значение имеет учет затрат. Расходы гостиничного комплекса подразделяются на прямые и косвенные. К прямым (эксплуатационным) расходам можно отнести: оплату труда сотрудников, коммунальные расходы на содержание номерного фонда, амортизационные отчисления на основные средства предприятия гостиничного хозяйства и т.д. К косвенным (административным) расходам можно отнести: затраты на рекламные мероприятия и аренду необходимых помещений, различные страховые выплаты и т.д. Структура затрат гостиничного предприятия представлена в таблице 3.
Таблица 3
Структура затрат гостиничного предприятия
Вид затрат |
Процент затрат (к суммарным затратам гостиничного предприятия) |
Затраты на выплату заработной платы сотрудникам |
35% |
Затраты на содержание номеров |
15% |
Затраты на организацию питания постояльцев |
10% |
Затраты на энергоносители |
6% |
Административные затраты |
6% |
Амортизационные затраты |
5% |
Затраты на содержание технического оборудования |
5% |
Затраты на рекламу |
4% |
Затраты на выплату кредитных процентов (в случае наличия) |
4% |
Затраты на аренду помещений |
2% |
Затраты на страховые выплаты |
2% |
Анализ таблицы 3 позволяет сделать вывод о том, что основную долю затрат составляют затраты на выплату заработной платы, на них приходится 35% от общей суммы издержек. Вторая по значимости статья – содержание номеров, занимает 15% от общего объема расходов гостиничного предприятия. И третье место – затраты на организацию питания постояльцев – 10%.
После расчета абсолютных показателей, определяются их динамические изменения (относительные показатели), путем сравнения абсолютных значений со значениями предыдущих периодов (этого же гостиничного предприятия) или с показателями других гостиниц отрасли. Например, чтобы определить динамику финансового состояния гостиничного предприятия проводится анализ финансово-экономических показателей за последние три года и в сравнении со среднеотраслевыми показателями гостиничного бизнеса. Если будут выявлены значительные отклонения, то это может стать основанием для более глубокого анализа и принятия последующего управленческого решения [10, с. 220].
Прибыль как экономическая категория является целевым ориентиром деятельности гостиничного предприятия. Она выступает в виде источника развития предприятия и финансирования его деятельности.
Затраты предприятия можно рассматривать как:
– текущие издержки (себестоимость товаров, работ и услуг);
– авансированный капитал, необходимый для обеспечения финансово-хозяйственной и производственной деятельности предприятия.
Расчет эффективности деятельности гостиничного предприятия, с учетом прибыли представлен в формуле (1):
ЭУ2=ПБ1/РУ1 (1)
где ПБ1 – балансовая прибыль гостиницы (без учета выплаты налогов) за текущий год, руб;
РУ1 – среднего?довая числе?нность упр?авленческо?го персона?ла в текуще?м году, че?л.
Чем выше в это?й формуле ве?личина ЭУ2 тем более эффе?ктивна деяте?льность гост?иничного пре?дприятия [1?2, с. 144].
Для оценки эффе?ктивности р?аботы гост?иничного пре?дприятия необ?ходимо так же ис?пользовать по?казатели м?атериально-те?хнической и ор?ганизацион?но управле?нческой де?ятельности.
Для эффект?ивной работ?ы, совреме?нный туристс?кий компле?кс должен р?асполагать з?начительно?й материал?ьно-техничес?кой базой, обес?печивающей по?лносервисное и це?нтрализова?нное обслу?живание посто?яльцев [29, с.?259].
Во-первых, в сост?ав материа?льно-техничес?кой базы гост?иницы вход?ит сеть зд?аний и соору?жений: жил?ые и админ?истративные по?мещения, з?дания пред?приятий пит?ания и центро?в культурно?го обслужи?вания, спорт?ивные и ин?женерные соору?жения и т.?д. К основ?ным характер?истикам зд?аний и соору?жений отел?я относят с?ледующие по?казатели: в?местимость, про?изводитель?ность, раз?меры, бала?нсовая сто?имость, сте?пень износ?а, виды и сро?ки проведе?нных и пла?нируемых ре?монтов, затр?аты на эти ре?монты и т.?д.
Во-вторых, к м?атериально-те?хнической б?азе гостин?ице относятс?я следующие и?нженерно-те?хнические с?истемы: во?доснабжени?я, канализ?ации, конд?иционирова?ния воздух?а, лифтово?го хозяйст?ва, центра?лизованного п?ылеудалени?я, телевиз?ионная систе?ма, сигнал?изация и т.?д.[45, с.17?3].
В третьих, м?атериально-те?хническая б?аза гостин?ицы включает в себ?я инфрастру?ктурные эле?менты, рас?положенные н?а прилегаю?щей к гост?инице терр?итории: ре?креационные п?лощадки, б?ассейны, фо?нтаны, автосто?янки, зеле?ные насажде?ния, декор?ативные ску?льптуры, н?аружное ос?вещение и т.?д.
Материально-техническое ос?нащение гост?иничного ко?мплекса требует к себе пр?истального в?нимания, т?ак как от е?го состоян?ия и полнот?ы, напряму?ю зависит к?ачество пре?доставляем?ых услуг и эффе?ктивность де?ятельности гост?иничного пре?дприятия [51, с.?39].
Что касаетс?я организа?ционно-упр?авленчески?х показате?лей, то он?и включают у?правленчес?кие, маркет?инговые, со?циальные и к?адровые по?казатели р?аботы гост?иничного пре?дприятия.
Совокупность к?адровых по?казателей эффе?ктивности в?ыглядит сле?дующим обр?азом:
–среднесписочная ч?исленность р?аботников гост?иницы на ко?нкретную д?ату и за ко?нкретный пер?иод;
–удельный вес р?аботников ко?нкретной гост?иничной слу?жбы в обще?й численност?и работнико?в предприят?ия;
–удельный вес р?аботников, и?меющих выс?шее или сре?днее специ?альное обр?азование в об?щей числен?ности работ?ников гост?иничного пре?дприятия;
–средний ст?аж работы по с?пециальност?и руководите?лей и служ?ащих гости?ничного пре?дприятия;
–текучесть к?адров по пр?иему и уво?льнению работ?ников и т.?д Совокупност?ь перечисле?нных показ?ателей дает пре?дставление о ко?личественно?м, качестве?нном и стру?ктурном состо?янии персо?нала гости?ницы, необ?ходимых дл?я планиров?ания, анал?иза и разр?аботки меро?приятий по по?вышению эффе?ктивности де?ятельности гост?иничного пре?дприятия.[5]
В организа?ционно-упр?авленческо?й деятельност?и гостинич?ного предпр?иятия эффе?ктивность р?аботы оцен?ивается по сте?пени дости?жения осно?вных или про?изводствен?ных целей, пр?и использо?вании имею?щихся в гост?инице огра?ниченных ресурсо?в.[6] Главное з?адача для ру?ководителя гост?иницы узнат?ь, когда и пр?и каких обсто?ятельства е?го предпри?ятие работ?ает эффект?ивно. При это?м принципи?альное значе?ние имеет в?ыбор основ?ы для срав?нения или о?пределения уро?вня эффект?ивности, котор?ая принимаетс?я как норм?ативная. В к?ачестве нор?мативного по?казателя мо?гут использоваться по?казатели п?лана, показ?атели конкуре?нтов, сред?ние показате?ли по отрас?ли.
Эффективность, к?ак показате?ль результ?ативности де?ятельности, пре?дполагает соот?ношение затр?ат с резул?ьтатом. Со?гласно Д. С?котт Синку резу?льтативност?ь можно расс?матривать к?ак произво?дительност?ь, как качест?во продукц?ии, степен?ь внедрени?я новшеств, пр?ибыльность и?ли как дейст?венность (сте?пень завер?шения запл?анированно?й работы).
Чтобы оцен?ить показате?ль действе?нности испо?льзуется тр?и критерия:
–качество (соот?ветствие о?казываемых гост?иницей услу?г определе?нным требо?ваниям и по?казателям к?ачества);
–количество (?необходимы?й для клие?нта объем гост?иничных ус?луг);
–временные по?казатели (с?воевременност?ь выполнен?ия услуг).
Выбор необ?ходимого ко?мплексного н?абора критер?иев эффект?ивности за?висит от ко?нкретных ус?ловий функ?ционирован?ия гостинич?ного компле?кса.
Направления о?ценки функ?ционирован?ия гостинич?ного компле?кса:
–по степени соот?ветствия дост?игнутых резу?льтатов де?ятельности уст?ановленным це?лям;
–по степени соот?ветствия про?цесса функ?ционирован?ия объекти?вным устано?вленным требо?ваниям к е?го содержа?нию и резу?льтатам.[7]