Файл: Сходство и отличие требований права и морали ( Взаимодействие морали и права как факторов преодоления общественного хаоса ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Представленная модель связи морали и права предполагает общность данных нормативных систем, порожденная едиными общественными отношениями, которые дополняются общностью их функционального значения. Мораль и право сообща формируют эталоны и стандарты, включаемые в ценностно-нормативную ориентацию общества.

Обеспечить реализацию даже самых насущных прав человека, по мнению Лемешева М.Я., невозможно без соблюдения духовно-нравственных устоев общества. Бездуховного, безнравственного человека не могут удержать от антигуманных, античеловечных, преступных решений, поступков и действий никакие законодательные предписания.

Статья 51 Конституции Российской Федерации признает за каждым членом общества право «не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников», что важно в моральном плане, и подобное морально-правовое взаимодействие в законодательстве защищает свободы личности и является условием функционирования права в современном российском общества. Проблема неоказании помощи имеет моральный и правовой аспекты. Оказывать помощь кому-либо, например медицинской, - общечеловеческая нравственная обязанность, неоказание помощи аморально.

Позицию этиков в отношении прав человека определил А.А. Гусейнов, согласно его учению, нормы и принципы этики прав человека провозглашаются всеобщими и универсальными и в том смысле, что их действие распространяется даже на те области отношений между людьми, которые, казалось бы, лежат вне сферы действия этических норм, - политику, право, экономику», то есть права человека истекают из требований морали.

Права человека есть высшая моральная и правовая ценность, они принадлежат человеку от рождения и не создаются законами государства. Закрепив эти положения, Конституция России поставила общепризнанные нормы о правах человека на высшей уровень в правовой системе страны: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией» (ч. 1 ст. 17), которая есть «фундамент и сердцевина всей правовой системы. Существенным разделом конституции как основного закона государства являются права человека (свобода совести, слова, собственности, личной неприкосновенности и т.д.). Именно они суть чистое воплощение права».

Лукашева Е.А. определяет, что именно взаимодействие морали и права приводит к «совершенствованию механизмов защиты прав и свобод человека, а, в конечном счете, - в создании правовой основы общества, основанной на свободе, автономии человека, на нормальном взаимодействии с другими людьми».


Вместе с ростом сознательности граждан возрастает эффективность правового регулирования общественных отношений, выполнение требований норм права воспринимается гражданами как долг перед обществом и государством, расширяется и углубляется взаимодействие морали и права.

Именно в правах человека формируется уникальная модель взаимосвязи морали и права, где мораль и право проявляют сближающие их качества и могут раскрыть в полной мере свой взаимодополнительный потенциал.

Основным же признаком, делающим возможным взаимосвязь морали и права на основе их общих черт, является совпадение их ценностных приоритетов. Защита нравственных ценностей гарантирована законодательством о защите жизни, здоровья. Например, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[15] от 24.07.1998 года признал приоритетным «воспитание высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданства». Эти морально-этические (нравственные) принципы современного российского права составляют естественные законы, символизирующие основные фундаментальные права человека. К этим естественным законам относятся: свобода, равенство, право на жизнь, право на собственность, достоинство, справедливость, семья и т. д.

Анализируя соотношение морали и права, можно заключить, что выполнение правовых норм обуславливаются тем, в какой мере они соответствуют требованиям морали. Правовая жизнь общества не может развиваться вне моральных категорий гуманизма и социальной справедливости, совести и чести, добра и человеческого достоинства, свободы и ответственности. Органически включенность этих нравственных идеалов и принципов в реальные правовые связи и отношения - свидетельство повышения моральной ценности права.

«Нравственное измерение» права - неотъемлемое условие его дальнейшего развития и совершенствования, усиление его личностной, гуманистической ориентации. Вся сфера действия права должна быть «пространством моральности». Нормы права не должны противоречить положительным устоям общества. Вместе с тем требования общественной морали непременно учитываются государственными органами при разработке нормативных актов государства. Тесное взаимодействие морали и права определяет необходимость усиления связи правового и идейно-нравственного воспитания личности.

Система мотивации нравственного поведения, ориентированного на идею добра и справедливости, соображения о полезности выполнения моральных обязанностей, послужила историческим прототипом модели правомерного поведения, законопослушной человеческой деятельности в сфере права. Ее внутренние и внешние резервы обеспечения социальной лояльности индивидов учитываются и используются и в современной правовоспитательной работе государства и общественных объединений.


Модель взаимосвязи морали и права призвана учесть многообразие интересов и мотивов деятельности различных субъектов; создать условия, способствующие выбору поведения, позволяющего в российской действительности взаимоувязывать общественные и частные интересы. Данная модель может быть как формализована, в основном предписывающая (что и как надо сделать в обязательном порядке), так и не формализованна. Данная модель может влиять не только на выбор индивида вариантов действий в обществе, но и на процессы формирования аксиологических целей деятельности. И моральные, и правовые нормы связаны с системой ценностей, принятой в той или иной социальной общности и определяющей выбор средств для обеспечения ее потребностей и интересов.

Важная роль модели взаимодействия морали и права - влияние на ценностные ориентации, мировоззрение членов общества в целом, их поведение в разных сферах социальной жизни, что должно привести к формированию социальных навыков поведения, т. е. сформированного и закрепленного поведения, с помощью которого человек может осуществлять целенаправленные действия, разрешать проблемы, возникающие во взаимодействии между людьми.

Всякое противоправное поведение является также противонравственным. Право предписывает соблюдать законы, того же добивается и мораль. Во многих статьях Конституции России, Декларации прав и свобод человека[16], других важнейших актах оценки права и морали сливаются. Это и неудивительно - ведь право, как уже говорилось, основывается на морали. Оно не может быть безнравственным. Цели у этих двух регуляторов в конечном счете - одни.

Представленная модель дает приоритет морали и права над другими социальными регуляторами, направлена на решение проблем развивающегося российского общества. Основные принципы предложенной модели - равноправие и сотрудничество. Равноправие означает взаимное равенство как в области прав, так и в области моральной ответственности. Равенство морали и права выражается в их поддержке друг друга в регулировании общественных отношений, в том, что их требования во многом совпадают, например мораль осуждает все виды правонарушения; моральную и правовую оценку получает любой поступок.

Мораль и право как составные части культуры общества органически связаны друг с другом, более того, можно говорить о глубоком взаимопроникновении морали и права. Они взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Правовая система государственно-организованного общества закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали, нравственную культуру населения страны, исходит из того, что нравственная основа права является важной составной величиной общей регулятивной потенции права, что право должно быть нравственным, законы должны быть справедливыми и гуманными. Законы правового государства должны воплощать в себе высшие моральные требования современного общества.


Данная модель признает взаимосвязь морали и права неотъемлемой частью и условием функционирования демократического общества, так как его предпосылки закладываются на основе уважения прав и мнений всех ее членов. Модель взаимосвязи морали и права образует социальную ценность, реально существующую и активно влияющую на практику. Там, где право отказывается давать какие-либо предписания, выступает со своими велениями мораль; там, где мораль не способна одним своим внутренним авторитетом сдерживать проявления эгоизма, на помощь ей является право со своими средствами внешнего принуждения.

Итак, представленная модель должна быть включена в общественные отношения, в социальный контекст. Важно чтобы мораль и право системно участвовали в общественном регулировании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мораль - специфическая форма общественного сознания. Во-первых, она носит универсальный характер. В отличие от других форм сознания (правового, политического и др.), отражающих конкретную сферу бытия, моральные принципы, нормы, традиции применимы во всех сферах жизнедеятельности человека: в быту, политике, труде, учебе, семейных, групповых, международных отношениях и т.д. Во-вторых, моральное регулирование не опирается на силу государства, административные или экономические принуждения. Гарантом действенности моральных норм выступает господствующее общественное мнение, традиции, нравы, привычки. Выполнение моральных требований отдельным человеком контролируется всеми людьми. В-третьих, специфичен оценочно-императивный механизм регулирования моралью общественных отношений. Человек сознательно или бессознательно оценивает всю окружающую его действительность, и эта оценка заставляет его действовать в определенной направленности. Особенностью морали является и то, что она может осуществлять функцию регулирования только тогда, когда нравственные принципы, нормы восприняты человеком как свои личные и когда существует свобода, возможность следовать им в своих действиях.

Моральные отношения представляют собой совокупность конкретных идеально-духовных зависимостей и связей, которые возникают между людьми в процессе их деятельности. Их специфика заключается в том, что эти отношения нельзя выделить в чистом виде, есть лишь сторона (аспект) трудовой, политической и других видов деятельности, отражающая направленность отношений (по критерию добра и зла) человека с другими людьми, с обществом в целом. Моральные отношения оцениваются не только по самим действиям личности (социальной общности), но и по их мотивам, побуждениям, намерениям.


Содержание основных моральных категорий обусловливается общечеловеческими понятиями о нравственности, сущностью господствующих социально-экономических отношений и спецификой ментальности конкретного этноса.

Под воздействием социальных и иных жизненных обстоятельств сложилось множество определений права, которые отражают различные стороны правовой жизни и подходы к ней. С течением времени это понятие претерпевало изменения.

Основными признаками права являются: государственно-волевой характер; системность и упорядоченность; нормативный характер; обязательность и общедоступность; формальная определенность; властно-регулятивный характер.

В настоящее время право вышло на ведущие позиции по сравнению с другими социальными нормами. Ценность права заключается в том, что с его помощью вносится стабильность, согласованность, организованность в общественные отношения. Право гарантирует свободу людей. Право является одним из самых цивилизованных средств социального контроля над поведением людей в обществе. С помощью права формируются гуманистические ценности.

Взаимосвязь норм морали и норм права в единой системе раскрывает комплексные свойства входящих в социокультурную нормативную систему составных частей. Являясь приоритетными типами нормативного регулирования, мораль и право взаимосвязаны друг с другом. Формула взаимосвязи выражена следующим образом - мораль не должна требовать нарушения закона, а право не должно закреплять в своих нормах безнравственных поступков. Отступление от этих требований ведет к тому, что нормы права вступают в противоречие с моралью. Влияние морали на право повышает его авторитет, усиливает регулятивный потенциал. Это в особенности ощутимо в тех случаях, когда моральные нормы и принципы приобретают юридическое значение, т.е. закрепляются в праве. Так, фундаментальный принцип права, как принцип добросовестного исполнения обязательств трансформировался в правовую систему из морали, где он с глубокой древности известен как принцип верности данному слову.

Взаимосвязь морали и права - объективно существующая зависимость между моралью и правом, обусловленная их регулятивной природой и связанной с этим доминирующей ролью в системе нормативного регулирования. Наряду с правом мораль доминирует в этой системе. В сравнении с иными социальными нормами у морали наиболее широкая сфера действия. Лишь небольшие участки социальной действительности свободны от моральных оценок. Это означает, что сфера действия морали и права в значительной мере пересекаются. Говоря о взаимодействии морали и права, необходимо отметить, что их требования в решающих сферах отношений совпадают по содержанию. То, с чем борется право, как правило, осуждает и мораль. Право требует соблюдать закон, это же предписывает и мораль. Закрепляя в законе запреты на совершение аморальных, опасных для общества деяний, право подкрепляет их юридическими санкциями, применяемыми к нарушителям общественного порядка. С другой стороны, то, что право разрешает и поощряет, как правило, приветствует и мораль.