Файл: Процессы принятия решений в организации ( Теоретические основы изучения процесса принятия управленческих решений в организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические основы изучения процесса принятия управленческих решений в организации

1.1. Природа процесса принятия решений. Виды решений

1.2. Технология принятия решений

1.3. Этапы и процедуры оптимизации процесса принятия решений

2. Анализ процесса и факторов принятия решений в управлении организацией ООО «Мебельбыт»

2.1. Характеристика конкретной организации ООО «Мебельбыт»

2.2. Анализ особенностей и факторов принятия управленческих решений на примере ООО «Мебельбыт»

2.3. Анализ факторов принятия решений по выбору поставщика ООО «Мебельбыт»

3. Совершенствование и оптимизация процесса принятия решений в управлении ООО «Мебельбыт»

3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию процессов принятия решений

3.2. Рекомендации по развитию компании ООО «Мебельбыт» на основе совершенствования методов оптимизации принятия управленческих решений

3.3. Эффективность рациональных решений в компании ООО «Мебельбыт»

Заключение

Список использованных источников

Приложение 1

В каждой организации имеются особенности принятия управленческих решений, определяемые характером и спецификой ее деятельности, организационной структурой, системой внутрифирменной коммуникации. Тем не менее, процесс разработки управленческого решения имеет нечто общее для любой организации, где бы он ни осуществлялся, какая бы модель проблемной ситуации и вид управленческого решения не использовались при этом. Это алгоритм или основные этапы, опосредующие организацию процесса разработки управленческого решения рационального выбора.

1.3. Этапы и процедуры оптимизации процесса принятия решений

В зависимости от того, на каких аспектах при рассмотрении процесса решения делается акцент, этот процесс можно структурировать на отдельные этапы, руководствуясь различными принципами:

1. Выявление и описание проблемной ситуации.

Деятельность организаций направлена на достижение целей в условиях ограниченности всех видов ресурсов. Непрерывно возникающие изменения в организации и окружающей ее среде приводят к появлению проблемной ситуации. Для решения этих проблемных ситуаций и строится система принятия решений.

Проблемная ситуация характеризуется сочетанием проблемы и тех конкретных условий, в которых она возникла, а главное - будет решаться.

Проблема в широком смысле - это сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения и разрешения. В узком смысле под проблемой понимается несоответствие желаемого и фактического уровней достижения целей.

2. Анализ проблем.

Анализ проблем, более глубокое описание условий их возникновения и развития проводятся на этапе анализа проблемной ситуации.

Важным аспектом анализа проблемной ситуации является классификация проблем на внутренние и внешние.

3. Этап выработки предположений (гипотез).

На этапе выработки предположений (гипотез) осуществляется разработка сценариев развития ситуации. Под сценарием понимается вербально - аналитическое описание существующего и прогнозируемого состояний объекта исследования, вариантов развития проблемной ситуации. Выявляются и анализируются благоприятные возможности, а также угрозы, таящиеся во внешней среде, внутренние условия и возможности решения возникших проблем.


4. Этап определения целей.

На этапе определения целей формулируются цели решения базовых, кардинальных проблем. На практике используется достаточно широкий диапазон способов задания целей: от их простого перечня до построения дерева целей с показателями их приоритетов [17, с. 152].

Цели должны иметь конкретные формулировки и количественные характеристики, по которым можно будет судить о степени их достижения. Если цели носят альтернативный характер, то выбирается набор целей, который кладется в основу последующих действий по поиску наилучшего варианта решения. Конкретные формулировки целей и являются конечным результатом работ на данном этапе [3, с. 102].

5. Выбор допустимых альтернатив.

Далее начинается выбор допустимых альтернатив. Если вариантов достаточно много, то оценка каждого из них может представлять трудноразрешимую задачу.

Нужно найти такой способ отбора вариантов для подробного рассмотрения, который обеспечил бы исключение заведомо нерациональных вариантов действий, не удовлетворяющих определенным ограничениям.

6. Этап предварительного выбора лучшей альтернативы.

7. Оценка альтернатив со стороны лица, принимающего решение.

На основе данных, полученных на предыдущем этапе, а также с помощью любой другой информации производится выбор наилучшего способа достижения целей. Причем, делая заключение о выборе того или иного варианта решения, ЛПР может принимать в расчет дополнительные факты и моменты, не учтенные системными аналитиками, исходя из своего предпочтения.

8. Экспериментальная проверка альтернатив.

В тех случаях, когда ЛПР затрудняется в окончательном выборе наилучшей альтернативы и имеются соответствующие возможности, осуществляется экспериментальная проверка 2 - 3 наиболее предпочтительных альтернатив.

9. Выбор единственного решения.

С учетом данных экспериментальной проверки, любой другой дополнительной информации ЛПР принимает окончательное решение. Оно является конечным результатом работ на данном этапе.

Если экспериментальной проверки нет, то ЛПР осуществляет выбор единственного решения сразу же на основе информации, представленной системными аналитиками. В ряде, случаев возможно согласование решения с вышестоящим руководством.

Таким образом, рассмотренный процесс носит итеративный характер, поэтому в ходе работы необходимо проявлять гибкость при возникновении новых факторов и проводить переоценку полученных результатов, а в некоторых случаях менять идеи, лежащие в основе решения. Такие переоценки полученных результатов нельзя считать напрасной тратой труда и времени. Конечно, постоянно изменять цели, пути и средства их достижения недопустимо.


2. Анализ процесса и факторов принятия решений в управлении организацией ООО «Мебельбыт»

2.1. Характеристика конкретной организации ООО «Мебельбыт»

Предприятие «Мебельбыт» специализируется на производстве встроенной мебели и шкафов купе, зеркал, витражей по индивидуальным заказам.

Деятельность начиналась с реализации несложных типовых проектов. Со временем приходили новые знания и опыт, появлялись интересные наработки и технические решения. С самого начала компания сделала упор на высокое качество материалов и сборки. Отказавшись от более дешевой продукции отечественного производства, «Мебельбыт» использует только высококачественные материалы и фурнитуру известных европейских фирм: «Egger», «Raumplus», «Pilkington», «Gamet», «Nomet», «Blum», «Hettich», «Shuco design». Все это обеспечивает высокий уровень надежности, безопасности и качества мебели.

На сегодняшний день «Мебельбыт» - это высокотехнологичное оборудование, опытный сертифицированный персонал и профессиональный сервис. Всё это позволяет разрабатывать и воплощать в жизнь различную мебель по индивидуальным дизайн-проектам.

Деятельность компании объединена общей миссией: «Мы стремимся оказывать услуги на таком уровне, чтобы оставлять самые яркие впечатления от сотрудничества с нами, создавая качественную мебель по доступной цене, которая дарит вам красоту и комфорт и делает ваши дома еще уютнее».

Глобальной целью деятельности компании является постепенное увеличение и распространение мебельной продукции в различных городах России.

Надо отметить, что прибыль общества формируется из выручки от хозяйственной или иной деятельности после возмещения материальных и приравненных к ним затрат и расходов на оплату труда. Из прибыли уплачиваются проценты по кредитам банков и по облигациям, а также вносятся предусмотренные законодательством налоги и другие платежи в бюджет. Образуемая после указанных расчётов чистая прибыль остаётся в полном распоряжении Общества. Общество может создавать резервный фонд в размере не менее 15% Уставного капитала Общества.


Рисунок 2.1 - Организационная структура предприятия

В ООО «Мебельбыт» применяется линейно-функциональная организационная структура (структура предприятия представлена на рисунке 2.1). Она составлена на основании штатного расписания и должностных инструкций, разработанных и существующих в данной компании.

Основными преимуществами линейно-функциональной организационной структуры ООО «Мебельбыт» являются:

освобождение главного линейного руководителя от глубокого анализа проблем;

разграничение ответственности (каждый знает, за что отвечает);

единоначалие (руководитель берет в свои руки общее управление).

Недостатки данной структуры:

Руководитель и заместитель решают оперативные проблемы, а не стратегические вопросы

Штат предприятия «Мебельбыт» насчитывает более 100 человек и стремительно набирает обороты, открывая новые фабрики и точки продаж в разных городах России.

2.2. Анализ особенностей и факторов принятия управленческих решений на примере ООО «Мебельбыт»

Руководство ООО «Мебельбыт» нацелено на формирование эффективной системы управления и принятия управленческих решений для целей роста прибыли и повышения результативности деятельности, её качества. Организационная структура управления характеризуется:

  • составом и соотношением функций управления;
  • численностью и соотношением работников;
  • объёмом выполненных работ и т.д.

В рамках сформированной системы управления ООО «Мебельбыт» немаловажна роль блока «Управленческих решений».

Управленческие решения определяют перспективные направления развития, позволяющие ООО «Мебельбыт» получить прибыль в объёме, достаточном для эффективного функционирования.

Рассматривая систему управления персоналом, остановимся на основных её составляющих.

Среди основных недостатков разделения труда в ООО «Мебельбыт» можно отметить монотонность и узко-специализированность труда. Здесь работник «привязан» к ограниченному роду (направлению) деятельности.

Цели

Функции управления

Технология управления


Информация

Методы организации управления

Технические средства

управления

Кадры управления

Организационная структура управления

Решения

Рисунок 2.2 - Система управления ООО «МЕБЕЛЬБЫТ»

В ООО «МЕБЕЛЬБЫТ» сформирована эффективная система принятия управленческих решений. В ООО «Мебельбыт» применяют следующие методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей:

1) метод, основанный на интуиции управляющего, которая обусловлена наличием у него ранее накопленного опыта и суммы знаний в конкретной области деятельности, что помогает выбрать и принять правильное решение;

2) метод, основанный на понятии «здравого смысла», когда управляющий, принимая решения, обосновывает их последовательными доказательствами, содержание которых опирается на накопленный им практический опыт;

3) метод, основанный на научно-практическом подходе, предполагающий выбор оптимальных решений на основе переработки больших количеств информации, помогающий обосновать принимаемые решения. Этот метод требует применения современных технических средств и, прежде всего, электронно-вычислительной техники.

В ООО «МЕБЕЛЬБЫТ» принятие управленческих решений предполагает использование следующих факторов: иерархии; целевых межфункциональных групп; формальных правил и процедур; планов; горизонтальных связей.

1) Использование иерархии в принятии решений осуществляется большинством фирм с целью координации деятельности и усиления централизации в управлении.

В ООО «МЕБЕЛЬБЫТ» менеджеры делегируют свои полномочия в принятии решений ближе к тому уровню, на котором имеется больше необходимой информации, и который непосредственно участвует в реализации конкретного решения. Менеджеры ООО «МЕБЕЛЬБЫТ» при принятии решений предпочитают не вступать в прямые контакты с подчиненными, находящимися более, чем на один иерархический уровень, ниже, чтобы не нарушать принцип звенности в управлении.

2) Использование целевых межфункциональных групп в принятии решений в ООО «МЕБЕЛЬБЫТ» довольно широко распространено. Такие целевые группы создаются обычно на временной основе. Их члены отбираются из различных подразделений и уровней управления. Целью создания таких групп является использование специальных знаний и опыта членов группы для принятия конкретных и сложных решений.

3) Использование формальных правил и процедур в принятии решений - это эффективный путь координации действий для ООО «МЕБЕЛЬБЫТ». Однако инструкции и правила придают жесткость системе управления, что замедляет инновационные процессы и затрудняет внесение поправок в планы в связи с меняющимися обстоятельствами.