Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование ( ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность, задачи и принципы системы управления коммерческой деятельностью торгового предприятия
1.2. Особенности управления коммерческой деятельностью торгового предприятия
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ГАЛЕРЕЯ НА ПРЕЧИСТЕНКЕ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Галерея на Пречистенке»
2.2 Анализ коммерческой деятельности ООО «Галерея на Пречистенке»
ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ГАЛЕРЕЯ НА ПРЕЧИСТЕНКЕ»
Рисунок 3 – Принципы управления коммерческой деятельности предприятий торговли [1, 24с]
Кроме того, при рассмотрении системы управления коммерческой деятельностью, выделяют характеристики этой системы, в соответствии с имеющейся теорией систем: входа, процесса, выхода[8]:
1. При характеристике «входа», учитываются все ресурсы, которые необходимы для функционирования самой системы коммерческой деятельности, к этим ресурсом относят:
- материальные и финансово-экономические ресурсы торгового предприятия;
- технические и трудовые ресурсы торгового предприятия;
- организационное и информационное обеспечение торгового предприятия;
2. При характеристике «процесса», учитывают технологию, которую использует торговое предприятие при ведении коммерческой деятельности, в части продвижения товаров (работ, услуг) к потребителю.
3. Для характеристики «выхода» учитывают сферу потребления [18, с. 54].
Далее рассмотрим факторы, которые оказывают влияние на систему управления коммерческой деятельностью торгового предприятия, при этом отметим, что единого мнения авторов исследователей данного процесса нет.
Е.М. Постникова, считает, что коммерческая деятельность – это открытая система, которая находится в зависимости от факторов внешней среды, при этом факторы внешней среды, оказывающие влияние на коммерческую деятельность автор разделяет на факторы прямого воздействия и факторы косвенного воздействия[9].
Перечисленные факторы представлены на рисунке 4.
Рисунок 4– Основные факторы внешней среды торгового предприятия [27, с. 162].
Т.Н. Костюченко, Н. Ю. Ермакова, Ю.В. Орел [20] к основным факторам, которые влияют на управленческие процессы в коммерческой деятельности, относят повышение профессионального уровня работников, занятых в этих процессах.[10]
Н.С. Рыспаева [30], делает заключение, что в процессе организации и управлении коммерческой деятельностью предприятия торговли ориентируются на факторы конкурентной среды, которые определяют интегрированную стратегию коммерческой деятельности[11].
Основные факторы представлены на рисунке 5.
Рисунок 5 – Основные факторы, определяющие стратегию коммерческой деятельности предприятия торговли [30, с. 87].
Итак, эффективное управление системой коммерческой деятельности предприятия торговли, в условиях современной рыночной экономики предусматривает комплексный подход и взаимные связи: товарного рынка – торговых предприятий — коммерции – маркетинга – менеджмента – кадров торгового предприятия. Характерными признаками этой связи выступают взаимосвязь всех механизмов деятельности предприятия торговли с рыночными механизмами и показателями внешней среды. Именно эти составляющие позволят обеспечить эффективную коммерческую деятельность и будут служить развитию предприятия торговли.
Эффективное управление системой коммерческой деятельностью предусматривает учет опыта проведения коммерческих операций на рынке при учете опыта международной практики; использование всех возможностей и преимуществ конкретного торгового предприятия на рыночном пространстве; умелое сочетание основных и вспомогательных коммерческих операций; профессиональное применение современных форм и методов торговли[12].
При этом системный подход к организации и управлению коммерческой деятельностью позволит торговому предприятию:
- согласовывать и взаимно увязывать все имеющиеся коммерческие операции;
- обосновывать необходимые для развития торгового предприятия ресурсы и выделять их;
- способствовать реализации нового качества управления всей торговой организацией и его коммерческой деятельностью, которое будет основано на принципах прозрачности механизмов функционирования коммерческих операций и управления ими.[13]
Таким образом, одним из ключевых элементов функционирования в рыночной экономике предприятий торговли, является система организации коммерческой деятельности и управление ею. Эффективное управление системой коммерческой деятельностью предусматривает учет опыта проведения коммерческих операций на рынке при учете опыта международной практики; использование всех возможностей и преимуществ конкретного торгового предприятия на рыночном пространстве; умелое сочетание основных и вспомогательных коммерческих операций; профессиональное применение современных форм и методов торговли.
1.2. Особенности управления коммерческой деятельностью торгового предприятия
В современных условиях отечественная экономика находится под влиянием кризисных явлений, вызванных снижением мировых цен на нефть, ослаблением национальной валюты – рубля и санкциями со стороны США, ЕС и других стран, в целом эти процессы затрагивают все сферы экономики нашего государства, и оказывают существенное влияние на развитие торговых предприятий[14].
Все торговые предприятия по принадлежности относятся к оптовой торговле и розничной торговле. Для предприятий оптовой торговли характерными признаками являются ведение закупочной деятельности товаров в более значительных размерах, чем в предприятиях розничной торговли, эти товары затем уже распространяются, либо в целях дальнейшей их переработки, либо в целях реализации через предприятия розничной торговли. Розничная торговля (розничная продажа товаров) заключается в доведении товаров, до конечного потребителя, благодаря розничной торговле этап движения товаров в сфере обращения завершается [31, 158с].
Более подробно рассмотрим особенности управления коммерческой деятельностью розничного торгового предприятия.
Отметим, что сегодня розничная торговля является самостоятельным сектором российской экономики, она адаптируется к покупателям и ищет пути по уменьшению потерь по всему циклу собственной торгово-хозяйственной деятельности[15].
Понятие розничная торговля, регламентировано ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [32] (в последней редакции от 30.12.2020)и ГОСТом Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения» [6] ,согласно указанным нормативным актам, розничная торговля определяется как вид торговой деятельности, связанный с покупкой товаров и их продажей для использования конечными потребителями в личных и других целях. Договор розничной купли продажи регламентирован Гражданским кодексом РФ [9].
Согласно ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги торговли. Общие требования» [7],услуги розничных торговых предприятий торговли включают в себя: реализацию товаров (как в торговых предприятиях, так и вне торговых предприятий, например, дистанционная торговля); оказание покупателю помощи в процессе приобретения (покупки) товаров, при использовании товаров и их применении; информационные и консультационные услуги; услуги, направленные на создание покупателям удобств при приобретении ими товаров (дополнительные услуги).
Согласно ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли» [8], все разнообразие розничных торговых предприятий, можно разделить: 1) по типу предприятия торговли; 2) по ассортименту, реализуемому в магазинах; 3) по формам обслуживания; 4) по ценовому уровню; 5) по местоположению и концентрации и предприятий торговли.
Ю.К. Баженов [2], Л.П. Дашков [11], В.В. Куимов [21], А.И. Соколова [31] и ряд других авторов, коммерческую деятельность в предприятиях розничной торговли определяют как совокупность коммерческих операций (бизнес-процессов) двух видов: торгово-организационных (чисто торговые коммерческие операции) и производственно-технологические, все эти операции выполняются последовательно.
Ю.А .Гуськова и Т.А. Пантелеева [10], приводят классификацию коммерческих операций в предприятиях розничной торговли. Данная классификация представлена на рисунке 6.
Рисунок 6 – Коммерческие операции в предприятиях розничной торговли [10, 503]
Е.В. Логинова и К.О. Черемисина [22] представляют коммерческую деятельность в предприятиях розничной торговли как комплекс следующих процессов: производственных, торговых и сервисных. Эти процессы, направлены на удовлетворение потребителей, цель этих процессов – извлечения прибыли.[16]
С.Ю. Кожевникова [22] выделяет отличительные особенности коммерческой деятельности в предприятиях розничной торговли, к ним автор относит: высокую оборачиваемость капитала, инвестируемого в предприятие; относительно высокую доходность осуществляемого бизнеса; тесную взаимосвязь в процессах продаж товаров и услуг и обслуживания покупателей предприятий розничной торговли[17].
Л.П. Дашков и О.В. Памбухчиянц [11], отмечают, что задачи коммерческих структур предприятий розничной торговли с одной стороны заключаются в снабжении предприятия торговли товарами и формировании его материально технической базы, что связано с закупочной деятельностью предприятия розничной торговли и формированием ассортиментной политики, а с другой стороны коммерческие службы заняты организацией сбыта продукции предприятия и его услуг, а это связано с разработкой программ по стимулированию продаж и повышению качества обслуживания покупателей (при соблюдение стандартов обслуживания).[18]
А.С. Хлоян, И.В. Кочиева и С.К. Абаева [33] считают, что важным направлением организации и совершенствования управлением коммерческой деятельностью предприятия розничной торговли является оптимизация торгово-технологических процессов путем повышения системы лояльности потребителей, изучения их мнения по вопросам формирования ассортимента и качества торгового обслуживания[19].Отметим, что ассортиментная политика предприятия розничной торговли – важная составляющая часть коммерческой деятельности и представляет собой оптимальное соотношение в ассортименте групп товаров, при учете различий во вкусах покупателей. Ключевые задачи ассортиментной политики в предприятиях розничной торговли представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Задачи ассортиментной политики в предприятиях розничной торговли
Задачи ассортиментной политики |
Характеристика указанной задачи |
Удовлетворение запросов покупателей |
Соответствует задачам по глубокой дифференциации и сегментации рынка |
Оптимальное использование опыта и знаний предприятия |
|
Оптимизация экономических результатов в предприятиях торговли |
Формирование ассортимента товаров услуг, основанное на ожидаемом повышении экономической эффективности предприятия розничной торговли |
Завоевание новых потребителей |
Достигается за счет расширения сфер применения существующей торгово-производственной программы на предприятии |
Соблюдение принципа гибкости |
Достигается путем диверсификации сфер деятельности в предприятиях розничной торговли |
Соблюдение принципов синергизма |
Достигается за счет расширения областей реализуемой продукции (услуг), связанных между собой единой квалификацией кадров и иной логической зависимости |
Таблица составлена по: 31
Обслуживание в предприятиях розничной торговли, как также составляющей части коммерческой деятельности. Понятие качество обслуживания в предприятиях розничной торговли, является совокупностью функциональных свойств, технических свойств, эстетических свойств, санитарно-гигиенических свойств, экономических свойств, в совокупности которые позволяют удовлетворять потребности покупателей[20]. Качество в предприятиях розничной торговли характеризуется качеством реализуемой продукции, культурой обслуживания и в целом корпоративной культурой, как основой устойчивого развития предприятия[21].
Принципы организации процесса обслуживания в предприятии розничной торговли представлены на рисунке 7.
Рисунок 7– Принципы организации обслуживания в предприятиях розничной торговли [14,30]
Особенностью управления коммерческой деятельностью торгового предприятия в современных условиях является автоматизация коммерческих бизнес-процессов, как комплексом мероприятий, направленных на внедрение в торговые бизнес-процессы высокотехнологичных видов оборудования и программного обеспечения, способствующего повышению качества обслуживания и эффективности использования трудовых ресурсов.