Файл: Процессы принятия решений в организации ( Теоретические основы изучения процесса принятия управленческих решений в организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические основы изучения процесса принятия управленческих решений в организации

1.1. Природа процесса принятия решений. Виды решений

1.2. Технология принятия решений

1.3. Этапы и процедуры оптимизации процесса принятия решений

2. Анализ процесса и факторов принятия решений в управлении организацией ООО «Мебельбыт»

2.1. Характеристика конкретной организации ООО «Мебельбыт»

2.2. Анализ особенностей и факторов принятия управленческих решений на примере ООО «Мебельбыт»

2.3. Анализ факторов принятия решений по выбору поставщика ООО «Мебельбыт»

3. Совершенствование и оптимизация процесса принятия решений в управлении ООО «Мебельбыт»

3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию процессов принятия решений

3.2. Рекомендации по развитию компании ООО «Мебельбыт» на основе совершенствования методов оптимизации принятия управленческих решений

3.3. Эффективность рациональных решений в компании ООО «Мебельбыт»

Заключение

Список использованных источников

Приложение 1

4) Использование планов в принятии решений нацелено па координацию деятельности ООО «МЕБЕЛЬБЫТ» в целом. Планирование является тем важным видом управленческой деятельности, на который руководители тратят значительную часть своего времени.

Рассмотрим основные методы и направления принятия рациональных решений в организации на основе различных подходов и моделей.

Дерево Решений.

Планируется переход на новое оборудование. Эксперты установили, что в случае успеха есть вероятность (70%) получить 1,5 от прибыли, которая могла бы быть получена со старым оборудованием. В ином случае (30%) компания понесет убытки в размере 0,3 от прибыли, если оборудование не оправдает ожиданий (будет часто выходить из строя, производить бракованную продукцию). При этом есть возможность воспользоваться дополнительными услугами по обслуживанию оборудования за одноразовую плату 0,5 от прибыли, вероятность успеха в этом случае будет 90%. Также есть возможность частичной установки нового оборудования. В этом случае вероятность успеха будет равна 60%, прибыль составит 1,1, а убытки 0,05. Цена за дополнительные услуги в этом случае будет составлять 0,3 от стандартной прибыли, а вероятности останутся прежние. Необходимо определить наилучший вариант.

Строится график (Рисунок 2.3), проводятся расчеты (слева направо, стандартная прибыль принята за 100):

Рисунок 2.3 - Дерево решений

127,5-12-50=65,5

120-16-50=54

93,5-0,75-30=62,75

66-2=64

Согласно приведенным расчетам, оптимальным вариантом будет полный переход на новое оборудование с дополнительными услугами. Однако стоит учитывать, что оптимальный вариант по одному методу не всегда является лучшим.

Матрица «Деловой экран» компании

Эффективным методам принятия рациональных решений является метод основанный на SWOT-анализа, с построением корреляционной матрицы на основе которой в дальнейшем строится проблемное поле предприятия по итогам которого принимается решение. Рассмотрим данный подход к принятию социальных решений на основе таблиц 2.1 – 2.3.

Матрица «Деловой экран»

Таблица 2.1 - Матрица «Деловой экран»

Сильные стороны:

стабильные заказы на производство пуговиц от федеральных служб и организаций

простота продукции, широкая применимость

небольшая компания позволяет эффективней ею управлять

Слабые стороны:

узконаправленное производство, как следствие невозможности маневрирования в случае низкого спроса

ограниченное количество поставщиков и потребителей

зависимость от потребителей

Возможности:

расширение производства в случае поступления новых заказов

расширение ассортимента производимой продукции

новые договоры с потребителями

Угрозы:

появление новых конкурентов по производству пуговиц

появление товаров-субститутов

снижение спроса на пуговицы

задержки поставок сырья у поставщиков

непредвиденные обстоятельства


Корреляционная матрица

Таблица 2.2 - Корреляционная матрица

Сильные стороны

Слабые стороны

Итого

стабильные заказы

простота продукции

размер компании

узконаправленное производство

ограниченное количество поставщиков и потребителей

зависимость от потребителей

Угрозы

появление новых конкурентов

5

3

1

4

3

2

18

появление товаров-субститутов

5

3

1

4

2

1

16

снижение спроса

5

1

1

4

4

5

20

задержки поставок

5

1

1

1

4

4

16

непредвиденные обстоятельства

3

1

1

3

3

3

14

Возможности

расширение производства

1

4

4

5

3

5

22

расширение ассортимента

1

3

2

5

3

5

19

новые договоры

1

2

3

3

3

5

17

Итого

26

18

14

29

25

30

Таблица 2.3 - Матрица «Проблемное поле предприятия»

Сильные стороны

Слабые стороны

стабильные заказы

простота продукции

размер компании

узконаправленное производство

ограниченное количество поставщиков и потребителей

зависимость от потребителей

Угрозы

появление новых конкурентов

2

1

4

3

3

4

появление товаров-субститутов

1

1

3

1

6

6

снижение спроса

2

1

2

2

2

1

задержки поставок

5

5

5

5

5

5

непредвиденные обстоятельства

7

1

7

6

7

6

Возможности

расширение производства

4

1

4

4

4

4

расширение ассортимента

1

1

1

1

1

1

новые договоры

2

1

2

2

2

2


Матрица ранжирования проблем предприятия по значимости

Таблица 2.4 - Матрица ранжирования проблем

№ проблемы

Формулирование проблемы

Оценка проблемы[1]

Ранг* проблемы

1

Расширение ассортимента изделий

47

1

2

Привлечение новых покупателей продукции за счет расширения рекламной площадки

34

2

3

Замена старого оборудования на новое для большей надежности, снижения производственных издержек

8

6

4

Расширение производственных мощностей (максимально возможного выпуска продукции за определенный период)

21

3

5

Поиск новых поставщиков и оптимизация поставок (заказ сырья небольшими партиями у нескольких поставщиков, количество заказанного сырья прямо пропорционально уровню доверия поставщика)

16

4

6

Проведение научных исследований по совершенствованию технологий производства

9

5

7

Пополнение кадрового состава, обучение персонала для использования нового оборудования

7

7

*Ранг по возрастанию (1 - наибольший ранг).

Критерии выбора оптимальной стратегии

Следующим инструментом принятие рациональных решений в организации является выбор оптимальной стратегии на основе матрицы выигрышей. Рассмотрим процесс реализации данного подхода на примере организации.

Возникла возможность расширить ассортимент выпускаемой продукции. Предлагается на выбор 3 вида новых пуговиц: А, B, С. При этом возможно 3 исхода спроса на них: X, Z, Y. Прибыль представлена матрицей выигрышей (в условных единицах):

Таблица 2.5 - Матрица выигрышей

Спрос

Вид

X

Z

Y

A

126

136

105

B

131

134

135

C

98

87

149

Критерий Лапласа:

Таблица 2.6 - Критерий Лапласа

X

Z

Y

Лаплас

Расчет

A

126

136

105

122,33

Х=(126+136+105)/3

B

131

134

135

133,3

Х=(131+134+135)/3

C

98

87

149

111,33

Х=(98+87+149)/3

Хопт.=max{122,33;133,33;111,33}=133,33


По критерию Лапласа выбираем вид пуговиц B.

Критерий Вальда:

Таблица 2.7 - Критерий Вальда

X

Z

Y

Вальд

Расчет

A

126

136

105

105

Х=min{126;136;105}

B

131

134

135

131

Х=min{131;134;135}

C

98

87

149

87

Х=min{98;87;149}

Хопт.=max{105;131;87}=131

По критерию Вальда выбираем вид пуговиц B.

Критерий максимального оптимизма:

Таблица 2.8 - Критерий максимального оптимизма

X

Z

Y

Максимальный оптимизм

Расчет

A

126

136

105

136

Х=max{126;136;105}

B

131

134

135

135

Х=max{131;134;135}

C

98

87

149

149

Х=max{98;87;149}

Хопт.=max{136;134;149}=149

По критерию максимального оптимизма выбираем вид пуговиц C.

Критерий Сэвиджа:

Таблица 2.9 - Критерий Сэвиджа

X

Z

Y

Cэвидж

A

126

136

105

44

B

131

134

135

14

C

98

87

149

49

По критерию Сэвиджа выбираем вид пуговиц B.

Критерий Гурвица:

Коэффициент = 0,5

Таблица 2.10 - Критерий Гурвица

X

Z

Y

Гурвиц

Расчет

A

126

136

105

120,5

Х=max{126;136;105}*0,5+min{126;136;105}*0,5

B

131

134

135

133

Х=max{131;134;135}*0,5+min{131;134;135}*0,5

C

98

87

149

118

Х=max{98;87;149}*0,5+min{98;87;149}*0,5

Хопт.=max{120,5;133;118}=133

По критерию Гурвица выбираем вид пуговиц B.

Метод средневзвешенных критериев

1. Оценка

Таблица 2.11 - Оценка поставщиков

Критерии

Вес (1)

Поставщик 1

Поставщик 2

Поставщик 3

Цена

0,2

6

8

7

Качество

0,35

9

6

9

Репутация

0,2

8

6

6

Расположение

0,1

7

8

5

Сроки поставки

0,1

6

8

7

Предоставление скидок

0,05

5

6

6


2. Взвешенная оценка

Таблица 2.12 - Взвешенная оценка поставщиков

Критерии

Поставщик 1

Поставщик 2

Поставщик 3

Цена

1,2

1,6

1,4

Качество

3,15

2,1

3,15

Репутация

1,6

1,2

1,2

Расположение

0,7

0,8

0,5

Сроки поставки

0,6

0,8

0,7

Предоставление скидок

0,25

0,3

0,3

Суммарная взвешенная оценка

7,5

6,8

7,25

На основе взвешенной оценки выбираем поставщика 1 как наиболее оптимальный вариант

Диаграмма Исикавы.

В качестве методов принятия решений в организации достаточно активно используется диаграмма Исикавы

Рисунок 2.4 - Диаграмма Исикавы

На рисунке 2.4 можно увидеть основные проблемы, которые могут негативно повлиять на производство. По каждой из проблем в 3 главе предлагаются решения по их минимизации или устранению.

2.3. Анализ факторов принятия решений по выбору поставщика ООО «Мебельбыт»

Как было отмечено выше, в рамках сформированной системы управления ООО «Мебельбыт» немаловажна роль блока «Управленческих решений». Несмотря на то, что блоку «Управленческие решения» уделено немаловажное значение, все же, качество принимаемых решений не является достаточно эффективным. Проблемы качества разрабатываемых управленческих решений представлены на Рисунке 2.5.

На основании представленного Рисунка 2.5 важно отметить, что управленческие решения разрабатываются и утверждаются на верхнем уровне власти ООО «Мебельбыт», что, во-первых, снижает их качество в тех или иных направлениях (например, при совершенствовании маркетинговой деятельности важно квалифицированное мнение маркетологов, при совершенствовании мотивационного механизма - кадровиков), во-вторых, определяет неучастие работников в принятии решений, что также снижает заинтересованность работников ООО «Мебельбыт» в труде.

Проблемы качества разрабатываемых управленческих решений ООО «Мебельбыт»