Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование ( ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Понятие «коммерческая деятельность» относится к одной из важных экономических категорий, которые отражают положение всей деятельности современных предприятий. Торговля в России в наше время является одной из важных движущих сил роста экономики страны, с каждым годом повышается качественный уровень ее организации, и возникает необходимость совершенствовании коммерческих процессов.

Организация коммерческой деятельности торгового предприятия и ее совершенствование представляет собой сложный с организационной точки зрения процесс, при недостаточно правильной его организации, издержки торговых предприятий увеличиваются, соответственно прибыль уменьшается.

Основными целями системы управления коммерческой деятельностью на предприятиях торговли являются поиск конкурентного стратегического преимущества; максимизирование прибыли, сохранение и удержание прибыли.

Управление коммерческой деятельностью предприятия торговли сегодня наиболее актуальная и важная проблема в системе управления предприятием. Сложное построение этого процесса, говорит о том, что коммерческая деятельность – это явление стратегического порядка и для успешного ее осуществления в торговых предприятиях и эффективного управления ей необходимо согласование стратегии коммерческой деятельности со стратегией бизнеса торгового предприятия.

В целом, развитие рыночной экономики требует тщательного теоретического осмысления и практической реализации новых задач, которые связаны с необходимостью совершенствования системы управления коммерческой деятельностью в торговле, поэтому в настоящее время с учетом динамических изменений условий среды современных торговых организаций, данная управленческая проблема нуждается в постоянном поиске новых алгоритмов и инструментов. Именно поэтому, внимание руководства предприятий торговли должно уделяться проблемам, изучения коммерческих процессов и их совершенствованию.

Актуальность и важность указанных проблем обусловили выбор темы и основные направления исследования.

Тему курсовой работы невозможно раскрыть, обращаясь лишь к какой-то одной области знания. Существующая на данный момент литература, посвященная анализу системы управления коммерческой деятельностью предприятия торговли, крайне обширна по своему общему объему и тематически разнопланова по содержанию. Говоря об управлении коммерческой деятельностью в торговле, стоит обратиться к таким областям знаний как предпринимательство, маркетинг продаж и лояльности, менеджмент, в том числе стратегический маркетинг и менеджмент, логистика, сервисная деятельность предприятий, реклама, бизнес - планирование.


Информационной базой работы выступили научные источники в виде данных и сведений из нормативно-правовых документов, регламентирующих торговую сферу, книг, журнальных статей, научных докладов и отчетов, материалов научных конференций, семинаров; финансовая бухгалтерская отчетность ООО «Галерея на Пречистенке»; результаты собственных расчетов и проведенных экспериментов.

Теоретической основой исследования явились идеи и положения в области торговой деятельности: Ю.К. Баженова, Ю.В. Бухаревой, Э.Ю. Галустян, Л.П. Дашкова, М.Ю. Иванова, В.П. Ившина, В.В. Куимова, Е.В. Лукашиной, О.В. Памбухчиянц, Е.М. Постниковой, О.В. Рубан, Н.С. Рыспаевой, А.И. Соколовой, А.С. Хлоян и др.

Цель исследования – разработка комплекса необходимых мероприятий для усовершенствования коммерческой деятельности торгового предприятия ООО «Галерея на Пречистенке».

Задачи исследования:

  • раскрыть теоретические аспекты управления коммерческой деятельностью торгового предприятия;
  • провести анализ управления коммерческой деятельности на примере ООО «Галерея на Пречистенке»;
  • предложить пути повышения эффективности коммерческой деятельности ООО «Галерея на Пречистенке».

Объект исследования – коммерческая деятельность и управление ею на предприятии торговли ООО «Галерея на Пречистенке». Предмет исследования – процесс управления коммерческой деятельностью предприятия торговли.

Методы исследования: наблюдение и сбор фактов; эксперимент; моделирование; анализ и синтез; системный подход; исторический и логический методы; графический метод.

Научная новизна исследования состоит в разработке и внедрении комплекса необходимых мероприятий для усовершенствования коммерческой деятельности исследуемого торгового предприятия, направленных в целом на повышение эффективности торговой деятельности, и в обосновании этих мероприятий.

Работа состоит из введения, разделов, заключения, списка использованных источников, приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ


1.1 Сущность, задачи и принципы системы управления коммерческой деятельностью торгового предприятия

Одним из ключевых элементов функционирования в рыночной экономике предприятий торговли, является система организации коммерческой деятельности и управление ею.[1]

В настоящее время в специализированной литературе имеются различные подходы, определяющие сущность коммерческой деятельности, наиболее распространенные из этих подходов представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Подходы к сущности понятия коммерческая деятельность [14; 17; 30; 31].

В целом, коммерческая деятельность – это самостоятельный вид деятельности, базирующийся на рыночных принципах и законах, он проявляется в разных формах, занимая в сфере обращения важное место. К субъектам коммерческой деятельности предприятий торговли относят юридических и физических лиц, которые наделены правом ее осуществления. Объекты коммерческой деятельности – это конкурентоспособные товары и услуги, востребованные на потребительском рынке.[2]

Отметим, что истории развития теории коммерческой деятельности около двух тысяч лет, однако, активно, только с середины XX века их содержание начало преображаться. В России теория коммерческой деятельности активно развивается с середины 90-х г. прошлого века, т.е. с момента, формирования рыночных отношений и когда отечественные предприятия приобрели свободу в ведении коммерческой деятельности.[3]

Н.С. Рыспаева [30] подчеркивает, что понятие организация коммерческой деятельности тесно связано с понятием управление коммерческой деятельностью. Между управлением коммерческой деятельностью и организацией коммерческой деятельности имеется связь, в силу того, что ими преследуется одна цель – общий объект, однако указанный автор выделяет и различия в этих понятиях. Так организация коммерческой деятельности заключается в соединении во времени и пространстве управленческого труда с его средством и предметом, при этом, чем эффективнее управленческий процесс организован, тем выше будет и его результат. Управление коммерческой деятельностью, отмечает автор, построено на разработке решений, и передаче их управляемой системе для их выполнения и контроля управляемых функций [30, с. 86].

Как система коммерческая деятельность торгового предприятия состоит из управляемой и управляющих подсистем, которые соединены между собой определенными каналами, необходимыми для передачи информации. Подсистемы управления представлены в таблице 1.


Таблица 1 – Подсистемы управления коммерческой деятельности торгового предприятия

Подсистема управления

Характеристика подсистемы управления коммерческой деятельностью

Управляемая подсистема коммерческой деятельности

Является совокупностью коммерческих процессов, а их реализация обеспечивает сбыт товаров (продукции, работ, услуг), для этого

управляемую систему делят на подразделения, в зависимости от характера протекающих в предприятии торговли коммерческих операций

Управляющая подсистема коммерческой деятельности

Является совокупностью методов управления коммерческой деятельностью, которые реализуются сотрудниками торгового предприятия при помощи средств техники, для получения наилучшего результата. В состав управления входят деятельность по планированию, регулированию, контролю, учету, стимулированию (мотивации) сотрудников предприятия торговли, а функции управления коммерческой деятельностью осуществляются специальным органом – коммерческим отделом торгового предприятия

Таблица составлена по: 20, с 510

А.И. Карпович и Н.А. Томилова[4], в своем исследовании отмечают, что как системе, коммерческой деятельности присущи определенные составные элементы, системные признаки функционирования системы и ее цели, а в целом система состоит из объектов, обладающих целостностью и состоящих из взаимодействующих как между собой, так и с окружающей средой системных элементов и частей. Авторы отмечают, что в сфере торговли системный подход изучается: самим субъектом (торговым предприятием); отношения субъекта (торгового предприятия) с внешней предпринимательской средой и отношения внутри торгового предприятия. По своим свойствам торговые предприятия относятся к системе социально-экономической, в силу того, что они созданы для удовлетворения общественных потребностей в товарах (услугах), а также торговые предприятия организованы людьми и управляются ими.[5]

В.В. Куимов системой управления коммерческой деятельностью называет совокупность организационных форм предприятий торговли, методов управления коммерческой деятельностью ее правил, именно эти составляющие позволяют обеспечивать эффективное взаимодействие элементов, входящих в систему, при осуществлении процесса производства продукции (товаров, услуг), и их сбыта[6].


Л.П. Дашков и О.В. Памбухчиянц, в состав системы коммерческой деятельности включают такие подсистемы как коммерческая деятельность по закупке и поставке товаров, коммерческая деятельность по хранению товаров и коммерческая деятельность по распределению и продаже товаров [11]. Система коммерческой деятельности представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Система коммерческой деятельности предприятия торговли [11,с 34]

Границы рассмотренных подсистем коммерческой деятельности выражены этапами по доведению товаров до их потребителей, а в рамках этих подсистем осуществляются определенные коммерческие операции и процессы, именно они позволяют обеспечить количественные изменения и качественные изменения товаров. Товарные и материальные потоки, которые поступают в обращение, а затем уходят в потребление – это объекты продажи, и связаны они с товарно-денежным обменом. Заданные функции системы коммерческой деятельности исходят из целей, торгового предприятия и зависят от факторов внешней предпринимательской среды, где происходит реализация товаров (работ, услуг).[7]

Главной задачей управления системой коммерческой деятельностью является внесение определенной упорядоченности в коммерческие и технологические процессы предприятий торговли, организация совместных действий работников, которые участвуют в этих процессах, для достижения согласованности их действий и их координации. Кроме этого, выделяют следующие задачи коммерческой деятельности [16]:

  • изучение емкости товарного рынка и его прогнозирование на федеральном и региональном уровне;
  • координацию закупочной деятельности поставщиков товаров и потребителей товаров;
  • деятельность по формированию товарного ассортимента и по выбору форм торговли, которые позволяют обеспечивать наиболее эффективную продажу товаров;
  • деятельность по управлению товарными ресурсами и оптимизацию запасов товаров в торговых предприятиях;
  • деятельность по развитию и совершенствованию рекламной и информационной сферы предприятия торговли;
  • расширение сфер внешнеэкономической деятельности предприятия торговли, при использовании различных форм экономических и финансовых связей и т.

Основные принципы системы управления коммерческой деятельности предприятия торговли представлены рисунке 3.