Файл: Понятие и границы суверенитета государства ( Понятие государственного суверенитета ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В силу эволюционных процессов развивается общество, меняется подсознание, происходит переоценка, казалось бы, фундаментальных явлений. В этой связи расширяются и представления о государственном суверенитете, формируются новые подходы к его пониманию. В международной практике сформировано два основных подхода к пониманию суверенитета, которые не существуют параллельно друг другу, а скорее последовательно сменяют друг друга.

Первый подход, который является хронологически первым, заключается в негативном восприятии государственного суверенитета, в его фактическом отрицании. Такое отрицание разделял известный теоретик права Ганс Кельзен. Наибольшее же распространение данный подход получил в начале XX в., когда обществом пропагандировалась так называемая «теория товарищества»: суверенитет - пережиток полицейского государства, нет - монополии господства, да - товарищески выстроенной организации. Позицию отрицания государственного суверенитета также разделял французский мыслитель XX в. Ж. Маритен, он считал, что суверенитет является рычагом для возвышения государства, что в свою очередь противоречит библейской заповеди «не сотвори себе кумира». Во всем этом французский мыслитель усматривал отрицательный психологический заряд, который препятствует выработке механизмов ограничения власти.

Второй подход к пониманию суверенитета является наиболее распространенным, так как он учитывает современные реалии государственного развития и заключается в осознании необходимости государственного суверенитета, однако несколько в иной трактовке, отличной от первичной концепции суверенитета. Данный подход рассматривает государственный суверенитет как средство реализации ценностей правового демократического государства, в этой связи государственный суверенитет является производной категорией от суверенитета народа. Суверенитету в данном случае отведена особая роль в управлении государством - обеспечение достойной жизни людей в пределах территории государства. Под влиянием указанных взглядов сформировалась концепция государственного суверенитета как ответственности, девизом которой является следующее суждение: власть несет ответственность за условия жизни подвластного населения [27, с. 36].

Одной из новаторских идей данного подхода, которая коренным образом отличает его от первичной теории суверенитета, является ограниченность суверенитета, его делимость и возможность передачи. Сложно представить существование абсолютного суверенитета в современных условиях, точно также как и существование абсолютных прав человека, всегда будут иметь место ограничивающие факторы. В этой связи, можно заключить, что сущность концепции государственного суверенитета как ответственность заключается в ограничении власти государства.


Вопрос ограничения государственного суверенитета, особенно в современных условиях, является особенно актуальным. Полемика, посвященная данному вопросу, ведется не одно десятилетие, причиной возрастающего интереса к ограничению суверенитета является неизбежные процессы глобализации и интеграции общества, которые существенным образом меняют роль государств на мировой арене.

1.3. Понятие и сущность государственной границы

Только с введением понятия «граница территории» можно говорить о ее стабильности. Понятие «государственная граница» начитает формироваться еще в средневековье с началом развития картографии, приблизительно в XI в.

Государственная граница - формальная линия жизненного пространства населения государства, поэтому основной задачей государства является фиксация границы, как на документальное, так и фактическое. Документальное оформление государственной границы начинается с процесса делимитации, включающего в себя составление подробного описания прохождения линии границы и нанесение линии на карту, а заканчивается подписанием соглашением (международного договора) о прохождении границы между государствами с приложением составленных карт. Фактического оформление государственной границы начинается с демаркации, установления прохождения линии государственной границы на местности при помощи установления пограничных знаков, а на воде — при помощи поплавков, буев. Работы по демаркации осуществляются смешанной комиссией из представителей граничащих государств. По итогам работ стороны подписывают протокол с подробным описанием линии прохождения границы, с картами и протоколами о каждом установленном знаке, все это также закрепляется в международном договоре [31, с. 23].

Исследуя территорию государства, как аспект государственного суверенитета российский ученый Бабурин С.Н. утверждает, что «на протяжении всей истории границы государств устанавливались силой. Попытки в любой отдельно взятой границе отыскать действие некоей исторической закономерности и безусловное торжество справедливости беспочвенны» [23, с. 74]. Поэтому недостаточно зафиксировать государственную границу документально и на местности, необходимо разработать и осуществлять мероприятия по обеспечению ее безопасности и принятия соседними государствами. Правовое оформление сохранности территории государства осуществляется через процедуры их признания и установления.


Режим государственной границы обеспечивается тремя условиями:

  1. сохранность государственной территории;
  2. международное признание границ в рамках международных соглашений;
  3. международное установление границ, которое предполагает определенную правовую процедуру, основанную на межгосударственных отношениях с обязательными элементами делимитации и демаркации границ.

Законодательство о государственной границе состоит из Конституции страны, международных договоров, а также внутренних законов страны, принимаемых с целью признания и обеспечения сохранности государственных границ.

В России с вступлением в силу Конституции РФ 1993 г. многое остается на усмотрение органов государственной власти. Конституция РФ 1993 года определила федеративное устройство в соответствии с сформированным к этому моменту составом субъектов РФ на: республики, национально-территориальные образования (автономная область, автономные округа), территориальные образования (края, области, города федерального значения). Конституция установила важнейшие принципы построения федеративного государства: государственную целостность, наличие суверенитета только у Федерации в целом, но не у входящих в ее состав субъектов, их равноправие, разграничение предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов, уважая при этом их право на собственную территорию, особенности развития и самостоятельность по предметам собственного ведения [1].

В соответствии со ст. 1 ФЗ № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. [4] определено понятие государственной границы Российской Федерации, под которой понимается «линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т. е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации», также данным Законом установлен порядок функционирования режима государственной границы, обеспечение ее безопасности, определены полномочия государственных органов, ответственность должностных лиц, обеспечивающих данные мероприятия, а также ответственность физических лиц за нарушения режима перехода государственной границы. С учетом взаимных интересов сопредельных государств отдельные правила режима Государственной границы могут либо не устанавливаться, либо упрощаться, например, введение Россией безвизового режима со странами СНГ.


Порядок и условия образования нового субъекта Российской Федерации определен Федеральным Законом «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» [3].

Государства по-разному относятся к вопросам международного урегулирования своей территории, что все же можно выделить общие критерии безопасности государственных границ. Так, Российская Федерация при установлении и изменении прохождения своей Государственной границы, установлении и поддержании отношений с иностранными государствами на Государственной границе руководствуется принципами:

  1. обеспечения безопасности Российской Федерации и международной безопасности;
  2. взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами;
  3. взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости границ;
  4. мирного разрешения пограничных вопросов.

Следует отметить, что и нормы международного права в этом вопросе защищают принцип неизменность государственных границ и мирного разрешения возникающих территориальных споров, например, Конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров (1978 г.) закрепила положение о том, что правопреемство государств как таковое не затрагивает границ, установленных договором, а также обязательств и прав, установленных договором и относящихся к режиму границы (ст. 11) [23, с. 139]. Это означает, что «при возникновении каких либо оснований для прекращения или изменения договорных прав и обязательств при правопреемстве такие основания не могут быть использованы для изменения границ или для изменения обязательств и прав, установленных договором и относящихся к режиму государственной границы» [32, с. 93].

Глава 2. Гарантии и проблемы государственного суверенитета в Российской Федерации


2.1. Конституционно-правовые гарантии государственного суверенитета в условиях реформирования федеративных отношений в России

Суверенитет - это динамичное политико-правое явление, способное к трансформации. Термин суверенитет появился в период укрепления абсолютных монархий. На том этапе было важным обеспечить полноту и независимость государственной власти. Сегодня для большинства государств (за исключением тех государств, на территориях которых происходят конфликты, или идет борьба представителей законной власти с международным терроризмом, как, например, в Сирии) на первый план выходит другой вопрос - вопрос о верховенстве и пределах власти самого государства, суверенитете и ответственности государства. В глобальном и локальном масштабах, суверенитет не может служить прикрытием для нарушения прав граждан.

В отдельные периоды развития нашей страны обеспечение суверенитета связывалось с вопросами сохранения самого государства, его целостности, жизнеспособности. О государственном суверенитете говорилось в проектах Конституции России, подготовленных представителями различных политических сил, в том числе в ст. 1 Саратовского проекта Конституции [37, с. 10]. Принятие 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете [2], а впоследствии - Конституции РФ открыло новый этап развития российского государства. Действующей Конституцией РФ 1993 г., суверенитет Российской Федерации закреплен в качестве одной из основ конституционного строя.

В нашей стране продолжается реформирование федеративных отношений. Во времени оно совпало с административной реформой, реформой местного самоуправления и другими преобразованиями. Одним из условий эффективности реформы является сохранение базовых, конституционных ценностей. К таким фундаментальным ценностям относится и государственный суверенитет. Конституционные гарантии государственного суверенитета охватывает целую систему норм Конституции, расположенных в различных ее главах положения о конституционных принципах российского федерализма, иерархию которых возглавляют принципы государственной целостности и единства системы государственной власти Российской Федерации (ст. 5); совместное установление статуса республик и других субъектов РФ Конституцией РФ и конституциями, уставами субъектов РФ; возможность его изменения по взаимному согласию РФ и субъекта РФ (ст. 66); отнесение к исключительному ведению России в рамках конституционной модели разграничения предметов ведения и полномочий вопросов федеративного устройства и территории Российской Федерации, установления системы органов законодательной, исполнительной и судебной власти, обороны и безопасности, основ правового, экономического, финансового единства страны (ст. 71).