Файл: Построение организационных структур (Диагностика проблем организационной структуры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 218

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чтобы минимизировать эти отрицательные свойства матричной структуры, используются специальные методы и технологии. С другой стороны, при формировании команды проекта руководитель проекта должен хорошо знать организационную структуру предприятия, выполняющего проект. Он должен ориентироваться в функциональном распределении штатного расписания предприятия, функциональное распределение между подразделениями, соотношение подчиненности и соподчиненности людских ресурсов предприятия, доступных для формирования команды проекта.

Упрощенная матричная структура

В таком варианте организации на рисунке 3, сохраняются все особенности функциональной системы. Роль менеджера проекта при этом отводится одному из служащих и сводится только к диспетчерским функциям. Власть сосредоточена в руках функциональных менеджеров.

Рисунок 3 - Сбалансированная матричная структура

При сбалансированной матричной структуре из числа служащих одного из функциональных подразделений назначается менеджер проекта. Оставаясь в составе своего подразделения, этот человек почти все свое время тратит только на управление проектом. При этом ему передаются некоторые полномочия по управлению вовлеченным в проект персоналом из других подразделений.

Усиленная матричная структура

К имеющимся функциональным подразделениям добавляется отдел менеджеров проекта. Служащие этого подразделения занимаются исключительно управлением вверенными им проектами и не имеют других функциональных обязанностей. При этом менеджер проекта обладает существенными полномочиями при распределении ресурсов.

В разных организационных структурах загруженность персонала в проектной деятельности существенно различается. В целом все структуры имеют свои преимущества и недостатки, поэтому на практике каждая из упомянутых структур в чистом виде нечасто используется.

Распространена некоторая их комбинация, что позволяет сгладить недостатки, характерные для каждой из составляющих. Например, для выполнения критического проекта в функциональной компании вполне возможно создание отдельной команды. Эта команда может нести в себе все черты проектно-ориентированного подхода, включая откомандирование на условиях полной занятости специалистов из функциональных подразделений, предоставление менеджеру проекта всей полноты власти, включая финансовые полномочия в рамках бюджета проекта. Для такого проекта могут быть установлены свои собственные управленческие процедуры и процедуры отчетности, отличные от принятых в компании в целом. Кроме того, в некоторых случаях для оказания одному или нескольким проектам ряда сервисных услуг может быть сформировано отдельное подразделение - служба поддержки проекта. В англоязычной литературе для его обозначения используется термин Project Support Office. Это подразделение предоставляет такие услуги, как планирование сроков и ресурсов, контроль хода выполнения, распространение/сбор любой другой проектной информации и прочие факторы построения организационной структуры.


Факторы формирования организационной структуры

Факторы, оказывающие влияние на этот процесс, как показали многочисленные исследования, носят ситуационный характер. Выделяется четыре группы ситуационных факторов [21]:

  • внешняя среда, т.е. все то, что окружает организацию;
  • технология работы в организации;
  • стратегический выбор руководства в соответствии целем;
  • поведение работников.

Изображенные на рисунке 4 факторы могут в отдельности или в комбинации влиять на решения по построению организационной структуры через те компоненты, которые заключены в каждом из них.

Внешняя среда Нередко отличие одной организации от другой объясняется различием среды, в которой им приходится функционировать. Внешняя по отношению к организации среда состоит из двух уровней: общее окружение и непосредственное окружение.

Руководители должны постоянно анализировать текущую и, желательно, будущую расстановку сил в общем окружении и требования, которые предъявляют к развитию отдельных частей или подразделений организации институты непосредственного соприкосновения.

Рисунок 4 - Ситуационные факторы проектирования организации

Институты внешней среды, входящие с организацией в непосредственное соприкосновение, являются или организациями, или группами индивидов. Для конкретной анализируемой организации они выполняют роль посредников между силами общего окружения и частями или подразделениями организации, формируя через задачи, которые они решают, спрос на ту или иную функцию организации. Выявление этих институтов является первым шагом в построении организационной структуры, так как помогает определить в первом приближении основные функциональные части или подразделения организации, которые, как правило, осуществляют прямой контакт с тем или иным «посредником» из внешней среды.

Следующим шагом является оценка характеристик этих институтов и их относительной важности для организации. Внешнюю среду характеризуют сложность и динамизм. Сложность внешнего окружения определяется тем. как много факторов влияет на проектирование организации и насколько эти факторы схожи между собой. Динамизм внешнего окружения характеризуется тем, как быстро меняются факторы, влияющие на проектирование организации. Остаются ли они в основном неизменными, стабильными или же они изменяются, нестабильны. В нашей стране в связи с переходом к рыночной экономике на подавляющее большинство предприятий со стороны потребителей, поставщиков, банков, трудовых ресурсов и т.д. стали влиять новые и сильно изменившиеся требования. В связи с этим многие предприятия стали пересматривать схемы своего построения, создавать новые подразделения, вносить изменения в работу существующих служб, сокращать те из них, у которых исчез контакт с институтами внешней среды.


Двухмерная классификация факторов внешней среды, влияющих на проектирование организации позволяет выявить четыре типа ситуаций, каждая из которых наиболее соответствует тому или иному виду бизнеса. Ситуация, характеризуемая низкой неопределенностью в квадранте 1 на рисунке 5, является наиболее благоприятной для руководства организации.

Низкая

1

Ситуация низкой неопределенности

Факторов мало

Факторы схожи Факторы не меняются

2

Ситуация умеренной неопределенности

Факторов много

Факторы не схожи Факторы не меняются

окружения Степень динамизма внешнего

3

Ситуация умеренно высокой неопределенности

Факторов мало Факторы схожи

Факторы постоянно меняются

4

Ситуация высокой неопределенности

Факторов много Факторы не схожи

Факторы постоянно меняются

Высокая

Низкая

Степень сложности внешнего

окружения

Высокая

Рисунок 5 - Основные типы ситуаций в зависимости от характера факторов внешней среды

В этом случае можно ожидать, что внешняя среда не будет преподносить много «сюрпризов», и работники будут определенно следовать принятым в организации политике и процедурам. От самих руководителей не требуется высокого уровня подготовки, длительного обучения, большого опыта для того, чтобы успешно действовать в достаточно ясной, с точки зрения влияния внешней среды, ситуации.

Ситуация, характеризуемая умеренной неопределенностью, в квадранте 2 на рисунке 5, является уже более напряженной для руководства организации. Высокая степень сложности внешнего окружения вносит элемент значительного риска в процесс принятия решения. Повышенный риск подталкивает руководство организации к большей альтернативности в действиях. Чтобы эффективно управлять, руководители в данной ситуации нуждаются в серьезной подготовке и наличии опыта. Например, нефтеперерабатывающее предприятие имеет дело со многими несхожими между собой институтами внешней среды: охрана окружающей среды, поставщики, потребители, зарубежные конкуренты и проч. Однако это взаимодействие происходит в рамках достаточно стабильных процедур и не претерпевает частых серьезных изменений.

Ситуация, характеризуемая умеренно высокой неопределенностью в квадранте 3 на рисунке 5, требует от руководства и самой организации достаточной гибкости. Это необходимо в силу частого изменения характера взаимодействия с факторами внешней среды. Однако схожесть факторов позволяет руководителям справляться с ситуацией, имея достаточный уровень подготовки и мотивации. Большим подспорьем руководителю в данной ситуации является система электронной обработки данных, позволяющая отслеживать изменения, происходящие во внешней среде.


Ситуация, характеризуемая высокой неопределенностью в квадранте 4 на рисунке 5, представляет собой наибольшую трудность для управления организацией, так как внешняя среда полна неопределенных ситуаций. Эффективное взаимодействие организации и ее частей с институтами внешнего окружения требует от руководителей высочайшего уровня подготовки, аналитических способностей и интуиции. Оценки специалистов свидетельствуют, что только 20% [21] факторов в бизнесе поддается контролю со стороны руководителя, а остальные 80% [21] - неконтролируемы. Среди последних в основном факторы внешней среды.

Каждая из рассмотренных выше ситуаций требует своего специфического подхода к проектированию организации и ее частей.

Очевидно, производство проектной документации высокого качества возможно только в рамках сложно устроенных организаций. С другой стороны, такая сложность вряд ли понадобится солеваренному производству.

АНАЛИЗ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ПОЛЮС ПРОЕКТ»

        1. Организационно управленческая и экономическая характеристика предприятия

Проектный сервис ООО «Полюс Проект» создан Решением №1 единственного учредителя ЗАО «Полюс» от 12 июля 2010 года для проектно- конструкторского обеспечения строительства и производства в рамках реализации стратеги развития Компании. Деятельность ООО «Полюс проект» зарегистрирована как код "ОКВЭД 74.20.1" - Деятельность в области архитектуры, инженерно - техническое проектирование в промышленности и строительстве.

Внутренняя среда ООО «Полюс Проект - это система элементов внутри организации: цели, задачи, технология, структура и персонал.

Цель организации - разработка качественной проектной документации, отвечающей требованиям Заказчика, действующему законодательству и применяемым стандартам.

Задачи:

  • профессионализм каждого сотрудника напрямую влияет на качество труда и эффективность работы всего коллектива и компании;
  • сотрудничество позволяет нам согласовывать действия и объединять усилия всех сотрудников компании;
  • развитие дает возможность компании и ее работникам постоянно совершенствоваться, быть открытыми новому, ставить перед собой смелые долгосрочные цели и достигать их;
  • стабильность является основой эффективности компании, гарантирует надежность, создает базу для достижения желаемых результатов;
  • безопасность дает возможность улучшать условия труда, предупреждать травмы, профессиональные заболевания и аварийные ситуации, минимизирует риски и позволяет добиться максимальной эффективности.

Технология работы состоит из следующих этапов:

  1. Проработка технологических решений
  2. Выдача заданий – импульс к началу работы смежных отделов
  3. Координация работ для принятия согласованных решений
  4. Выпуск технологической документации.

На моменте создания в организации работало 4 человека, в дальнейшем количество объектов по золотодобыче росло и потребность в сотрудниках увеличивалась. На данный момент персонал ООО «Полюс Проект» представлен административно-управленческим аппаратом (16 штатных единиц) и производственным (140,3 штатных единиц), с общей численностью 156,3 единиц.

Стаж работы сотрудников в компании представлен на рисунке 5. Кадровый состав в основном представлен сотрудниками с опытом работы в компании от 5 до 10 лет, т.е. людьми, принявшими непосредственное участие в развитии одной из ключевых структурных единиц Компании – Олимпиадинского ГОКа.

Рисунок 5 – Стаж работы в компании

Сведения о возрастном составе работников представлен на рисунке 6. Самый распространенный возрастной диапазон кадров - 30-35 лет. По мнению организации, сотрудники с наиболее производительным средним возрастом – 42 года.

Рисунок 6 – Сведения о возрастном составе работников

Уровень образования у большей части сотрудников – высшее специальное, магистратура (58%), а также высшее – бакалавриат (24%), что характерно для руководящих профессий и инженерно-технического персонала. Среднее профессиональное образование имеют значительно меньшая часть (10%), в основном это сотрудники вспомогательного и обслуживающего персонала. Оставшиеся 8% - это сотрудники с высшим образованием, аспирантурой, имеющие опыт подготовки кадров высшей квалификации. Текучесть кадров составляет 3 %.

Руководство компанией осуществляет генеральный директор, который имеет в подчинении трёх заместителей и одного помощника. непосредственно разработкой проектной документации занимаются отделы, представленные на рисунке 7.

Рисунок 7 - Взаимодействие со смежными отделами

Производственный отдел выполняет задачи оперативного управления производственной деятельностью организации; текущим планированием, участием в перспективном планировании производственной деятельности; Организационно-методическое руководство, координация и контроль деятельности структурных подразделений организации по производственным вопросам; Оперативное информирование руководства организации о возникающих производственных проблемах и возможных вариантах их решения; подготовкой и представлением руководству информационно-аналитических материалов о состоянии и перспективах развития производственной деятельности организации; совершенствованием и внедрением новых методов организации работы, в том числе на основе использования современных информационных технологий.