Файл: Современные требования к уроку физической культуры (Исследование процесса внедрение учебной программы физической культуры по государственному стандарту в многопрофильном лицее № 4).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретический анализ современных требований к уроку физической культуры
1.1. Анализ учебной программы физической культуры по государственному стандарту
1.2. Цели и задачи учебной программы физической культуры за государственным стандартом
Глава 2. Практические аспекты требований к уроку физической культуры
2.1. Основные требования к современному уроку по учебной программе
Введение
Актуальность исследования. Физическая культура является важной составной частью общей культуры общества, продукт его творческой деятельности. На каждом историческом этапе она испытывает изменений в зависимости от возможностей, которые создаются определенной общественной формацией для ее развития.
Наверное каждый мечтает быть сильным, здоровым, выносливым, ловким и смелым, хочет иметь атлетическую фигуру, уметь быстро и долго бегать, высоко и далеко прыгать, плавать и обладать всеми теми навыками, которые постоянно необходимы человеку в жизни. Осуществить эту мечту могут помочь учителя физической культуры. Ведь абсолютное большинство детей рождается практически здоровыми. Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях современной школы достаточно проблематично.
Физическая культура в общеобразовательных учебных заведениях имеет целью сохранение и укрепление здоровья учащихся, развитие двигательных способностей, повышение уровня физической подготовленности, формирование ценностных ориентаций относительно здорового образа жизни.
Физическая культура это часть культуры, связана с системой физического воспитания, организацией спорта, социальных научных опытов, технических средств, необходимых для физического воспитания и спорта, рациональной организации активного отдыха и тому подобное. целью физической культуры является формирование развитой личности в разные стороны. Физическое воспитание - это очень важная составляющая всего учебно-воспитательного процесса в школе, а основной его формой является конечно урок.
Для того, чтобы давать существенные знания ученикам, учителю нужно постоянно обогащать свои знания, расширять свой кругозор: черпать новую полезную информацию с профессиональных журналов, интересоваться опытом опытных учителей, использовать интересные разработки уроков, методы и приемы работы учителей-новаторов.
В связи с обновлением системы образования меняются его приоритеты. Учебная программа - важнейшая составляющая системы образования. Проанализированы методологические основы создания учебных программ, которые должны опираться на современные потребности международного общества.
В последние годы отечественными учеными было разработано учебную программу физической культуры по государственному стандарту. За это время растет интерес к более детальному анализу программ, выделены положительные стороны и вносятся предложения по дополнению.
Цель исследования - проанализировать современное состояние физического воспитания, выявить проблемные аспекты, наметить актуальные вопросы и пути совершенствования системы физического воспитания.
Объект исследования – уроки физической культуры.
Предмет исследования – особенности современного урока физической культуры.
Задачи исследования:
1. Анализ учебной программы физической культуры по государственному стандарту.
2. Охарактеризовать цели и задачи учебной программы физической культуры за государственным стандартом.
3. Определить основные требования к современному уроку по учебной программе.
4. Проведение исследования о процессе внедрение учебной программы физической культуры по государственному стандарту в многопрофильном лицее № 4.
Методы исследования – теоретический анализ источников.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников, приложения.
Глава 1. Теоретический анализ современных требований к уроку физической культуры
1.1. Анализ учебной программы физической культуры по государственному стандарту
Образование РФ переживает процесс «обновления»: вводятся новые Государственные образовательные стандарты, программы, учебники. Реальность стремительно меняется: общество информатизуется, РФ все больше интегрируется в мировое пространство. Эти факторы ставят перед образованием другие задачи, чем много лет назад. ГОСТы и учебные программы должны отвечать требованиям времени, то есть в них должны быть заложены новейшие достижения науки, технологий, педагогической мысли, новое образовательное содержание [1].
Основные государственные документы отмечают, что «Стандарт образования - это система основных показателей, которые являются составными государственной нормы образованности. Образовательный стандарт отражает общественный идеал, учитывает возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала ».
В Законе РФ «Об общем среднем образовании» говорится: «Государственный стандарт общего среднего образования - это свод норм и положений, определяющие государственные требования к образованности учащихся и выпускников школ на уровне начальной, базового и полного общего среднего образования и гарантии государства в ее достижении» [2].
Чтобы учебная деятельность была радостью, должна быть такая организация обучения, при которой ребенок становится активным участником процесса усвоения знаний, тогда познавательный интерес и удовольствие от процесса и результата обучения дает нравственный, психологический комфорт, понимание личного успеха. С этой целью Министерство образования начало работу по модернизации содержания образования [3].
Одним из путей обновления содержания образования и согласование его с современными потребностями, интеграцией в европейское и мировое образовательных пространств является ориентация учебных программ на приобретение ключевых компетентностей и на создание эффективных механизмов их внедрения.
Урок - основная форма физического воспитания в школе, и обязательный для всех учащихся.
Каждый урок представляет собой единый процесс, в котором исполнение всех задач осуществляется в взаимной связи. В то же время, общие закономерности построения урока помогают эффективнее подготовиться к нему [4].
Во время своей деятельности учитывает общие требования к проведению современного урока, а именно:
1) вооружать учащихся сознательными, глубокими, прочными знаниями;
2) формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни;
повысить воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в процессе обучение черты личности;
3) осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие и индивидуальные особенности;
4) формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, умение творчески решать задачи, которые случаются в жизни;
5) выработка умения самостоятельно учиться, получать и углублять или пополнять знания;
6) формировать у учащихся положительные мотивы учебной деятельности, желание учиться, потребность в расширении и получении знаний, положительное отношение к учебе.
Для проведения уроков физической культуры в школе должен быть просторный спортивный зал, спортивная площадка для игры в волейбол и баскетбол, гимнастический городок с полосой препятствий на школьном стадионе, футбольное поле и асфальтированные беговые дорожки.
Уроки нужно начинать с построения класса, рапорта дежурного, поздравления, ознакомление с задачей на урок, выполнение организующих упражнений. В подготовительной части использовать общеразвивающие упражнения в движении и на месте, с предметами (Гимнастические палки, скакалки, мячи), а также специальные подготовительные упражнения. Во время уроков гимнастики проводить комплексы упражнений ритмической гимнастики, под музыкальное сопровождение.
Общеразвивающие упражнения может проводить очередной ученик. Это дает возможность следить, как учащиеся владеют основными терминами. Готовясь к проведению уроков, учитываю и предполагаю физическое состояние класса, осуществляю личностно-ориентированный подход к обучению учащихся. На уроках решаются три основных направления: оздоровительный, тренировочный, образовательный. Нужно проводить больше уроков на свежем воздухе, с целью закаливания организма детей. тренировочный направление служит для повышения уровня двигательной подготовленности. Образовательное направление позволяет вооружить учеников знаниями по истории физической культуры, гигиены физических упражнений, освоения учащимися методики двигательных действий, тренировки развития двигательных способностей [5].
Отдельных теоретических уроков можно не проводить, но сообщение теоретических знаний планируем на каждом уроке.
Хочу, чтобы каждый урок был логическим продолжением предыдущего и одновременно подготовкой к следующему, содержательным, интересным для учеников и таким, что побуждает их к активной деятельности.
Одним из главных условий успешного обучения является способность держать дисциплину на уроке, иначе не срабатывают никакие методические приемы и хитрости. Дисциплина в большей степени зависит от уровня насыщенности урока, от умения учителя переключать фазы урока, от него способности задавать мотивацию и стимулировать ученические успехи, от умения держать педагогическую дисциплину, от умения использовать на практике активные методы обучения.
В практике работы по физической культуре можно применять различные методы обучения:
- словесные - объяснение, рассказ, распоряжения, команда, подсчет;
- Наглядные - показ упражнения учителем, показ плакатов, схем, карт;
- Практические - выполнение упражнений учениками [6].
Материал должен быть лаконичным, конкретным, доступным и отвечать уровню развития учащихся. Во время объяснения сложных упражнений внимание детей акцентируем на основном, чтобы они выполняли его сознательно.
Рассказ применяем в процессе ознакомления школьников с новыми упражнениями и подвижными играми. Новый материал подаю в интересной и образной форме.
Беседу проводим в виде вопросов-ответов, из чего видно, как ученики усвоили материал.
Распоряжение - это словесная указание учителя, не имеет конкретной формы, но связана с выполнением какого-либо действия учеников.
Команда распоряжение учителя, имеет конкретную форму и точный смысл.
Команда часто сопровождается счету, регулирует темп и ритм упражнений.
Среди методов обучения самый доступный - показ. Показывая упражнение, почти всегда выполняю ее вместе с учениками. Кроме личного показа довольно часто модно применять на уроках схемы, карты.
Когда изучается связи гимнастика элементов, с большим количеством упражнений, после показа выдаем детям карточку, по которой они следят за последовательностью выполнения упражнений.
К практическим методам обучения относятся упражнения. Многократное повторение помогает быстрее овладеть техникой упражнения и повышает качество исполнения.
Во время проведения урока стараюсь сочетать словесные методы обучения, наглядного восприятия и практические методы выполнения упражнений.
1.2. Цели и задачи учебной программы физической культуры за государственным стандартом
Физическое воспитание - мощное средство активного влияния на развитие организма и совершенствования его функций. Учитель физической культуры должен постоянно осуществлять контроль за выполнением физических упражнений учениками на уроке, их дозировки, правильность выполнения и уровень физической нагрузки. Надлежащее состояние физического воспитания в школе возможен при активном участии в нем администрации, классных руководителей, учителей физической культуры в тесном контакте с методическим медработником школы, иначе говоря, по полноценного сотрудничества педагогов и врача. Необходимо, чтобы все мероприятия по физическому воспитанию проводились с учетом физического состояния и возрастных особенностей учащихся, при соблюдении всех дидактических методов.
На современном этапе развития общеобразовательной школы значительное место уделяется внедрению в учебно-воспитательный процесс инновационных технологий, ориентированных на перспективу развития нетрадиционных форм и систем оздоровления, что поможет ученикам установить связи с природой, научиться управлять своими эмоциями, поведением, движениями, достичь гармонии между телом и духом.