Файл: Менеджмент человеческих ресурсов (Анализ менеджмента человеческих ресурсов в ОАО «Российские Железные Дороги» Октябрьская железная дорога).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 2
В соответствии с этим подходом обучение оценивается таким же образом, как и любой другой инвестиционный проект. Руководствуясь таким подходом, работодатели уже с большей вероятностью будут организовывать обучение и следить за тем, чтобы получить максимально возможную прибыль от вложения средств в этот процесс [24]. Руководители должны проявлять большую заинтересованность в решении таких вопросов, как возмещение затрат на обучение, снижение издержек, связанных с текучестью рабочей силы, подбор кадров и деловой оценке.
Обобщенно менеджмент человеческих ресурсов можно представить, как стратегическое и оперативное управление, направленное на повышение эффективности использования человеческих ресурсов организации.
Основными принципами менеджмента человеческих ресурсов являются:
- человек-главный фактор эффективности организации и ее конкурентоспособности;
- целесообразность вложений в человеческие ресурсы;
- повышение качества трудовой жизни;
- систематическое повышение квалификации и обучение персонала;
- стратегический подход к управлению человеческими ресурсами;
- ориентация на технику групповой работы;
- высокий профессионализм управленческих кадров [14, C. 84].
Таким образом, в современных условиях систематизация теоретических знаний в области управления человеческими ресурсами необходима для наиболее эффективного и рационального их использования.
Выводы по 1 главе: Проведенный анализ основных теоретических подходов к менеджменту человеческих ресурсов показал:
- Менеджмент человеческих ресурсов предполагает непрерывное совершенствование методов работы с персоналом.
- Менеджмент человеческих ресурсов представляет собой стратегический и логически последовательный подход к управлению наиболее ценным активом предприятия: работающими там людьми, которые коллективно и индивидуально вносят вклад в решение задач предприятия.
- Методология управления человеческими ресурсами охватывает определение сущности персонала предприятия как своеобразного и наиважнейшего объекта управления, процесс формирования поведения работников, соответствующий целям и задачам предприятия, разработку принципов и методов управления персоналом.
- Методами управления человеческими ресурсами называют способы воздействия на коллективы и отдельных работников c целью организации их деятельности в процессе производства. Различают методы:
- организационные,
- административные,
- экономические,
- социально-психологические.
5. Успешный руководитель с помощью всех методов управления сможет реализовать профессиональное руководство, и тогда его предприятие и коллектив будут конкурентоспособными.
6. В современных условиях систематизация теоретических знаний в области управления человеческими ресурсами необходима для наиболее эффективного и рационального их использования.
2. Анализ менеджмента человеческих ресурсов на примере филиала ОАО «Российские Железные Дороги» Октябрьская железная дорога
2.1. Организационно-правовая и экономическая характеристика ОАО «Российские Железные Дороги» Октябрьская железная дорога
В России железнодорожный транспорт является одной из крупнейших отраслей хозяйства и основным звеном производственной и социальной структуры.
Октябрьская железная дорога - филиал ОАО «Российские железные дороги» — одна из крупнейших железных дорог Российской Федерации, имеет эксплуатационную длину — 10 441 км и обслуживает территорию с населением более 25 млн человек. Дорога делится на шесть регионов: Московский, Санкт-Петербург-Витебский, Санкт-Петербургский, Петрозаводский, Мурманский и Волховстроевский. На всех предприятиях на полигоне железной дороги трудятся более 66 тыс. человек. В транспортной системе Северо-Западного региона России железной дороге принадлежит ведущее место — на ее долю приходится 60% грузоперевозок и 40% пассажирских перевозок. [26]. На Рисунке 3 показана область Октябрьской железной дороги.
Октябрьская магистраль проходит по территории одиннадцати субъектов Федерации — Ленинградской, Псковской, Новгородской, Вологодской, Мурманской, Тверской, Московской, Ярославской областей, городов Москва и Санкт-Петербург и Республики Карелия, взаимовыгодные отношения с которыми строятся на основе подписанных с Администрациями этих регионов договоров о взаимодействии и сотрудничестве [26].
Основной особенностью транспортного комплекса Северо-Запада России является его экспортно-импортная направленность. В зоне обслуживания Октябрьской дороги расположены 8 пограничных переходов, из них четыре — на границе с Финляндией, по два — с Эстонией и Латвией [26].
Рисунок 3 – Область Октябрьской железной дороги [26]
Линия Выборг - Санкт-Петербург - Москва является звеном девятого "Критского" международного транспортного коридора. По Октябрьской дороге проходят также важнейшие для транзитных перевозок коридоры, имеющие международный статус, "Север - Юг" и "Европа - Азия". Важную роль в осуществлении внешнеторговых связей играют действующие торговые порты Санкт-Петербург, Мурманск, Витино, Выборг, Высоцк, Приморск, а также строящийся новый порт на Балтике — Усть-Луга, которые находятся в зоне обслуживания Октябрьской железной дороги [26].
Виды деятельности:
- Перевозка грузов и пассажиров,
- Производство, ремонт и строительство,
- Обслуживание инфраструктуры железнодорожного транспорта,
- Проектирование и конструкторская деятельность,
- Оказание услуг связи, информационных, маркетинговых, сервисных и других услуг,
- Производство и реализация продовольственных и промышленных товаров,
- Организация работы детских железных дорог и проведение профессионально-ориентационной работы среди молодежи,
- Оказание услуг на железнодорожном транспорте общего пользования в международном сообщении, осуществление сотрудничества с иностранными организациями железнодорожного транспорта, привлечение в установленном порядке к сооружению объектов железнодорожного транспорта иностранных организаций,
- Оказание природоохранных услуг, в том числе услуг по осуществлению производственного экологического контроля [26].
Октябрьская железная дорога — старейшая транспортная магистраль России, имеющая богатую историю, сегодня переживает период обновления с тем, чтобы соответствовать уровню задач, поставленных перед транспортным комплексом страны правительством РФ. Дорога удовлетворяет спрос на транспортные услуги пассажиров и крупнейших производителей промышленной продукции Санкт-Петербурга, Карелии, Кольского полуострова, Нечерноземья. Октябрьская дорога является связующим звеном между Востоком и Западом, обеспечивает растущий международный товарообмен. Главные направления магистрали — Мурманск - Санкт-Петербург - Москва и Санкт-Петербург - Кошта — важнейшие звенья международных транспортных коридоров "Север - Юг" и "Европа - Азия" [26].
Обеспечивая доставку грузов к крупнейшим портам Балтийского, Белого и Баренцева морей, соединяя регионы России со странами Северной Европы и Балтии, труженики Октябрьской магистрали решают задачи интеграции железных дорог России в мировую транспортную систему и формирования единого транспортного пространства, закрепленные концепцией "Транспортная стратегия России", принятой в 2003 году. В основу инвестиционной деятельности положена прогрессивная научно-техническая, инновационная политика по развитию железнодорожной инфраструктуры.
Одна из главных своих задач — совершенствование технологии и повышение эффективности перевозочного процесса для снижения себестоимости перевозок, и, следовательно, уменьшение транспортной составляющей в конечной цене продукции. От того, насколько экономически эффективно будет организована деятельность дороги, зависит степень востребованности и конкурентоспособности железнодорожного транспорта. [26].
Цель реформирования железнодорожной отрасли — полное удовлетворение спроса на перевозки, повышения качества транспортного обслуживания грузовладельцев и пассажиров, обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к клиентам. На Октябрьской сегодня для этого создаются необходимые условия: реализуются логистические принципы в управлении перевозочным процессом, развиваются информационные технологии, расширяется спектр транспортных услуг. Мы открыты для партнеров и готовы совместно решать все возникающие проблемы. Наш принцип — эффективное, плодотворное взаимодействие с грузовладельцами, другими видами транспорта, региональными администрациями с соблюдением паритета интересов и достижением гармоничного развития экономики Северо-Западного региона [26].
В отчете финансово-хозяйственной деятельности Октябрьской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» указано, что по итогам 2018 года предприятиями на полигоне дороги перевезено 140,4 млн пассажиров в пригородном сообщении, 23,8 млн пассажиров - в дальнем сообщении и 298,8 млн тонн грузов. В Таблице 1 приведены основные показатели Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» за 2018 год.
Таблица 1 – Основные показатели за 2018 год [26]
Эксплуатационная длина |
10441 км |
Численность сотрудников на полигоне дороги |
66182 человека |
Средняя заработная плата |
55657 рублей |
Перевезено грузов |
294, 8 млн тонн |
Перевезено пассажиров: в дальнейшем сообщении в пригородном сообщении |
23, 8 млн человек 140,4 млн человек |
В Таблице 2 представлена организационная структура управления Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», которая является линейно-функциональной организационной структурой управления.
Преимущества организационной структуры Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»:
- Четкие и лаконичные управленческие связи;
- Ясное разграничение сфер ответственности и полномочий;
- Экономичность и оперативность принятия решений;
- Простота контроля выполнения распоряжений;
- Быстрота реакции исполнителей на прямые приказы;
- Согласованность действий сотрудников.
Таблица 2 – Структура управления Октябрьской железной дорогой – филиала ОАО «РЖД»
Начальник дороги |
||
Первый заместитель начальника дороги |
Первый заместитель начальника дороги по экономике, финансам и корпоративной координации |
Главный инженер |
Заместитель начальника дороги - главный ревизор по безопасности движения поездов |
||
Заместитель начальника дороги по кадрам и социальным вопросам |
||
Заместитель начальника дороги по взаимодействию с органами власти |
||
Заместитель начальника дороги по строительству |
||
Заместитель начальника дороги (по территориальному управлению) |
||
Заместитель начальника дороги по безопасности и режиму |
Существующая структура управления Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» сложилась исходя стоящих перед предприятием задач и сложившихся рыночных условий. Такая схема управления позволяет направлять деятельность руководства на обеспечение согласованной работы всех подразделений для исполнения поставленных задач.
2.2. Анализ менеджмента человеческих ресурсов в ОАО «Российские Железные Дороги» Октябрьская железная дорога
ОАО «РЖД» рассматривает персонал в качестве главного актива и ценностного ресурса компании. Повышение конкурентоспособности компании как работодателя, привлечение и закрепление в холдинге «РЖД» персонала необходимой квалификации, его непрерывное развитие и социальная поддержка являются главными задачами в данном направлении [26].