Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение ( Сущность и виды налогов с физических лиц ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность и виды налогов с физических лиц
1.1. Экономическое значение налогов с физических лиц
1.2. Налог на доходы физических лиц
1.3. Имущественные налоги с физических лиц
1.4. Налоговые вычеты для физических лиц
Глава 2. Мероприятия по пресечению уклонений от уплаты налогов физическими лицами
Введение
Налог как объективная экономическая категория выражает постоянно существующие (возобновляющиеся) экономические отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами с другой стороны, возникающие в процессе вторичного распределения (перераспределения) вновь созданной стоимости валового национального продукта (ВНП) и отчуждения части его стоимости в распоряжение государства в обязательном порядке.
Налоги являются необходимым составляющим экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Также они выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая бюджеты всех трех уровней (федеральный, субъектов Федерации и местные) и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально – экономических и других задач государства, в том числе обеспечения обороноспособности и безопасности страны, материальной гарантированности прав человека и гражданина.
Построение эффективной и справедливой налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, укрепления экономики Российской Федерации и интегрирования ее в мировую.
Актуальность темы заключается в том, что налоги, взимаемые государством с населения, служат средством связи гражданина, причем индивидуальной, с государством или органами местного самоуправления, отражают его индивидуальную причастность к государственным (местным) делам, позволяют ощущать себя активнодействующим членом общества по отношению к ним, дают основание для контроля государственных органов, а также ответственности государства (органов местного самоуправления) перед налогоплательщиками.
Целью данной курсовой работы является изучение налогов с физических лиц и их экономическое значение.
На основе поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
- показать экономическое значение налогов с физических лиц;
- изучить сущность и виды налогов с физических лиц: НДФЛ, имущественные налоги.
- изучить налоговые вычеты для физических лиц;
- рассмотреть мероприятия по пресечению налоговых преступлений и уклонений от уплаты налогов физическими лицами;
- рассмотреть способы совершенствования налогового контроля.
Предмет исследования – учет налогов с физических лиц.
При написании курсовой работы были использованы учебная и специальная литература, специализированные интернет – сайты.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Во введении рассматривается актуальность темы, определяется цель и задачи, предмет исследования, указываются источники информации.
В первой главе исследуются экономическое значение налогов с физических лиц, изучаются виды и сущность налогов с физических лиц, рассматриваются налоговые вычеты.
Во второй главе рассматриваются мероприятия по пресечению уклонений от уплаты налогов физическими лицами и способы совершенствования налогового контроля.
В заключении даны краткие выводы по результатам исследования.
Глава 1. Сущность и виды налогов с физических лиц
1.1. Экономическое значение налогов с физических лиц
Налоги с населения имеют большое социально - экономическое значение, так как через них государство контролирует доходы своих граждан, сглаживает различия между уровнями доходов каждой группы населения [1].
Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:
- работники, своим трудом, создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
- индивидуальные предприниматели;
- владельцы налогооблагаемого имущества.
За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства — с другой, по поводу формирования государственных финансов [2].
Но налоги с физического лица это не только экономическая категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений. Функции налогов выявляют их социально - экономическую сущность, внутреннее содержание.
Рассмотрим, в чем конкретно состоит роль налогов с населения в рыночной экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме. Существует несколько точек зрения на эту проблему, но в литературе выделяют, в основном, три функции налогов с физического лица[1]:
Распределительную функцию можно раздробить на регулирующую и стимулирующую и т.д.
Наиболее последовательно реализуемой функцией является фискальная. Фискальная функция — основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства.
Посредством фискальной (бюджетной) функции происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры — библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития — фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.
Значение фискальной функции с повышением экономического уровня развития общества возрастает. Двадцатый век характеризуется огромным ростом доходов государства от взимания налогов, что связано с расширением его функций и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти. Государство все больше финансовых средств расходует на экономические и социальные мероприятия, на управленческий аппарат.
Другая функция налога с населения как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового "пресса" в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции[2].
Изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы содержать армию, управленческий аппарат, социальную сферу. Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании доходов населения появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции. Но большинство налогов, взимаемых сейчас в Российской Федерации, имеют лишь фискальное предназначение, и только по некоторым просматривается регулирующая функция [3].
Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводства.
Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.
Итак, экономическая сущность налогов с физических лиц характеризуется денежным отношением, складывающимся у государства с физическими лицами в процессе формирования бюджета и внебюджетных фондов.
Налоги служат средством индивидуальной связи гражданина с федеральной властью и местными органами самоуправления. Они отражают его причастность к формированию общегосударственных доходов и управлению ими, позволяют ощутить себя активным членом общества, дают основание для контроля за эффективным использованием государственных бюджетных и внебюджетных ресурсов, формируемых налогоплательщиками.
Экономическая сущность налогов с населения выражается в их основных функциях: фискальной и регулирующей.
1.2. Налог на доходы физических лиц
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) занимает центральное место в системе налогов, взимаемых с физических лиц.
НДФЛ относится к федеральным налогам и действует на всей территории РФ. Он регулируется гл. 23 НК РФ.
Налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами в РФ [4].
Налоговыми резидентами (п. 2 ст. 207 гл. 23 НК РФ) признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее 6 месяцев) лечения или обучения.
В п. 3 ст. 207 гл. 23 НК РФ делается уточнение статуса российских военнослужащих, проходящих службу за границей РФ, которые независимо от времени нахождения в РФ, признаются налоговыми резидентами РФ. То же самое относится и к сотрудникам органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированных на работу за пределы РФ.
Объектом налогообложения НДФЛ (ст. 209 НК РФ) признаётся доход, полученный налогоплательщиками:
- от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;
- от источников в РФ – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.
Доходы от источников в РФ и доходы от источников за пределами РФ подробно перечислены в ст. 208 гл. 23 НК РФ. Этот перечень достаточно широкий, хотя и не является исчерпывающим. Если положения НК не позволяют однозначно отнести полученные налогоплательщиком доходы к доходам от источников в РФ либо к доходам от источников за пределами РФ, отнесение их к тому или иному источнику осуществляется Министерством финансов РФ [5].
В целом ст. 208 НК РФ состоит из 3 основных частей:
- перечень доходов, которые в целях исчисления налога на доходы физических лиц относятся к доходам от источников в РФ (п.1);
- перечень доходов, которые в целях исчисления налога на доходы физических лиц, не относятся к доходам, полученным от источников в РФ (п.2);
- перечень доходов, которые в целях исчисления налога на доходы физических лиц относятся к доходам, полученных от источников за пределами РФ (п.3.)
Виды доходов, полученных от источников в РФ и за её пределами, указаны в таблице 1[3].
Таблица 1
Виды доходов, полученных от источников в РФ и за её пределами
Виды доходов, полученных от источников в РФ и за её пределами |
||
Доходы от реализации:
|
Доходы в виде:
|
Доходы от использования:
|