Файл: Современные требования к уроку физической культуры (Исследование процесса внедрение учебной программы физической культуры по государственному стандарту в многопрофильном лицее № 4).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- каждый участник по желанию имеет возможность высказаться;

- все участники группы уважают ценности и взгляды каждого, даже если не согласны с ними,

- обсуждаются идеи, а нелюди, которые выразили;

- все участники делают замечания кратко и по существу;

- все конфликты, возникающие, решаются мирным путем с учетом интересов участников и правил работы;

- все участники стремятся создать открытую, деловую, дружескую атмосферу;

- после завершения групповой работы ее результаты должны быть представлены другим группам

Например, на уроке физической культуры «РФ-футбольная страна» групповую работу можно организовать следующим образом.

Ученики объединены в Из группы:

1 группа - историки;

2 группа - теоретики;

3 группа - болельщики.

Задание:

1 группа - подготовить доклад «История формирования футбольных традиций в РФ;

2 группы - рассказать об основных правилах игры в футбол;

Из группы - подготовить рассказ о выдающихся футболистов.

Группировка учеников класса.

Группировка - это метод создания пар или подгрупп для дискуссий, «мозгового штурма», ролевых игр, решение проблем или другой подобной деятельности под руководством учителя. Группировка может иметь смысл в любой момент во время урока. К тому же, эта деятельность поможет получить удовольствие от работы, создать дружеские отношения и добавить ученикам энергии.

Приветствие: предложите каждому из учеников вспомнить цифру - один, два, три, - какая кому нравится. Пусть не называют ее остальных.

Теперь пусть найдут своих «нумерологических« духовных »братьев и сестер»: ничего не говоря, пусть пожмут друг другу руки. ( «Если мое число один, я жму вашу руку один раз» и др.) Те, у кого одинаковое число, объединяются и продолжают искать других людей с таким же числом.

Нумерация: предложите детям просчитаться, используя столько номеров, сколько групп вы хотите создать. Это самый быстрый способ объединения в группы.

Группировка по ярлыкам: учитель раздает детям заранее подготовленные номера (наборы двоек, троек, четверок и др.). Ученикам предлагают найти друга или подгруппу с такими же, как у него (у нее) ярлыками.

Известные персонажи: перед занятием учитель выбирает известные всем группы персонажей и записывает имена соответствующих героев на карточках, которые наугад раздаются детям. Тогда каждый ученик ищет других персонажей из своей группы.

Правила групповой работы:

Каждый участник имеет возможность высказаться, если у него есть желание.


Все участники группы уважают ценности и взгляды каждого, даже если не согласны с ними.

Обсуждаются идеи, предложения, а не люди, которые их высказали.

Все участники делают существенные замечания кратко.

Каждый участник, даже защищая свою точку зрения, открытый для восприятия чужих идей, мнений и интересов других участников.

Все разногласия, конфликты, возникающие во время работы, решаются мирным путем, с учетом интересов участников и правил работы.

Все участники пытаются создать открытую, деловую, дружескую атмосферу.

Во время работы в малой группе из пяти человек участники могут выполнять такие роли:

- ведущий (посредник-организатор работы группы);

- секретарь (записывает результаты работы);

- докладчик (представляет результаты работы группы остальных групп);

- наблюдатель (анализирует индивидуальное поведение членов группы, определяет, как члены группы могут справиться с проблемами, возникающими во время работы);

- хронометрист (следит за тем, предназначенным для групповой работы).

Правила работы в группах:

Перед началом работы распределить роли.

Внимательно читать задачу-инструкцию (слушать).

Говорить по очереди, не перебивать друг друга.

Соблюдать отведенного времени.

Представить работу может командир группы.

Давать возможность презентовать исследования всем членам группы.

Соблюдать правила поднятой руки.

Работать так, чтобы не мешать другим.

«Мозговой штурм»

«Мозговой штурм» является отличным методом для использования опыта учащихся с целью решения проблем и разработки идей. Есть, однако, очень специфические правила и основные принципы для «мозгового штурма», которых нужно придерживаться.

«Мозговой штурм» лучше срабатывает в группах в количестве 5-7 человек.

Основные признаки

Четко определите проблему или тему для «мозгового штурма». Работайте в кругу.

Выберите лидера, который ведет обсуждения и поощряет появление новых идей. Он должен поощрять количество, а не качество идей.

Чтобы увеличить появление новых идей, вы можете предоставить ученикам определенное время на размышления и после нескольких минут начинать снова.

Правила «мозгового штурма»

Никакой критики!

Заимствование других идей является нормальным явлением.

Желательным является большое количество идей.

Оценка происходит позже.

Чтобы усовершенствовать качество идей, предоставьте детям время для того, чтобы они написали свои идеи сначала индивидуально.


Делитесь идеями циклически, когда отдельные участники или группы рассказывают об одной идее поочередно и идеи не повторяются.

«Мозговой штурм» может быть проведен в двух группах - тогда каждая группа распространяет список, состоящий, учитывая списки других.

«Мозаика»

Учащимся предлагается самостоятельно разработать материал (каждому разный) и законспектировать его в один из разделов таблицы за определенное время. После этого дети по очереди знакомят свою группу с конспектом, а члены группы должны за ним записать в таблицу те же заметки. В конце общения у всех членов группы должна быть заполнена таблица.

Наблюдение за учащимися в процессе интерактивной формы деятельности на уроке позволило определить такие положительные признаки:

- у всех учащихся повышается уровень сознательной активности при выполнении упражнений;

- каждый участник группы может выбирать свой темп выполнения упражнения, позволяет индивидуализировать процесс упражнения;

- при такой формы деятельности собственный вклад в коллективную дело может внести ученик в любом состоянии здоровья; отмеченное особенно важно для тех, кто имеет психофизические ограничения;

- предоставление возможности ученикам создать собственный кроссворд демонстрирует направление их интересов и сферу осведомленности в контексте физической культуры;

- подобная форма деятельности учащихся позволяет учителю определить уровень авторитета каждого среди своих сверстников, и в следующем - способствовать поддержке или повышению.

2.2. Исследование процесса внедрение учебной программы физической культуры по государственному стандарту в многопрофильном лицее № 4

Исследования проводились на базе многопрофильного лицея № 4.

Внедрению нового Государственного стандарта многопрофильного лицея № 4 предшествовала значительная подготовительная работа:

Был составлен план мероприятий реализации Госстандарта, в котором выдающаяся роль отводится информированию учителей о новых нормативных, инструктивно-методические документы по внедрению Государственного стандарта базового и полного общего среднего образования.


Также основательно изучались, анализировались государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся.

Вопросы изучения и внедрения Государственных стандартов начального и базового и полного среднего образования рассматривался на педагогических советах заведения, совещаниях при директору, совещаниях при заместителю «Разработка новых Государственных стандартов образования »,« Особенности внедрения Государственных стандартов »,« Педагогическая адаптация учащихся 5-х классов к обучению в основной школе, на заседаниях методического совета школы, заседаниях школьных методических комиссий заведения [12].

Учителями-предметниками постоянно ведется работа по самообразованию, ведь переход к новым ГОСТам требует досконального изучения новых программ, критериев оценки, методических рекомендаций по изучению предметов инвариантной и вариативной составляющей. На заседаниях школьных методических комиссий учителя анализируют учебники, обнаруживают их положительные и отрицательные черты, составляют рецензии.

Также с учетом требований нового ГОСТа в заведении построено и методическую работу.

Цель:

- подготовка педагогов к реализации содержательных линий нового ДС,

- к технологизации методов преподавания с учетом личностно ориентированного, компетентностного и деятельностного подходов,

- к усилению преемственности между начальной и базовой школами.

- обеспечить участие учителей в различных формах повышения квалификации по вопросам внедрения ДС;

В рамках внутренне школьного контроля изучается состояние преподавания предметов инвариантной и вариативной составляющей, в частности физической культуры.

Проводится диагностика уровня знаний, мониторинговые отслеживания, комплексный контроль, тематический контроль, персональный контроль, фронтальный контроль, смотровая контроль и т. д. Для выявления склонностей учащихся психологом заведения, классными руководителями проводится анкетирование, тренинги, воспитательные часы [13].

Важной составляющей в построении плана работы по физической культуре является соблюдение требованиям учебной программы.

Учебные программы – это, прежде всего, системные документы, определяющие цели и задачи каждого предмета, его содержание, основные виды учебной деятельности, результаты учебной деятельности, формы контроля и оценки результатов обучения. Следовательно, результаты учебной деятельности школьников в значительной степени вызваны качеством учебных программ.


Положительным признаком проектов новых учебных программ является то, что в них задекларировано основы компетентностного подхода к формированию содержания и организации учебного процесса.

Учебная программа для общеобразовательных учебных заведений по физической культуре состоит из пояснительной записки, где охарактеризуется цель, задачи, содержание, компоненты и требования к современному уроку физического воспитания.

Цель конкретизируется через систему заданий, а именно:

- пробуждение у ребенка желание быть моральным;

- формирование у учащихся нравственного сознания на основе организации нравственных отношений детей через их включение в стихийную или специально организованную деятельность;

- выработка этико-эстетического отношения к жизни и к своей жизнедеятельности;

- формирование нравственной культуры, толерантного отношения к другим культурам и традициям;

- обеспечение развития у детей потребности в здоровом образе жизни, гармоничном сочетании духовного, физического и психического здоровья;

- формирование культуры семейных отношений;

- развитие качеств и положительных моральных качеств ребенка, побуждение к самосовершенствованию;

- поддержка способностей, культурного творчества, направленной на личностное саморазвитие;

- преодоление кризисных состояний детства, новообразований, возникших в психике ребенка под влиянием антисоциальных проявлений [14].

Программа предмета «Физическая культура» состоит из следующих разделов:

I. Теоретико-методические знания.

II. Способы двигательной деятельности:

- школа культуры движений с элементами гимнастики;

- школа передвижений;

- школа мяча;

- школа прыжков

- школа активного отдыха (рекреации)

- школа развития физических качеств;

- школа осанки.

III. приложения:

- Использование балльной оценки в системе педагогического контроля физической подготовленности школьников.

- Система оценки физической подготовленности школьников 7-10 лет.

- Письмо контроля физической подготовленности ученика.

- Критерии оценивания учебных достижений учащихся по предмету «Физическая культура».

- Тестовые задания для оценки теоретических знаний учащихся 2-4 классов.

- Ориентировочный перечень типичных учебно-наглядных пособий и оборудования по физической культуре для общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведений.

- Условия выполнения упражнений для определения резервных возможностей учащихся.