Файл: Современные требования к уроку физической культуры (Исследование процесса внедрение учебной программы физической культуры по государственному стандарту в многопрофильном лицее № 4).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретический анализ современных требований к уроку физической культуры
1.1. Анализ учебной программы физической культуры по государственному стандарту
1.2. Цели и задачи учебной программы физической культуры за государственным стандартом
Глава 2. Практические аспекты требований к уроку физической культуры
2.1. Основные требования к современному уроку по учебной программе
Важной задачей физического воспитания детей и подростков является развитие физических качеств, способствующих всестороннему гармоничному развитию личности, повышению адаптивных возможностей организма.
Основными средствами физического воспитания являются физические упражнения, с помощью которых у школьников формируются жизненно важные умения и навыки, развиваются физические качества, развиваются физические способности, повышаются адаптивные качества организма, восстанавливаются ранее утраченные его функции.
Основная форма организации физического воспитания детей в школе - урок. Именно на уроках физической культуры школьники приобретают знания, навыки, умения выполнять утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультминутки, игры и упражнения на переменах, проводить закаливание организма, самостоятельно заниматься физическими упражнениями по месту жительства с целью повышения уровня своей физической подготовленности [7].
Уроки физкультуры должны способствовать формированию у школьников положительного отношения к физкультурной деятельности, а также привлечению школьников к другим формам занятий физической культурой и спортом.
В последнее время поступает все более негативной информации о росте количества несчастных случаев среди школьников во время проведения урока физической культуры. Эти обстоятельства заставили Министерство образования и науки РФ принять решение о временном снижении нагрузок школьников в процессе занятий физическими упражнениями и отказ от приема контрольных нормативов. Прежде всего это касается приема нормативов по бегу, как на скорость, так и на выносливость.
По данным медицинских наблюдений, каждый второй школьник имеет различные отклонения в состоянии своего здоровья. Ежегодные обследования учащихся школ свидетельствуют о тенденции рост числа заболеваний и нарушений в работе всех систем организма, в том числе и таких жизненно важных, как сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Возрастное развитие опорно-двигательного аппарата, обмена веществ и энергии, деятельность внутренних органов, психики и эмоционально-волевых качеств в значительной степени зависит от объема, интенсивности и качественных особенностей двигательного режима ребенка. Под влиянием мышечной деятельности в детском возрасте закладывается фундамент здоровья и долголетия [8].
Одним из самых перспективных направлений оптимизации физического воспитания является рациональное использование эффективных средств и методов совершенствования двигательных способностей детей школьного возраста с целью укрепления их здоровья, улучшение физического развития и физической подготовленности.
Легкая атлетика - самый массовый вид спорта, способствует всестороннему физическому развитию человека, поскольку сочетает распространены и жизненно важные движения (Ходьба, бег, прыжки, метания). Как полноценный вид спорта, отличается своей многогранностью и возможностью развить не одну часть тела, а все вместе.
Именно занятия легкоатлетическими упражнениями имеют большое оздоровительное, воспитательное, образовательное и прикладное значение.
Легкая атлетика занимает одно из главных мест в новой комплексной программе по физической культуре в средней школе. Содержательное наполнение вариативной составляющей учебное заведение формирует самостоятельно с модулей, предлагаемых учебной программой. В 5-6 классах учащиеся должны овладеть 4-6 вариативных модулей, в 7-8 классах - 3-5, в 9 классе - 3-4 модули. На овладение избранных модулей отводится приблизительно одинаковое количество часов, но не менее 18 часов.
К оздоровительным задачам относятся: содействие гармоничному развитию организма (формирование правильной осанки, развитие сердечно-сосудистой и дыхательной системы, активизации обменных процессов, укрепления нервной системы); развитие двигательных качеств, закаливание организма. Во время бега и ходьбы в работу включается большое количество скелетных мышц, создаются условия для формирования правильной осанки, развития внутренних органов, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Оздоровительное значение занятий легкой атлетикой повышается еще и тем, что они проводятся на свежем воздухе [9].
Образовательными есть следующие задачи: вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками, которые нужны в разных условиях жизни (о значении и влиянии физических упражнений, условия, правила и условия их успешного выполнения формирование жизненно необходимых умений и навыков; обогащение двигательного опыта за счет различных упражнений); формирование у учащихся о личной и общественной гигиены; расширения кругозора в области физической культуры, развитие интереса к занятиям физическими упражнениями; формирование организаторских и методических знаний и умений для проведения занятий физическими упражнениями.
Воспитательная задача, как отмечают ученые, направленные на всестороннее воспитание личности школьника, моральное закалки, умственное развитие, расширение сферы эстетического воздействия окружающей среды на человека, воспитания любви к труду [10].
Цель работы и успех выбранного направления работы, с использованием инновационных технологий в системе физического воспитания бесспорно зависит от самого учителя его профессионализма творчества и мастерства, и конечно - желание внедрять это направление, развития ребенка в практику своей профессиональной деятельности.
А цель работы учителя это:
- повышение уровня учебно-воспитательного процесса учебных достижений учащихся путем совершенствования форм и методов работы учителям по привлечению детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
- формирование умений к усвоению двигательных действий.
Основные цели учителя при использовании инновационных технологий - это отбор форм и направлений работы, которые будут направлены на формирование сознательного отношения к своему здоровью, состояния физической подготовленности:
- Урок физической культуры;
- Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;
- Внеклассные спортивно-массовые мероприятия;
- Соревнования по различным видам спорта в режиме дня школьника;
- Использование самостоятельных задач.
Модернизация образования побуждает к поиску новых образовательных и воспитательных технологий, к внедрению нетрадиционных форм и методов обучения и воспитания.
Эти технологии и методы обучения направляют учеников на лучшее понимание учебного материала по предмету «Физическая культура», а также желание учеников улучшить свои спортивные достижения.
Внедрение и использование инновационных технологий дает возможность установить в своей работе различные формы взаимодействия «учитель-ученик», что дает возможность учителю прогнозировать положительное отношение учащихся к уроку физической культуры и спорта.
Итак, можно сделать вывод, что этапно организована инновационная система физического воспитания с использованием нетрадиционных форм и методов физического воспитания и различных технологий обеспечивает эффективное формирование у школьников положительной мотивации к здоровому образу жизни.
Инновации, как неотъемлемая часть интерактивных технологий.
Инновация (восстановление, новинка, изменение) - система или элемент педагогической системы, что позволяет эффективно решать поставленные задачи, соответствующие прогрессивным тенденциям развития общества.
Инновационная деятельность учителя направлена на преобразование существующих форм и методов воспитания, создания новых целей и средств ее реализации, поэтому она является одним из видов производительной, творческой деятельности людей. Мы рассмотрели технологию обучения и воспитания в школе, но это нецелесообразно рассматривать как отдельный процесс, потому что основной формой организации учебно-воспитательного процесса является и остается урок (приложение).
Классификация уроков рациональна и позволяет более четко определить цели и задачи, структуру каждого урока, мобилизацию учащихся для успешного решения поставленных задач.
Анализ научной литературы по обозначенной проблеме обнаружил, что современные уроки физической культуры занимают ведущие позиции среди других по развитию физических качеств учащихся. Они имеют широкий спектр действия на организм, способствуют решению оздоровительных, воспитательных и образовательных задач в процессе физического воспитания. Проведение уроков физической культуры с преимущественным использованием инновационных средств способствует начальной спортивной подготовке детей в условиях общеобразовательной школы, а также формированию спортивного стиля жизни школьников.
Глава 2. Практические аспекты требований к уроку физической культуры
2.1. Основные требования к современному уроку по учебной программе
Методы интерактивного обучения.
«Путешествие в мир сказок», «Спартакиады», игра «Поход» и т.п., их можно проводить на контрольных уроках, после изучения отдельных тем и целых разделов учебной программы. Проверить уровень усвоения учащимися учебной программы, их умений и навыков, применение этих умений и навыков в современных условиях. Сюжет предоставляет урока эмоциональности, заинтересовывает учеников.
Заключительная часть урока-метода аутогенной тренировки. Такое проведения заключительной части урока нравится детям, вносит разнообразие, а главное способствует достижению его основной цели-снижению нагрузки, восстановление организма.
Такие уроки нужны, потому что они новые, необычные. Ученики на таких уроках занимаются с энтузиазмом, в них повышается тонус, желание, настроение. В общем выше отдача и результаты урока.
«Ассоциативный куст»
Среди интерактивных методов обучения учителя предпочитают метода построения «ассоциативного куста». Остановимся подробнее на методе построения «ассоциативного куста». В начале работы учитель определяет одним словом тему, над которой будет проводиться работа, а ученики вспоминают, что возникает в памяти относительно этого слова. Сначала высказываются самые стойкие ассоциации, затем - второстепенные. Учитель фиксирует ответы в виде своеобразного «куста», который постепенно «разрастается».
Этот метод универсален, ведь может использоваться при изучении любой учебной дисциплины и на всех этапах урока [11].
«Микрофон»
Технология «Микрофон» предоставляет возможность каждому сказать что-то быстро, по очереди, отвечая на вопрос или выражая собственное мнение или позицию.
Правила проведения:
- Говорить должен только тот, у кого есть «символический» микрофон;
- представленные ответы не комментируются и не оцениваются;
- когда кто-то высказывается, остальное не имеет права перебивать, то говорить, кричать с места.
Работа в парах
Работу в парах можно использовать для достижения любой дидактической цели: усвоение, закрепление, проверки знаний и тому подобное. В условиях парной работы все дети в классе получают возможность говорить, высказываться. Работа в парах дает ученикам время подумать, обменяться идеями с партнером и только потом озвучивать свои мысли перед классом. Она способствует развитию навыков общения, умения высказываться, критического мышления, умение убеждать и вести дискуссию. Во время работы в парах можно быстро выполнить упражнения, которые при других условиях потребует значительного расхода времени. Среди них можно назвать следующие:
- обсудить текст, задания;
- взять интервью и определить отношение партнера к любой учебной деятельности;
- сделать анализ или редактирования письменного работы друг в друга;
- проанализировать вместе проблему, упражнение;
- протестировать ее оценить одно одного;
- дать ответы на вопросы учителя;
- сравнить записи, сделанные в классе.
Работа в группах
Работа в группах предоставляет всем участникам возможность действовать, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, отработка приемов активного слушания, принятие общего решения, согласования различных взглядов). Работу в группах следует использовать тогда, когда необходимо решить проблему, с которой трудно справиться индивидуально и когда одним из ожидаемых результатов является приобретение навыков работы в команде.
При создании групп рекомендуется объединять в одной группе участников с различными уровнями подготовки и опыта по вопросу, который рассматривается, поскольку в разнородных группах стимулируется творческое мышление, интенсивный обмен идеями, проблема может быть рассмотрена с разных сторон.
Методическая литература содержит сформулированные на основе опыта интерактивного обучения общие правила работы в группах: