Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение ( Сущность и виды налогов с физических лиц ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. налоговые правонарушения, ответственность за совершение которых установлена Налоговым кодексом РФ;
  2. административные правонарушения в сфере налогообложения (налоговые правонарушения, ответственность за совершение которых установлена КоАП РФ[8]);
  3. уголовные правонарушения (преступления) в сфере налогообложения (налоговые преступления, ответственность за совершение которых установлена УК РФ[9].

Юридическая ответственность – это общеправовая категория, которая конкретизируется в отдельных отраслях права. [19] Ответственность за совершение налоговых правонарушений, регулируемая нормами НК РФ, установлена в гл. 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» и гл. 18 НК РФ «Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение».

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Важно отметить, что налоговое правонарушение не является разновидностью административного правонарушения, так как имеет совершенно другой состав.

Уголовная ответственность за совершение налоговых правонарушений предусмотрена в гл. 22 УК РФ «Преступления в сфере экономики». Нормы уголовного права, относящиеся к уголовным преступлениям по неуплате налогов и сборов, существенным образом изменились с 01.01.2010 [15]. В результате этих изменений была выведена из уголовной сферы часть норм, относящихся к вопросам неуплаты налогов и сборов [16]. В действующем УК РФ налоговые преступления рассматриваются в гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» разд. 8 «Преступления в сфере экономики». В тексте УК РФ содержатся пять статей, посвященных налоговым преступлениям:

  1. ст. 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица»;
  2. ст. 198 «Уклонение от уплаты налога и (или) сбора с физического лица - плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов»;
  3. ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов или сборов с организации»;
  4. ст. 199.1 «Неисполнение обязанностей налогового агента»;
  5. ст. 199.2 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов».

Толкование нормы, установленной ст. 198 УК РФ, позволяет прийти к выводу, что законодатель устанавливает уголовную ответственность за неуплату в срок установленного законом налога в крупном размере, а не за непредставление декларации о доходах, не за включение в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах [17].

Уголовная ответственность за неуплату налогов предусмотрена УК РФ. Если в рамках налоговой ответственности контролеры вправе взыскать с плательщика штраф за неуплату налогов (а также пени), то в УК кроме штрафов указаны и более строгие наказания, вплоть до лишения свободы (ст. 198, 199 УК РФ). Виды ответственности указаны в таблице 3.

Таблица 3

Виды ответственности за правонарушения

Критерий

Налоговая ответственность

Уголовная ответственность

Субъект ответственности

Организации, индивидуальные предприниматели, физически лица

Только физические лица (в том числе обладающие статусом ИП), вменяемые и достигшие определенного возраста (ст. 19 УК РФ). К примеру, директор, учредитель и др.

Размер суммы недоимки

Не имеет значения

Должен быть крупным или особо крупным

Наличие умысла для привлечения к ответственности

Не обязательно

Обязательно

«Таблица составлена по: Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 13.06.1996 № 63 – ФЗ, ст. 198 // Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/, Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 13.06.1996 № 63 – ФЗ, ст. 199 // Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ »

Уклонению от уплаты налогов в УК РФ посвящено сразу две статьи (ст. 198, 199 УК РФ). Составы преступлений, предусмотренных ими, заключаются в неуплате налогов в крупном или особо крупном размере в связи с непредставлением физическим лицом декларации или иных документов, либо с включением в них ложной информации. Размеры санкций за правонарушения указаны в таблице 4.

Таблица 4

Размеры санкций за правонарушения

Преступление

Размер неуплаченной суммы

Санкции за неуплату налогов (вид наказания)

Уклонение от уплаты налогов с физического лица в крупном размере

Сумма налогов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд, более 900 тыс. руб. при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 2,7 млн. руб.

  • либо штраф в размере 100 – 300 тыс. руб. или в размере зарплаты / иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет;
  • либо принудительные работы на срок до 1 года;
  • либо арест на срок до 6 месяцев;
  • либо лишение свободы на срок до 1 года

Уклонение от уплаты налогов с физического лица в особо крупном размере

Сумма налогов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд, более 4,5 млн. руб. при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 13,5 млн. руб.

  • либо штраф в размере 200 – 500 тыс. руб. или в размере зарплаты / иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет;
  •  либо принудительные работы на срок до 3 лет;
  • либо лишение свободы на срок до 3 лет

Уклонение от уплаты налогов с организаций в крупном размере

Сумма налогов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд, более 5 млн. руб. при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 25% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 15 млн. руб.

  • либо штраф в размере 100 – 300 тыс. руб. или в размере зарплаты / иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет;
  • либо принудительные работы на срок до 2 лет, возможно также с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
  •  либо арест на срок до 6 месяцев;
  •  либо лишение свободы на срок до 2 лет, возможно также с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Продолжение таблицы 4

Уклонение от уплаты налогов с организаций в особо крупном размере либо совершенное группой лиц по предварительному сговору

Сумма налогов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд, более 15 млн. руб. при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 50% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 45 млн. руб.

  • либо штраф в размере 200 – 500 тыс. руб. или

в размере зарплаты /иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;

  • либо принудительные работы на срок до 5 лет, возможно также с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
  • либо лишение свободы на срок до 6 лет, возможно также с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

«Таблица составлена по: Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 13.06.1996 № 63 – ФЗ, ст. 198 // Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/, Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 13.06.1996 № 63 – ФЗ, ст. 199 // Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ »

Лицо может быть освобождено от уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов по УК РФ, если (п. 2 примечания ст. 198, п. 2 примечания ст. 199 УК РФ):

  • преступление им было совершено впервые;
  • были уплачены сумма недоимки, пени и штрафа, установленного НК РФ. Сделать это нужно до первого судебного заседания по уголовному делу (ч. 1, 2 ст. 28.1 УПК РФ).

Уголовная ответственность за налоговые преступления – это не только ответственность за неуплату налогов. К уголовной ответственности также могут привлечь:

  • налоговых агентов, не исполняющих свои обязанности, установленные НК РФ по исчислению, удержанию и перечислению налогов (ст. 199.1 УК РФ);
  • руководителя организации или ИП, скрывшего денежные средства или имущество, за счет которых могла быть взыскана недоимка (ст. 199.2 УК РФ).

Употребление термина «уклонение» следует понимать как указание на умышленное удержание в своей собственности денежных средств, которые должны быть уплачены в государственный бюджет [18]. В соответствии с ч. 1ст. 198 УК РФ уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица характеризуется непредставлением налоговой декларации или иных документов, представление которых, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, является обязательным, либо включением в налоговую декларацию таких документов, которые содержат заведомо ложные сведения [19]. В части второй этой статьи предусматривается ответственность за квалифицированное уклонение от уплаты налога и (или) сбора в особо крупном размере.


Практически способ уклонения не имеет юридического значения, он свидетельствует лишь о том, что имеет место умысел на неуплату в срок установленного законом налога или страхового взноса. Это же доказывает и указание на крупный и особо крупный размер неуплаты налога и (или) сбора.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ, может быть физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), достигшее шестнадцатилетнего возраста, на которое в установленном законом порядке возложена обязанность по исчислению и уплате в соответствующий бюджет налогов (сборов) и по представлению в налоговые органы налоговой декларации и иных документов, необходимых для осуществления налогового контроля, а также иное физическое лицо, осуществляющее представительство в совершении действий, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Налоговые преступления являются материальными, а не формальными составами преступлений. В налоговых преступлениях предметом посягательства будут денежные средства, удерживаемые налогоплательщиком, которые должны поступить в бюджет или в государственные внебюджетные фонды. Применительно к предмету доказывания событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления) составляет установление объекта и объективной стороны состава преступления.

Криминальное уклонение от уплаты налогов совершается за счет совершения налогоплательщиком противозаконных действий, направленных на избежание налога или снижение его размера, нарушающих не только нормы налогового, но и уголовного законодательства. Совершение уклонения от уплаты налогов данным способом влечет наступление для налогоплательщика уголовной ответственности.

Эффективная система налогового контроля, с одной стороны, должна обеспечить достижение такого уровня налоговой дисциплины, при котором исключаются нарушения налогового законодательства или их число незначительно, а с другой стороны, должна иметь современные аналитические инструменты налогового контроля, позволяющие обеспечить выявление скрытой налоговой базы и пресечь практику уклонения от налогообложения[10].

Самый ранний вид предупреждения правонарушений – это профилактика. Предупреждение правонарушений включает в себя (помимо профилактики) такие виды, как предотвращение, пресечение, да и саму меру взыскания за какое-то уже совершенное правонарушение. Следующим видом предупреждения правонарушений является предотвращение [20]. Разновидностью предупреждения правонарушений является пресечение, которое характеризуется воспрепятствованием продолжению уже начатого правонарушения с помощью применения к правонарушителю необходимых мер. Такая характеристика пресечения соответствует и этимологической природе этого понятия. Контрольные мероприятия, проводимые в целях пресечения налоговых преступлений и уклонений от уплаты налогов физическими лицами, проводятся в период уже начатой противоправной деятельности.


2.2. Совершенствование налогового контроля

Характерной чертой налоговой преступности в России является ее высокая скрытность. Учитывая этот признак, невозможно осуществить выявление налоговой преступности без проведения оперативно-розыскных мероприятий и проведения выездных и камеральных налоговых проверок. Поэтому несвоевременное начало уголовного преследования вследствие недостаточно активного и быстрого реагирования на заявления и сообщения о налоговых преступлениях (либо необоснованно длительной их проверки) может привести к серьезным отрицательным последствиям.[21]

Государственный контроль за налоговыми правонарушениями в Российской Федерации осуществляется ведомственным подразделением Министерства финансов РФ − Федеральной налоговой службой в лице ее территориальных органов. Это закреплено в постановлении Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».

Согласно этому нормативному акту, Федеральная налоговая служба (ФНС России) осуществляет функции по контролю и надзору:

  • за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
  • за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
  • за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.

В современных условиях в первую очередь нужно заниматься предупреждением нарушений, своевременно реагировать на признаки возможных нарушений законодательства о налогах и сборах, выявлять нарушения на основе показателей, для расчета которых нет необходимости проводить проверку. К сожалению, в настоящий момент органы внутренних дел в основном работают по фактам уже совершенных правонарушений или преступлений.

Мероприятия налогового контроля в исследуемой сфере необходимо направить:

  • на ликвидацию пробелов, создающих возможности «ухода» от налогообложения;
  • на снижение рисков, связанных с неоднозначной трактовкой налогового законодательства;
  • на четкое разграничение правомерной практики налоговой оптимизации и практики противоправного уклонения от уплаты налогов;
  • на сближение систем налогового и бухгалтерского учета (сближение налоговой базы), указанных в декларациях налогоплательщиков, с налоговой базой, рассчитанной по уровню экономической активности.