Файл: Понятие и границы суверенитета государства ( Понятие государственного суверенитета ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализируя вышеуказанное, можно прийти к выводу, что источником власти в субъекте Российской Федерации является весь многонациональный народ в целом, а не какая-то его часть. Данное положение согласуется с нормами Конституции РФ, в соответствии с которой носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Возвращаясь к понятию государственного суверенитета, следует отметить, что государственный суверенитет - это исходящая от народа верховная власть, которая находит свое выражение в самостоятельном осуществлении государством своих функций [27, с. 34]. Таким образом, суверенитет государства можно назвать прямым продолжением суверенитета народа, который также является единым на всей территории России.

Исходя из вышеуказанного, можно прийти к выводу, что в Российской Федерации отсутствует суверенитет ее субъектов, и, следовательно, их нельзя считать государствами. При этом, не во всех федерациях господствует такой подход. Так в ст.40 Конституции Мексики, ее штаты провозглашаются суверенными [16], в ст.3 Конституции Швейцарии признается суверенитет ее субъектов [17].

По нашему мнению, в Российской Федерации наиболее оптимальной формой федерализма является существующий на данный момент, централизованный федерализм. Этот довод подтверждается историческим опытом, так как не более чем 20 лет назад, страна находилась на грани развала. Провозглашение суверенитета ряда регионов привело к усилению сепаратистских настроений.

В этой связи заслуживает внимание мнение И.Н. Барцица: «искусственное провозглашение суверенитета тех или иных частей единого государства может вести лишь к хаосу и анархии в государстве, его деградации и развалу» [24, с. 124].

Н.А. Эрмялиева отмечает, что наличие у субъектов федерации формально-правовых атрибутов государственности создает юридическую предпосылку регионального и этнополитического сепаратизма [43, с. 84]. Таким образом, мы считаем, что следует на уровне Конституционного суда Российской Федерации дать толкование ст.5 Конституции РФ, придающей субъектам РФ формальный статус государства.

Это необходимо также в силу того, что такой конституционный конфликт может играть негативную роль в процессе конституционализации Российской правовой системы, как симптом неадекватного толкования смысла отдельных конституционных положений, а также несоответствие и нарушение единства и взаимосвязи конституционных и отраслевых правовых норм [36, с. 131].


Что касается мер, способствующих укреплению государственного суверенитета и территориальной целостности РФ, то нами были выявлены противоположные мнения у различных авторов. Так например М.Г. Амиров пишет: «одним из главных пороков, таящихся в современной модели российского федерализма является то, что 32 субъекта образованы по национальному признаку. России ближе унитарная форма устройства, именно она способна в большей степени обеспечить национальную безопасность страны». Также он рассматривает возможность преобразования федеральных округов в субъекты федерации [22, с. 81].

На наш взгляд такие радикальные меры будут способствовать росту напряженности в обществе, а также усилению межнациональных конфликтов.

М.Ш. Шарифов считает наиболее оптимальной формой государственного устройства России унитарную республику с деволюцией отдельных субъектов (Татарстан, Чеченская Республика и т.д.). Он отмечает, что такая конфигурация государственного устройства не только отвечает современным потребностям, но и отражает исторические традиции России.

При этом, он сам упоминает о рисках, которые несет в себе деволюция, так он пишет: «При отсутствии развитого гражданского общества дево-люция скатывается в сепаратизм. В этих случаях деволюция делает более уязвимой власть в отношении узурпации региональными этнорелигиозными элитами, которые могут использовать государственную власть в собственных интересах в ущерб национальным. Деволюция в отсутствие развитого гражданского общества и партийной системы может привести и к росту коррупции и организованной преступности, к снижению транспарентности региональных органов власти» [38, с. 24].

С учетом того, что гражданское общество в России сейчас находится еще на этапе своего становления, деволюция приведет к усилению влияния национальных элит в субъектах и следовательно к обострению сепаратизма. О такой форме государственного устройства в России, на наш взгляд говорить пока рано.

Мы считаем, что поиск наиболее оптимальной формы государственного устройства должен быть основан на обеспечении государственной целостности, внешней и внутренней безопасности государства, поэтому следует устранить такие формальные основания для сепаратизма, как государственный статус субъектов федерации. Необходимо продолжать использовать в России федеративную форму государственного устройства с жесткой централизацией. Такой подход обеспечит целостность государства и учет особенностей отдельных территорий в формировании общегосударственной воли. При этом необходимо свести к минимуму пробелы и коллизии в регулировании федеративных отношений.


Заключение

Таким образом, государственный суверенитет – это, прежде всего, верховенство государственной власти внутри страны, независимость и самостоятельность государства по отношению к другим странам на внутри- и внешнеполитическом уровне.

Каждый из элементов суверенитета имеет определенное содержание. Верховенство государственной власти, в частности, предполагает, что только государство устанавливает «правопорядок, правомочия физических и юридических лиц, порядок (процедуры) их реализации, меры юридической ответственности».

Государственный суверенитет имеет два подвида:

1. Внутренний, при котором государство имеет исключительное право принимать законы, юридически применять силу.

2. Внешний, при котором государство может самостоятельно проводить внешнюю политику от имени всего общества. Международные договоры, подписанные от имени правительства, обязаны исполняться всеми гражданами.

Суть территориального суверенитета заключается в том, что «государство осуществляет высшую, верховную власть над всеми лицами, находящимися на национальной территории».

Территориальное превосходство, являющееся неотъемлемой чертой государственного суверенитета, означает подчинение всех лиц и организаций государству.

В то же время превосходство на территории проявляется в автономном и независимом осуществлении внутренних функций государства, что особенно отражается на выборе основных направлений экономической и социальной политики, а также при определении сферы полномочий и основных видов деятельности государственных органов, установление прав и обязанностей членов общества.

Осуществление верховной власти над всеми лицами и организациями, расположенными на территории государства, является важным свидетельством суверенитета государства в его границах.

В России государственный суверенитет является одной из основ конституционного строя и принадлежит Российской Федерации в целом (ст. 4 Конституции РФ 1993 г.). Обладание российским государством суверенитетом означает наличие у него исключительных нормотворческих и правоприменительных полномочий (суверенных прав).

В частности, согласно Конституции РФ 1993 г., государство имеет право: регулировать и решать вопросы гражданства (ст. 6, 62); регулировать права, свободы, обязанности человека и гражданина (гл. 2, ст. 71); устанавливать и взимать налоги и сборы (ст. 57, 71, 75, 106); устанавливать государственный язык (ст. 68) и государственные символы (ст. 70); осуществлять денежную эмиссию (ст. 71, 75, 106); определять составы преступлений и ответственность за их совершение (ст. 71); решать вопросы войны и мира (ст. 71, 106); проводить внешнюю политику (ст. 71, 80, 86, 114); заключать международные договоры (ст. 15, 71, 86, 106, 125); устанавливать дипломатические отношения с другими государствами (ст. 86); участвовать в межгосударственных объединениях (ст. 79); принимать в состав РФ новые территории (ч. 2 ст. 65); защищать свою территорию и государственную границу (ст. 4, 71); создавать вооруженные силы (ст. 59, 87, 102); вводить чрезвычайное или военное положение (ст. 56, 87, 88, 102).


Суть суверенитета России выражается в его гарантиях, которые нашли свое отражение в Конституции Российской Федерации. Гарантии суверенитета определяют основные начала в построении государственной власти по вертикали, которые сводятся к верховенству государственной власти, единству и независимости государственной власти, разграничению предметов ведения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и полномочий органов власти субъектов Российской Федерации, равноправию и самоопределению народов в Российской Федерации.

Сегодня проблема понимания сущности суверенитета заключается в его чрезмерной легализации. Юридическая наука рассматривает суверенитет только в узко-позитивном смысле, соотнося его с государственной властью. Но в то же время необходимо понимать, что по своей природе государство является социальной или, другими словами, организационной частью общества.

Политическое начало суверенитета – это организация власти, попытка обосновать существующие отношения в обществе. В этом случае суверенитет является механизмом легализации государственной власти.

В действующем российском законодательстве заложен комплексный подход к проблемам государственного суверенитета. Его основу составляют Закон РФ «О безопасности», Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Список использованной литературы

Нормативные правовые акты

  1. Конституция РФ принята 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) //Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 05.02.2014 опубликован в «Собрании законодательства РФ», 03.03.2014, № 9, ст. 851.

Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 № 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» //Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 2. Ст. 22.

  1. Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (1 ч.), ст. 4916.
  2. Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 03.07.2016) "О Государственной границе Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) // "Российская газета", N 84, 04.05.1993.
  3. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 05.02.2018) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 18.10.1999, № 42, ст. 5005.
  4. Федеральный закон от 04.07.2003 № 95-ФЗ (ред. от 05.02.2018) «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 07.07.2003, № 27 (ч. 2), ст. 2709.
  5. Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, № 52 (1 ч.), ст. 4916.
  6. Постановление Правительства РФ от 11.08.2014 № 790 (ред. от 22.01.2018) «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» // «Собрание законодательства РФ», 18.08.2014, № 33, ст. 4595.
  7. Послание Президента РФ от 30 марта 1999 года «Россия на рубеже эпох» // Российская газета. 1999. 31 март.
  8. Послание Президента РФ от 26 апреля 2007 года «О важнейших общенациональных задачах» / / Российская газета. 2007. 27 апр.

Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 г. // Парламентская газета. 2016. 2-8 дек.

  1. Конституция Республики Ингушетия (принята 27 февраля 1994 г.) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] URL: http://constitution.garant.ru/region/cons_mgush/#text.
  2. Конституция Республики Татарстан от 6 ноября 1992 г. (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] URL: http://constitution.garant.ru/region/cons_tatar/.
  3. Конституция Республики Крым Принята Государственным Советом Республики Крым 11 апреля 2014 года [Электронный ресурс] URL:http://rapsinews.ru/legislation_publication/20140412/271132606.html.
  4. Конституция Республики Татарстан от 6 ноября 1992 г. (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] URL: http://constitution.garant.ru/region/cons_tatar/ .
  5. Конституция Мексики от 5 февраля 1917 года (с позднейшими изменениями) [Электронный ресурс] URL: http://www.uznal.org/constitution.php?text=Mexico&language=r.
  6. Союзная конституция Швейцарской Конфедерации от 18 апреля 1999 года [Электронный ресурс] URL:http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions/constit/swiss/swiss--r.htm.

Судебная практика

  1. Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 14 июля 1997г. № 12-П // Собрание Законодательства РФ. 1997. № 29. Ст. 3581;
  2. Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П // Собрание Законодательства РФ. 2000. №25. Ст. 2728.
  3. Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. №8-П // Собрание Законодательства РФ. 2002. № 15. Ст. 1497;
  4. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2015 г. №13-П // Собрание Законодательства РФ. 2006. № 3. Ст. 336.

Научная литература

Амиров М.Г. Суверенитет и территориальная целостность России как конституционно-правовые принципы: дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.02 Махачкала, 2004. С. 81.

  1. Бабурин С.Н. Мир империй. Территория государства и мировой порядок. - СПб.: Юридический Центр Пресс, 2005. С. 139.
  2. Барциц И.Н. Правовое пространство России. Вопросы конституционной теории и практики. М.,2000. С. 124.
  3. Бирюков П.Н. Международное право. - М., 2013. - С. 137.
  4. Боден Ж. Шесть трактатов о республике // История политических и правовых учений. - М., 1995. - С.180.
  5. Валяровский Ф.И. Суверенитет в конституционном строе Российской Федерации: дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.02 М.2003. С. 34.
  6. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М., 2005. - С. 92.

Дегдев Г.В. Современный Российский федерализм: особенности правового статуса и основные направления его совершенствования. Дисс...канд. юрид. Наук. М., 2001. С. 81.

  1. Еллинек Г. Общее учение о государстве. - СПб., 2004. - С.363.
  2. Зиновьев А.В. Суверенитет, демократия, государство // Правоведение. - 2006. - №6. - С. 21.
  3. Клименко Б. М. Мирное решение территориальных споров. М., 1982. С. 93.
  4. Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву. - М., 1912. - С. 203
  5. Конституционное право: университетский курс: учебник: в 2 т. / под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. М.: Проспект, 2015. Т. 2. С. 52.
  6. Марченко М.Н. Государственный суверенитет: Проблемы определения понятия и содержания // Правоведение. - 2003. - №1. - С. 185.
  7. Мельников В.Ю. Проблема конституционных коллизий//Успехи современной науки. 2016. №9. Т.3 С. 130 - 132.
  8. Саратовский проект Конституции России. М., 2006. – С. 10.