Файл: Сходство и отличие требований права и морали ( Взаимодействие морали и права как факторов преодоления общественного хаоса ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Взаимодействие морали и права как факторов преодоления общественного хаоса
1.1 Право и мораль в человеческом поведении
1.2 Мораль и право как факторы регуляции общественных отношений
1.3 Сопоставление права и морали
2 Проблема понимания морали и права
2.1 Мораль и право в политико-правовой мысли Древней Руси
2.2 Взаимосвязь морали и права в современных российских условиях
Традиции «Слова…» продолжает и «Поучение» Владимира Мономаха, содержащее нравственно-этические наставления к потомкам, написанные князем на склоне лет («на санях»). Кроме того, Мономах делает также и некоторые программные заявления; «он реально осуществил свою политическую программу, его «Поучения» можно назвать первой государственной доктриной, сформулированной в виде политического завещания…».
Иными словами, Владимир Всеволодович, имея устоявшиеся теоретические воззрения по вопросам государственного управления, организации повседневной жизни, основанные на православной христианской догме, всеми силами воплощает их в жизнь (облегчая, скажем, жизнь социально незащищенных слоёв населения особыми властными распоряжениями). Он подтверждает необходимость праведной жизни во Христе не столько умозрительными конструкциями, сколько собственным деятельным примером, причем примером княжеским, выступая в качестве верховного устроителя дел государственных с позиций заботы не только о самом государстве, но также и о своих подданных, народе. Мораль долга, прежде всего христианского, ведет князя на протяжении всей его жизни, проникает во все сферы общественных отношений, служит источником любых форм регулирования. Можно сказать, что в своем «Поучении» великий князь не только не отступает от религиозного канона, сколько всячески стремится воплотить его в жизнь, обращая в своих делах внимание на самые тонкие нюансы.
К сожалению, программа «Поучения», объемлющая вопросы социальные, политические, воспитательные, образовательные и многие другие, наставляющая читателя с позиций традиционных ценностей, не содержит никаких указаний в чисто правовой сфере. Поэтому для выводов в вопросе о соотношении морали и права необходимо обратиться и к иным источникам. Мораль в «Поучении» есть мораль долга, мораль христианская, основанная на заповедях и церковном каноне, традиции феодального общества, причем князь служит верховным её воплощением, представляет собой нравственный идеал; воспитательное значение заключается в требовании соответствовать этому идеалу и руководствоваться им.
Проведенный обзорный анализ двух важнейших источников политико-правовой мысли Древней Руси позволяет сделать ряд интересных обобщений. Во-первых, Древнерусское общество во взглядах на природу и сущность морали и права придерживалось традиционных воззрений, характерных для феодальных христианских государств. Во-вторых, отсутствие разделения, различения источников морали и права влекло к их достаточно тесному взаимодействию и взаимопроникающей связи.
2.2 Взаимосвязь морали и права в современных российских условиях
Моделью может стать искусственно созданный абстрактный объект, отражающий свойства и поведение реальных объектов, что позволяет представить в наглядной форме объекты и процессы, недоступные для непосредственного восприятия. В процессе построения модели выделяются главные, наиболее существенные свойства, особенности изучаемого объекта, явления или процесса.
Моделирование - способ упрощенного представления о реальном объекте, замещение реального объекта его аналогом. Распространённое заблуждение при построении моделей - требовать точное ее представление. При построении модели описываются причинно-следственные связи, позволяющие понять систему в целом.
Модель играет системообразующую и смыслообразующую роль в научном познании, позволяет понять явление, структуру изучаемого объекта. Не построив модель, вряд ли удастся понять логику действия системы. Модель позволяет разложить систему на элементы, связи, механизмы, требует объяснить действие системы, определить причины явлений, характер взаимодействия составляющих.
По области использования модель взаимосвязи морали и права классифицируется в качестве имитационной модели и отражает реальность с той или иной степенью точности, а точнее имитируют ее для изучения и оценки последствий взаимодействия морали и права на реальную обстановку в развивающемся российском обществе. Подобный метод выбора правильного решения называется методом проб и ошибок. С учетом фактора времени представленная модель дает как бы одномоментный срез информации по объекту, то есть модель статична, однако взаимодействие морали и права, возможно, изучать, применяя и динамическую модель.
В основе представленного метода моделирования лежит информационный подход к изучению взаимосвязи морали и права в современных российских условиях, то есть по способу представления данную модель нельзя потрогать или увидеть воочию, она не имеет материального воплощения, так как строится только на совокупности информации, характеризующей свойства и состояние самого процесса взаимосвязи. К информационным моделям можно отнести вербальные модели, полученные в результате раздумий, умозаключений, то есть это информационная модель в мысленной или разговорной форме.
Потребность общества в определении модели взаимосвязи морали и права обусловлена тем, что эта морально-правовая связь есть необходимая составляющая социальных отношений современного российского социума. Во многом социальные отношения регулируются одновременно нормами как морали, так и права.
Оптимальная модель взаимосвязи морали и права всегда будет труднодостижимой. Сегодня достичь ее не удается ввиду неизбежных противоречий в обществе. Российскому обществу на современной стадии своего развития свойственно снижение моральных устоев, правовой нигилизм, смещение социальных ценностей в сторону наживы. Существующая социальная обстановка в стране приводит к желанию общества усилить действия морали и права для достижения положительного результата в развитии России. Для решения социальных проблем необходима организация связи морали и права, логику данного процесса содержит в себе модель взаимосвязи морали и права.
Построение модели взаимосвязи морали и права необходимо с целью минимизации конфликтных ситуаций в обществе, преодоления правового нигилизма и имморализма. В рамках этой модели взаимосвязь морали и права рассматривается как обмен определенными действиями, их свойства: рациональность, ответственность, объективность и осознанность.
Исходный объект и его модель понимаются как системы. Понятие системы предполагает: наличие составляющих ее элементов и связей между ними; целостность системы (удаление элемента невозможно без ущерба для целого); наличие свойств, которые проявляются как через отношения между элементами модели, так и через отношения с внешними объектами.
Противоречия между моральным представлением и правосознанием могут быть в определении преступления, административного проступка, мер уголовной, административной, имущественной ответственности. Ряд вопросов в соотношении морали и права возникает в регулировании трансплантации человеческих органов и тканей, операции искусственного оплодотворения и имплантации, осуществлении других медицинских операций и способов лечения.
Гиперболизация особенностей морали и права может привести к правовому нигилизму, с одной стороны, к освобождению от моральных принципов государства, правосудия и т.д. - с другой. Равным образом взаимосвязь морали и права не означает их слияния. Обособление морали от права обусловливается развитием личности, когда пробудившееся индивидуальное сознание отказывается следовать во всем принудительному руководству общества и требует для своей духовной жизни свободы убеждений и действий.
Хотя мораль лежит в основе права, это не означает, что право автоматически закрепляет все веления морали, независимо от их сути и принадлежности. Мораль, как правило, идет впереди права, но и право служит для морали ориентиром и может оказывать на нее воздействие. В жизни часто создаются ситуации, когда закон разрешает определенные действия, а мораль запрещает, или наоборот.
Мораль требует от человека гораздо большего, чем право. К примеру, Семейный кодекс регламентирует процессы расторжения брака, раздела имущества супругов, взыскания алиментов на несовершеннолетних детей. Вред, нанесенный разводом, и другие моральные последствия этих действий остаются вне пределов правового поля и правом не регулируются.
Российское государство в последнее время разворачивает активную борьбу с такими противоправными явлениями, как воровство, коррупция, хищения, взятки, пьянство, хулиганство, которые, в свою очередь, нередко влекут за собой совершение более серьезных преступлений. Большая роль в этой борьбе отводится нравственному, моральному авторитету общественного мнения.
Общественное мнение - основной регулятор в соблюдении нравственных норм. В качестве одной из мер морального воздействия может быть осуждение поступка человека на собрании коллектива, нравственное порицание, предупреждение, исключение из общественной организации. В случае правонарушения соответствующие правоохранительные органы обязаны принять надлежащие меры, предусмотренные законом.
Во многих случаях то, что дозволяется правом, запрещается моралью, которая обращается к человеку с заповедями высшими и более строгими. Так, мораль в принципе отвергает смертную казнь как вид наказания, при этом во многих странах мира она предусмотрена законом; закон не запрещает молодой матери оставлять своего ребенка в роддоме, но в большинстве случаев окружающие ее осуждают.
Однако, если мораль и право, отделившись друг от друга, избирают для себя самостоятельные пути развития, то они все же не утрачивают своего взаимодействия. С развитием общества взаимодействие морали и права скорее крепнет, чем ослабляется, и, быть может, в будущем юридические нормы вернее будут отражать требования нравственного сознания, а внутреннее чувство чаще и полнее будет одухотворять собой внешнее исполнение закона.
Наиболее характерной чертой модели взаимодействия морали и права является взаимопроникновение морали и права, усиление их согласованного воздействия на общество. В процессе совместного регулирования общественных отношений возникает качественно новое явление - морально-правовое воздействие. Мораль и право как составные части этого явления, не растворяясь в нем и не теряя своих индивидуальных качеств, в совокупности образуют социальную ценность, реально существующую и активно влияющую на общество. В реальной действительности мораль и право нерасторжимы, они функционируют в единстве, органически переплетаясь между собой, дополняя и обогащая друг друга.
Мораль и право не ограничиваются обособленной сферой социальных отношений, связанны с поведением людей в широких областях их социального взаимодействия, их нельзя разграничить по предметным сферам их действия, они действуют в едином «поле» социальных связей, отсюда общность, точная взаимосвязь норм морали и права.
Главные общие черты морали и права проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей. Мораль и право имеют общие социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей цели согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка.
Мораль - необходимая принадлежность всякого общества, при этом должно постоянно усиливаться взаимосвязь моральных и правовых факторов в жизни общества, их взаимная поддержка, а не поглощение права моралью или морали правом; чем лучше будет налажено это взаимодействие, тем успешнее будет движение российского общества по пути прогресса.
Проблемы морально-правового взаимодействия вызываются сложностью самой жизни, появлением новых тенденций в общественном развитии, не одинаковым уровнем морального и правового сознания людей. Эти противоречия преодолеваются путем выработки новых нравственных принципов и норм в ходе развития общества и путем внесения корректив в действующее законодательство.
Право имеет важное значение и для развития морали. Одних внутренних мотивов для людей недостаточно, чтобы сдержать проявления их враждебных страстей и устранить возможность общественных столкновений. Необходима твердая правовая организация, которая могла бы присоединить к внутренним мотивам сдерживающую силу внешнего закона и охранительный надзор власти.
При этом эффективность законодательства будет несравненно выше, если его предписания будут опираться не только на власть, но и на общечеловеческие моральные постулаты и принципы. Известно положение, обоснованное еще русским философом В.С. Соловьевым, что право есть минимум нравственности, равно для всех обязательный. Чем выше нравственная обоснованность права, чем ближе ее содержание к моральным постулатам, выработанным мировой цивилизацией на протяжении веков, тем оно более демократично, гуманно, справедливо.
Сформировавшаяся с тех пор модель соотношения морали и права как некого стандарта, когда право рассматривается в качестве известного «минимума морали», в современных условиях должна быть пересмотрена.