Файл: Сходство и отличие требований права и морали ( Взаимодействие морали и права как факторов преодоления общественного хаоса ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Взаимодействие морали и права как факторов преодоления общественного хаоса
1.1 Право и мораль в человеческом поведении
1.2 Мораль и право как факторы регуляции общественных отношений
1.3 Сопоставление права и морали
2 Проблема понимания морали и права
2.1 Мораль и право в политико-правовой мысли Древней Руси
2.2 Взаимосвязь морали и права в современных российских условиях
ВВЕДЕНИЕ
Мораль и право являются регуляторами общественных отношений. С их помощью государство, действуя на сознание и волю индивидов, склоняет их к определенному поведению, государство нуждается в праве в не меньшей степени, чем право в государстве.
В наши дни философы и правоведы, ученые, работающие в различных областях социально-гуманитарного знания, политики и представители органов правопорядка выражают озабоченность распространением таких явлений, как имморализм и правовой нигилизм, разрушающих общественный миропорядок и углубляющих социальную аномию.
Многие отечественные исследователи полагают, что в обществе, понимаемом как совокупность отношений между людьми, наиболее древним образованием, способствующим укреплению общественных отношений, является мораль. Вместе с тем с античных времен некоторые мыслители проводят мысль о том, что в классовом обществе в условиях расширяющихся и углубляющихся социальных конфликтов регулирующая значимость морали уменьшается и, следовательно, роль других социальных регуляторов, в особенности права, должна возрастать. В силу этого анализу взаимодействия морали и права как факторов преодоления общественного хаоса присуща не только теоретическая значимость, но и социально-практическая актуальность.
Право и мораль обладают существенными различиями. Однако им присущи общие черты: правила общежития, возникающие в сознании людей, соответствующие определенному типу культуры, направленные на регулирование общественных отношений. В данной курсовой работе представлены результаты анализа основных аспектов взаимосвязи морали и права в системе социальной реальности, а также рассмотрены генеральные направления взаимодействия моральных и правовых норм как факторов регуляции человеческой деятельности в условиях современного общества.
Право и мораль регулируют разные стороны человеческого поведения: с точки зрения закона и с точки зрения общественного мнения. Богатство и сложность общественных отношений отражаются на скорости формирования новых моральных норм и законотворчества.
Регуляторы общественных отношений (морали и права), в т.ч. исторические и современные аспекты их формирования, имеют большое значение в жизнедеятельности современного общества.
Изучение регуляторов общественных отношений (морали и права), в т.ч. исторических и современных аспектов их формирования, имеет большое значение в жизнедеятельности современного общества, что подтверждает важность рассматриваемого вопроса и актуальность исследования.
Объектом исследования является современное российское общество как развивающаяся система.
Предметом исследования выступает сходство и отличие требований права и морали как регулятивных факторов развития современного российского общества.
Цель исследования: анализ проблемы взаимодействия морали и права как социокультурных нормативных систем в обществе.
В ходе написания курсовой работы для достижения цели использовались следующие задачи исследования:
рассмотреть проблемы поведения человека в рамках морали и права;
привести общие и различные свойства морали и права;
подчеркнуть, что вся история развития человеческого общества связана с правилами морали, которые лишь со временем находили отражение в праве;
рассмотреть проблему понимания морали и права с точки зрения православных авторов и богословов Киевской Руси, а также взаимосвязь морали и права в современных российских условиях.
Исследование основано на диалектическом методе научного познания, который определяет взаимосвязь теории и практики, а также на общенаучных методах познания: системном, логическом, социологическом, сравнительно-правовом, системно-структурном.
Курсовая работа подготовлена в процессе проводимого системного исследования морально-правовой реальности как общественно-исторического феномена, содержание которого составляют морально-правовые отношения, морально-правовые нормы, морально-правовое сознание.
Материалом для написания курсовой работы являются произведения классиков философии, а также научные статьи, монографии правоведов, социологов, психологов, посвященные актуальным проблемам общественного сознания и социального поведения.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
1 Взаимодействие морали и права как факторов преодоления общественного хаоса
1.1 Право и мораль в человеческом поведении
В обществе всегда были идеальные цели общения. К идеальным, а потому вечным целям жизни относятся счастье, понимание смысла жизни и нравственная свобода. Эти три категории тесно связаны между собой. Цель жизни - разумеется, достижение счастья, осознание этого идет через нравственную свободу, которой добивается каждый человек. На протяжении всего изложения курсовой работы показана тесная связь между самим существованием человека и его представлениями о нравственности, а также оформлением этой связи на уровне права и морали. В частности, здесь очень важно знать следующее: есть тесная связь между мирозданием и жизнью человека и всей биосферы в целом; созданные нравственные правила не являются чем-то раз и навсегда данными; они подвижны и изменчивы; человек сам по себе уникален настолько, что может быть сравним по сложности и непредсказуемости с самой Вселенной.
Понимание счастья по Фрейду: это разрешение страданий. «Наше исследование о счастье пока дало нам мало такого, что не было бы общеизвестным».
Любить жизнь можно по-разному. Гедонизм, эпикурейство, пифагорейство, ницшеанство, отшельничество, аскетизм, самоубийство, нигилизм, биоэтика и многие другие представления о смысле жизни: смотрите, какое поразительное многообразие! Есть еще и другие причудливые формы, к примеру, известное в 60-е годы ХХ века движение хиппи, поп-панков, рок-металлистов; это готы, представители движения эмо, и проч. В современных условиях последние больше связаны с субкультурами молодежи, преимущественно городской. То, что хорошо представителям этих субкультур, возвеличивается в ранг правил, или ценностей, что, превратившись в стереотип, становится чертой поведения.
Нравственная свобода в представлении каждого человека связана со степенью его самовыражения, а также подтверждением его достоинства на всех жизненных ступенях и во всех ситуациях; подтверждение его «самости» и есть определенное выражение нравственной свободы.
Представления о смысле жизни имеет непосредственное отношение к экзистенциальному пониманию жизни: осознание смерти и есть порог понимания смысла жизни. Именно смерть проводит рамки между осознанным проживанием отпущенных дней и просто растительным существованием.
Конфликт между принципом удовольствия и принципом реальности - он беспрерывно решается, но с разными последствиями; но он непримирим, как подчеркивает Маркузе[1]. У древних тоже есть подобные высказывания: получение удовольствия, удовлетворения каких-либо потребностей приводит к чувству удовольствия. В целом можно сказать, что в разрешении вышеуказанного конфликта определенную, а иногда решающую роль играет сформировавшаяся на протяжении многих веков правовая система общества.
На сегодняшний день эта система достаточно гибка, для того, чтобы защитить все базовые права человека и вместе с тем уязвима, поскольку не может вместить в себя все изменения, которые стремительно наступают в условиях нового цивилизационного витка: это глобализация и те требования, которые она выдвигает перед обществом. Соотношение между ролью правовых и нравственных норм в поведении человека в разных обществах выглядит по-разному; обычно в традиционных обществах преобладает значение нравственных норм.
Культы и верования в поведении человека до сих пор играют определенную роль. Интересно было бы проследить, как эта составная часть социальных норм, лежащих в основе поведения человека, связана с правом, насколько однозначно есть соответствие между религиозными предпочтениями человека и их отражением в законодательствах стран или отдельных обществ.
Несмотря на наличие великих религиозных систем, среди населения любого региона мира развиты и иные культы и верования. Они также сказываются в поведении человека, в частности, в соблюдении различных нравственных норм: усвоение этих норм идет через эти верования и культы.
Именно изменчивость одерживает верх в любых традиционных обществах, сегодня идет переориентация человеческого сознания на другие ценности. Разумеется, они прежде всего связаны с вышеуказанным процессом глобализации, с ролью здесь новых информационно-коммуникационных технологий. Трансформация традиционных ценностей происходит с разной скоростью, но она необратима. Новые человеческие качества, которые при этом формируются, приводит к тому, что каждый день мы стремительно меняем свое отношение к миру: орбита его, вращающегося вокруг нас, становится все больше.
Это выражается в том, что владея ежедневной, самой важной информацией, готовность воспринимать как плохую (для всех и лично для каждого из нас), так и хорошую информацию. Отсюда естественна смена ценностей в виде человеческих качеств на новые: мобильность, мышление более гибкое, легкость избавления от стереотипов, думать и жить вселенскими категориями и масштабом.
Планетарный разум - сказал бы об этом Теййар де Шарден. В. Вернадский назвал бы это ноосферой (он так и называл совокупный разум человечества). Главное качество - человеколюбие, или гуманизм, которое формируется, несмотря на такие преграды, как ксенофобия, расизм, идеология в виде целенаправленной обработки умов. Обыкновенное благоразумие всегда подскажет человеку, как действовать в той или иной ситуации. Бывает, что пересиливает религиозная неприязнь, какие-то политические и националистические расчеты. Но чаще бывает наоборот: человеческое гуманистическое начало берет верх. Именно эта тенденция и отражается в правовых нормах; законодательная база каждой страны прежде всего отражает в себе общечеловеческие ценности, но с точки зрения запрета, отвечая на вопросы «что не надо делать?» и «как надо делать все правильно?».
Если рассмотреть этические правила древних, то следует отметить следующие особенности. К примеру, в Риме было распространено мнение о всемогуществе богов; необходимо было их покровительство, чтобы в жизни каждому сопутствовала удача. Общественная жизнь была построена на сословных отношениях, в том числе и связанных с рабовладением; в представлениях о мировом и общественном устройстве господствовали мифология и разные древние верования. К примеру, предметом спора порой бывали такие темы, как есть ли у женщины душа, и проч. Впрочем, отношение здесь к женщинам было не из лучших: женщины играли второстепенную роль и не имели никаких прав даже на собственных детей.
Помимо этого, правила, определявшие течение жизни и их последовательность, в немалой степени были связаны с природными условиями, прежде всего временами года. Одна из важных жизненных установок была связь с рождением и смертью. Легче всего это можно было проследить на смене времен года, больше всего акцентировались сбор урожая, т.е. осень, и весна, как возрождение после смерти, или зимы. Необходимость следования этим циклам подтверждалась многими обрядовыми действиями, выполнение которых обещало плодородие и достаток.
Следовательно, здесь имелась и нравственная сторона проблемы: следованием обрядам, таким, как жертвоприношение, ритуалам, связанные с огнем, водой, растениями, людьми, животными, должны были подчеркивать жизненную стойкость человека, и самое главное - подтвердить его способность к продолжению жизни. Не случайно во всех религиях безбрачие и бездетность считаются большим грехом, а если это делается специально - то и преступлением, которое должно быть наказано.
К примеру, у ацтеков в XVI веке был обычай воздавать пленнику божеские почести, а потом - приносить его же в жертву какому-либо божеству, и затем съедать его[2]. Жертвоприношение богу распространено также в ряде мировых религий, хотя сейчас это совершается как подтверждение преданности вере, в жертву приносятся животные или разные подношения больным и бедным.
Особенно распространены ритуалы с огнем: почти у всех народов мира огонь имеет очищающую силу, разжигание костров, прыжки через него, факелы на длинных шестах или в руках способствуют благополучию человека и благоприятствуют росту урожая, предохраняют от опасностей. Огонь очищает от всякой напасти. Полученные в результате этого качества и навыки - положительные, т.е. отвечающие нравственным принципам жизни человека.
Эти принципы покоятся на понятиях об идеальном человеке, идеальной жизни: человек должен быть здоров, должен приносить здоровое потомство, уметь противостоять жизненным напастям. Трудности могут происходить как от людей, так от богов или различных злых сил. В совокупности это называют злом, в противоположность добру. Впоследствии эти две категории становятся самыми главными в учении об этике, в частности, во многих философско-религиозных системах рассматривается содержание именно этих категорий. Правовая система также исходит из представлений об идеальном обществе и идеальном человеке, и принимает необходимые меры для достижения этого идеала. Различие между возможностями права и морали в этом отношении состоят в том, что мораль в большей степени опирается на общественные идеалы и традиции, право же исходит из реальных обстоятельств.