Файл: Понятие и границы суверенитета государства ( Понятие государственного суверенитета ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
Введение
Суверенитет - это имманентное свойство, присущее государству. Его зарождение напрямую связано со становлением самого государства как политико-территориальной общности. Именно в силу этого качества проблемы обеспечения суверенитета не утрачивают своей актуальности в XXI веке. В той или иной форме суверенитет получил свое закрепление в конституциях большинства современных государств, входящих в ООН, поэтому можно утверждать, что принцип уважения государственного суверенитета (и связанные с ним принципы суверенного равенства государств, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела государств) является не только важнейшим принципом международного права, но и частью европейской системы конституционализма.
Казалось бы, хрестоматийным является утверждение о том, что суверенитет является одним из основополагающих признаков государства. Однако в настоящее время незыблемость суверенитета уже не столь уверенно обозначается в качестве такового, что вызывает настоятельную потребность в тщательном осмыслении феномена суверенитета, переоценки его значения как для отдельного государства, так и для мирового сообщества в целом [27, с. 34].
Следует признать, что, на наш взгляд, дискуссии о суверенитете перешли преимущественно в плоскость науки. Однако вряд ли можно сомневаться, что в политической практике государственный суверенитет и его проявления имеют реальное значение. К сожалению, современная действительность изобилует примерами вооруженных конфликтов, связанных напрямую или опосредованно борьбой за суверенитет (Сирия, Ирак, Украина и др.). Об этом ярко свидетельствуют события августа 2008 г. (вооруженный конфликт Грузии с Южной Осетией и Абхазией).
В условиях современных внешних угроз национальной безопасности суверенитет имеет важнейшее значение и для Российского государства. Весьма значимым является формирование адекватного представления о соотношении политических оснований власти и их юридического оформления, учитывая развитие современной отечественной политической и правовой систем.
Объектом курсовой работы является правовое определение понятия государственный суверенитет.
Предметом курсовой работы является особенности суверенитета Российской Федерации.
Цель курсовой работы рассмотреть становление и значение государственного суверенитета РФ.
Задачи курсовой работы, следующие:
- раскрыть понятие государственного суверенитета;
- рассмотреть сущность государственного суверенитета;
- исследовать конституционно-правовые гарантии государственного суверенитета в условиях реформирования федеративных отношений в России;
- проанализировать проблемы конституционно-правового регулирования принципа распространения суверенитета России на всю ее территорию.
Теоретическим фундаментом предпринятого исследования послужили фундаментальные труды авторов: Амиров М.Г., Дегдев Г.В., Зиновьев А.В., Шарифов М.Ш., Черепанов В.А., Эрмялиева Н.А. и других.
Специфика рассматриваемых проблем обусловила обращение автора к частнонаучным и специальным (дисциплинарным) методам, применяемым в юридической науке. К таковым, прежде всего, относятся: сравнительно-правовой и формально-юридический (догматический) метод.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Понятие и сущность государственного суверенитета
1.1. Понятие государственного суверенитета
Суверенитет является категорией общеправового характера, которая выражает государственную сущность. Несмотря на тот факт, что суверенитетом в некотором роде обладали еще древнегреческие государства-полисы, сама идея суверенитета и понимание его сущности возникли относительно недавно. Теория суверенитета формировалась поэтапно, учитывая обоснованные правовые взгляды, которые возникали на определенных исторических этапах, а также международную практику государственно-правового развития.
Возникновение понятия государственного суверенитета обычно связывают с подписанием Вестфальского договора в 1648 г., до этого момента международно-правовая практика не раскрывала указанного понятия. В данный период времени, государственная власть была сосредоточена только в руках монарха. Правитель имел неограниченную единоличную власть и свободно пользовался государственными землями, кроме того, лишить правителя его наследственных полномочий было недопустимо [27, с. 36].
Рассматриваемый период времени (XVI-XVII вв.) был переполнен экономическими и религиозными конфликтами, а также процессами трансформации европейских стран, что, в конечном счете, привело к Тридцатилетней войне [35, с. 98].
Завершение военных действий оформил Вестфальский мирный договор от 1648 г., который поделил между европейскими государствами завоеванные территории и установил новый порядок международного взаимодействия - «Вестфальскую систему». Вестфальская система запрещала вмешательство во внутренние дела стран вне зависимости от вероисповедания ее граждан. Произошло нормативное закрепление такой формы организации власти, как суверенное государство, более того был провозглашен принцип территориального суверенитета в межгосударственных отношениях [43, с. 84].
Таким образом, государственный суверенитет стал рассматриваться в качестве некой охраны государства от внешнего вмешательства. Логически вытекающим последствием становится закрепление основной формы политической организации общества - национального государства, соответственно, основополагающий принцип - соблюдать национальный суверенитет.
При появлении национальных государств, осознание сущности государственного суверенитета коренным образом меняется, в частности появилось понимание того, что суверенитет распространяется на весь народ, проживающий в рамках ограниченной страной территории. В этой связи, верховная государственная власть вызывает ассоциации с государством, а не с конкретным правителем. В последующем понятие суверенитета находит свое закрепление в теории.
Впервые оформил целостное учение о суверенитете французский философ и юрист Жан Боден. Первое определение «суверенитета» он отразил в «Шести трактатах о республике» 1576 г., которое гласит: «Суверенитет есть постоянная и абсолютная власть монарха» [26, с. 180]. Таким образом, Ж. Бодэн отрицал наличие какой-либо власти в государстве, которая считалась выше власти монарха.
Предложенная Ж. Боденом концепция суверенитета опиралась на идею верховенства светской власти. Данный подход во многом обусловлен историческими событиями, в частности, борьбой королей против самостоятельности крупных феодалов в рамках одной страны, а также стремление Папы Римского управлять королями. Ж. Боден охарактеризовал явление суверенитета при помощи пяти свойств: нормотворчество, решение вопросов военного характера, назначение на государственные должности, осуществление судебной функции в последней инстанции, помилование.
После того, как Ж. Боденом была сформирована основная концепция суверенитета, последовали многочисленные научные взгляды юристов и философов в отношении данного явления, которые в конечном итоге внесли весомый вклад в данном вопросе.
Так, Гуго Гроций считал, что для достижения положительного эффекта от осуществления государственной власти необходима совокупность свойств, среди который важное значение имеет верховная суверенная власть. Основными атрибутами государственной власти считал: нормотворчество в светской и религиозной области, правосудие, назначение кандидатов на государственную службу, сбор налоговых платежей, вопросы войны и мира, международное сотрудничество.
Известный немецкий юрист Г. Елинек определял суверенитет как способность государства к исключительному правовому самоопределению. Он считал, что только лишь суверенное государство может в силу своих правомочий «свободно нормировать содержание своей компетенции» [30, с. 363].
Необходимо также отметить и немецкого философа Г.В.Ф. Гегеля, который сформировал такое понимание суверенитета, которое является общепризнанным и в настоящее время. Так, Гегель предлагал разделить суверенитет на два элемента - внутренний и внешний. Внутренний элемент заключался в том, что единая воля государства внутри страны, проявляющаяся в принятии нормативных актов является внутренним государственным правом (das i№№ere Staatsreeht). Внешний элемент (das au- Беге Staatsreeht) заключался в том, что указанная государственная воля проявляется при международном взаимодействии. Фактически, указанное деление говорит о том, что суверенитет и государство являются единой и неразделимой категорией.
Таким образом, сущность и понимание государственного суверенитета систематически видоизменялись из-за меняющихся социальных, политических и экономических условий. В настоящее время правовая наука не стоит на месте и продолжает теоретическую разработку данного направления.
Парадоксально, но при имеющихся теоретических разработках в международном праве отсутствует формально-юридическое закрепление понятия суверенитета государства. Что касается научного определения государственного суверенитета, то большинством ученых-правоведов поддерживается точка зрения, что суверенитет выражает самостоятельность государства, верховенство и неограниченность его власти внутри страны, а также независимость и равноправие на внешнеполитическом уровне [25, с. 137].
1.2. Сущность государственного суверенитета
Необходимо также отметить, что современная действительность выделяет различные характеристики сущности государственного суверенитета.
Так, большинство ученых-юристов отмечают, что государственный суверенитет следует расценивать как неотъемлемый признак государства. С данным заключением нельзя не согласиться, так как основой данного умозаключения является исторический опыт, а также практика функционирования государственных институтов [28, с. 92].
Еще одной распространенной точкой зрения является восприятие государственного суверенитета как особого свойства государственной власти, в связи с чем, суверенитет находит отражение в верховенстве власти, ее самостоятельности и независимости. Данный подход к характеристике государственного суверенитета представляется весьма спорным, так как фактически происходит отождествление понятий «суверенитет» и «государственная власть». Вне всяких сомнений, государственная власть является олицетворением государства, более того, посредством власти государство осуществляет свою внешнюю и внутреннюю политику, однако суверенитет принадлежит не государственной власти, а государству в целом, так как именно государство вступает в правоотношения с другими суверенными государствами.
Давая характеристику государственному суверенитету, нельзя обойти стороной еще одну позицию ученых-правоведов, согласно которой государственный суверенитет - главный охраняющий и защищающий атрибут государства. Общепризнанными атрибутами государства признаются: территория, население, гражданство, публичная власть, суверенитет. Если нет одной из этих составляющих, нет и государства [31, с. 21].
Анализ вышеизложенных позиций и взглядов позволяет заключить, что государственный суверенитет является неотъемлемым признаком и атрибутом любого государства, однако существуют мнения, которые сводятся к тому, что термин «суверенитет» применим только к тем государствам, которые играют наиболее видную роль в современной жизни человека [33, с. 203]. В данном случае предполагается, что суверенитет вовсе не является важнейшим атрибутом государства, так как международная практика показывает, что допустимо существование государств и без суверенитета как такового. Более того, приверженцы данной позиции считают, что суверенитет присущ только тем государствам, в которых развита или развивается демократия.
Безусловно, тот факт, что суверенитет в большинстве своем базируется на принципах демократии, не оспорим, однако нельзя не отметить, что международная арена представлена не только демократическими государствами, существуют страны с авторитарными и тоталитарными режимами, которые также признаются суверенными. Уместным в данном случае является замечание профессора О.И. Чистякова: «Если суверенитет государства разных типов принципиально и различаются, то суверенитет всегда остается суверенитетом» [42, с. 103]. Таким образом, можно вывести основную мысль, что суверенитет присущ абсолютно любому государству, вне зависимости от формы государственного правления, формы государственного устройства и принципов, на которых основана власть в государстве.