Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение ( Сущность и виды налогов с физических лиц ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность и виды налогов с физических лиц
1.1. Экономическое значение налогов с физических лиц
1.2. Налог на доходы физических лиц
1.3. Имущественные налоги с физических лиц
1.4. Налоговые вычеты для физических лиц
Глава 2. Мероприятия по пресечению уклонений от уплаты налогов физическими лицами
«Источник: Акимова В.М. Комментарий (постатейный) к главе 23 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на доходы физических лиц" (в редакции Федеральных законов от 29.05.2012 №57-ФЗ и от 24.07.2012 №104-ФЗ). — М., 2012. С. 116»
Налоговая база включает в себя все доходы налогоплательщика, полученные им в течение налогового периода. При этом законодатель выделил следующие виды доходов, которые следует учесть при расчете налоговой базы: а) доходы, полученные в денежной форме; б) доходы, полученные в натуральной форме; в) доходы, полученные в виде материальной выгоды; г) возникшие у налогоплательщика права на распоряжение доходами [6]. Доходы налогоплательщика, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации (далее – ЦБ РФ), установленного на дату фактического получения доходов[4].
Налоговая база определяется по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Налоговые ставки установлены ст. 224 НК РФ. Основная ставка НДФЛ в России составляет 13%. Для доходов, облагаемой такой ставкой налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежавших налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 – 221 НК РФ с учётом особенностей, установленных гл. 23 НК РФ. Также существуют ставки в размере 35%, 30%, и 9%.
Дата фактического получения дохода – это день, в который необходимо исчислить налог на доход физического лица. Для разных видов доходов он определяется по-разному[5].
Статья 217 НК РФ устанавливает исчерпывающий перечень доходов, которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения). Данный перечень является единым и подлежит применению на всей территории РФ как в отношении физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, так и в отношении физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ
Указанные в данной статье доходы рассматриваются в качестве средств, которые не формируют налоговую базу. При получении таких доходов объекта налогообложения не возникает.
Доходы, не подлежащие налогообложению, условно можно подразделить на две группы. К первой группе относятся доходы, освобождаемые от налогообложения в полном размере, ко второй – доходы, освобождаемые от налогообложения в пределах, установленных Налоговым кодексом. Например, полностью освобождаются от налогообложения следующие виды доходов физических лиц:
- государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам;
- пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством;
- некоторые виды единовременной материальной помощи;
- стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов и др.;
- призы в денежной и (или) натуральной формах, полученные спортсменами, в том числе спортсменами – инвалидами, за призовые места на Олимпийских играх, Всемирных шахматных олимпиадах, чемпионатах и кубках мира и Европы, России и некоторых других;
- доходы, получаемые детьми – сиротами от благотворительных и религиозных организаций и ряд других.
Всего перечень доходов, освобождаемых от налогообложения в полном размере полученного дохода, включает более 30 видов (см. ст. 217 НК РФ).
Ряд доходов налогоплательщика не облагается налогом в ограниченном размере. Так, от налогообложения освобождаются доходы, не превышающие 4000 руб., полученные по каждому из следующих оснований за налоговый период [7]:
- стоимость подарков, полученных от организаций и индивидуальных предпринимателей;
- стоимость призов, полученных на конкурсах и соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями Правительства РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления;
- суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
- возмещение (оплата) работодателями своим работникам, их супругам, родителям и детям, бывшим своим работникам (пенсионерам по возрасту), а также инвалидам стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом;
- стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в производимых конкурсах, играх и других мероприятиях с целью рекламы товаров (работ, услуг);
- суммы материальной помощи, оказываемой инвалидам общественными организациями инвалидов.
Доходы в виде процентов, получаемые налогоплательщиками по вкладам в банках, находящихся на территории РФ, также не подлежат налогообложению в ограниченных размерах.
1.3. Имущественные налоги с физических лиц
Имущественные налоги физических лиц – это налоги, уплачиваемые налогоплательщиком – физическим лицом с объектов налогообложения, принадлежащих ему на праве собственности [8].
Имущественные налоги являются местными налогами, т.е. они уплачиваются в бюджет муниципального образования, в котором эти налоги установлены и в котором находится имущество.
Имущественные налоги включают в себя три налога. К таким имущественным налогам относятся:
- налог на имущество с физических лиц;
- земельный налог с физических лиц;
- транспортный налог физических лиц.
Налог на имущество с физических лиц (гл. 32 НК РФ) устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.
Объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, иные строения, помещения и сооружения.
Налоговой базой для исчисления налога является суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации. Инвентаризационная стоимость – это восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги. Суммарная инвентаризационная стоимость – это сумма инвентаризационных стоимостей, принадлежащих одному физическому лицу на праве собственности строений, помещений, сооружений, признаваемых объектами налогообложения.
Начиная с 1 января 2020 года определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, не производится.
Налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения будет определяться исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случая, когда субъектом РФ не принят закон об установлении в срок до 1 января 2020 года единой даты начала применения на территории этого субъекта РФ порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются органами местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости в следующих пределах:
- до 300 000 рублей включительно (до 0,1% включительно);
- от 300 000 рублей до 500 000 рублей включительно (свыше 0,1 до 0,3 процента включительно);
- свыше 500 000 рублей (свыше 0,3 до 2,0 процента включительно).
Предельные ставки налога на имущество физических лиц определены законом и не могут превышать указанных размеров. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования строений, помещений и сооружений и по иным критериям [9].
Земельный налог, уплачиваемый физическими лицами, начиная с 2005 г., устанавливается и вводится в действие гл. 31 НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Налогоплательщики – физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Не признаются налогоплательщиками физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Объект налогообложения согласно ст. 389 НК РФ – земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. В п. 2 ст. 389 НК РФ перечислены земельные участки, которые не признаются объектом налогообложения указанным налогом.
Налоговая база согласно ст. 390 НК РФ, определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость определяется в соответствии с Земельным кодексом.
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать величины:
- 0,3%:
- в отношении земель сельскохозяйственного назначения или земель в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
- в отношении земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно– коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно– коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
- в отношении земель, предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.
- 1,5% – в отношении всех других категорий земель.
Транспортный налог установлен гл. 28 НК РФ и законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
Налогоплательщиками (применительно к физическим лицам) признаются физические лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Объектом налогообложения согласно ст. 358 НК РФ признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Применительно к физическим лицам в соответствии с п. 2 ст. 358 не являются объектом налогообложения [10]:
- весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощности не более 5 лошадиных сил;
- автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленным законом порядке;
- промысловые морские и речные суда;
- тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
- транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.
Налоговая база (ст. 359 НК РФ) определяется:
- в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, – как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
- в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, – как валовая вместимость в регистровых тоннах;
- в отношении водных и воздушных транспортных средств, кроме перечисленных выше, – как единица транспортного средства.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в размерах, определенных ст. 361 НК РФ. Они могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз. Допускается также установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.