Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте(детский сад комбинированного вида №14 «Рябинка» г. Клинцы, Брянской области).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако в своих исследованиях Рибо оставляет вопросы, на которые ответы в силу того времени невозможно было дать без определенной методологической базы. Так, например, остается неясно, чем «управляет» воображение, если Рибо ясно дает понять, что воля управляет движениями. Психолог определяешь лишь материал для творческого воображения, то есть образы.

Теодюль Рибо определяет три компонента, благодаря которым воображение является результатом их взаимодействия: эмоционально-аффективной сферы, бессознательного и умственной жизни, где умственная жизнь отвечает за ощущения и эмоции, образы и их комбинации, а также некоторые логические действия. [6]

В целом, можно говорить о том, что Теодюль Рибо является прародителем изучения проблемы воображения. Л. Выготский в своих работах часто опирался на уже полученные данные Рибо, и ссылаясь на них делал собственные умозаключения, продолжая развивать тему, посвященную развитию воображения.

В 50-е годы 20-го века американским психологом Джоем Гилфордом и его последователями была разработана теория творческого (креативного) интеллекта, которая заключалась в выделении отдельных факторов креативности, которые признаются общими как для взрослых, так и для детей.

Такой фактор как широта категоризации означает неожиданность ассоциаций или способов использования предметов, придание им нового функционального назначения, уровень обобщения событий и явлений, которые не имеют очевидных связей.

Беглость мышления отвечает за скорость образования ассоциаций, их разнообразие и количество образовавшихся связей.

Оригинальность мышления представляет собой появление остроумных альтернатив по решению задач относительно традиционных способов.

Именно Джоем Гилфордом было популяризировано понятие «креативность», которое затем стало вытеснять понятие «воображение» из литературных источников по психологии и творческим способностям. [18]

Начиная с 50 годов роль воображения была признана важнейшей человеческой способностью. В творческом процессе оно приравнялось к роли суждения и знания.

Как уже говорилось ранее, важность проблемы развития воображения и изучение его специфики является одной из наиболее сложных проблем в педагогике и психологии. Наряду с иными психическими процессами воображение занимает одно из первых мест по раскрытию своей сущности и порождает новые вопросы и дискуссии.


1.3 Развитие воображения детей дошкольного возраста
в разных видах деятельности

Проще всего за развитием воображения ребенка наблюдать в процессе какой-либо деятельности, будь то рисование, лепка, игры с конструктором или игрушками. Дети с бурным воображением выделяются на фоне других: они используют ручку как черпак будучи в роли повара, нарисованный треугольник переворачивают, дорисовывают ушки и нос, изображая собаку, собирают из конструктора необычные машины или конструкции, которые мы сами никогда не видели.

Очень важно в этот момент не мешать ребенку продолжать фантазировать, еще лучше, если мы поговорим с ним о том, что он создает. Это поможет не только наладить с ним контакт, но и поможет узнать ребенка лучше, помочь развитию его воображения.

Прежде чем рассматривать способы, благодаря которым воображение детей развивается наиболее успешно, стоит разобраться в особенностях воображения детей разного возраста.

Ольга Михайловна Дьяченко, изучая исследования множества зарубежных и отечественных психологов определила характерные особенности развития младшего дошкольного возраста.

Самые первые фантазии у ребенка начинают возникать, когда ребенок начинает действовать на основе собственных представлений. Это может наблюдаться уже тогда, когда малыш просто стучит погремушкой или «кормит» любимую куклу кашей. В таком случае о наличии воображения говорить не приходится, то ли дело, когда малыш палочкой начинает мешать «кашу» в игрушечной тарелке или укладывает любимого медвежонка в коробку, как в кроватку. Это и есть принцип замещения предметов. В таком случае, мы можем говорить о том, что возникновение воображения можно наблюдать еще на раннем возрастном периоде жизни ребенка.

Исследования Дьяченко показывают, что, как правило, воображение младшего дошкольника «привязано» к предмету. Малыш начинает играть и представляет себе игру на основе предметов, которые он видит, поэтому, если ребенок видит ракушки, камушки, скорее всего он начнет играть в магазин, а если вдруг встречается лужа, то он становится храбрым капитаном корабля или путешественником.

Так как воображение младшего дошкольника связано с определенными предметами, нужно заметить, какие это предметы. Как правило это яркие, красиво оформленные игрушки. Он использует предмет в своих целях и откладывает его достаточно быстро, потому что усидчивость и внимание детей такого возраста достаточно кратковременны. Как правило такие игры длятся 10-15 минут.


В словесном творчестве малыши еще недостаточно «компетентны» в плане развития речевого аппарата, но уже ярко представляют себе сказку, которую они слышат. Дети уже способны дополнить ее своими маленькими вставками или ответить на заданный вопрос. Если попросить малыша рассказать историю по картинке, то он ограничится перечислением того, что он видит на ней. Он даже не пытается сопоставить увиденное с событиями, которые могли предшествовать ситуации в иллюстрации или быть после событий.

Детки постарше уже начинают активно подключать собственное воображение. Они могут придумать собственный сюжет по иллюстрации и даже выйти за его рамки. И лишь дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) могут почти свободно придумать собственную сказку или рассказ по предложенной картине.

В изобразительном творчестве дела еще более скудные. Рисунки бедны на детали и, как правило, однообразны.

Еще одна интересная особенность малышей - это отсутствие предварительного замысла. Его линии, кружочки, черточки, которые изначально должны были быть корабликом, в конце могут превратиться в птичку, потому что постепенно малыш видел, как черточки корабля «уплывают» не туда, куда он бы хотел. Однако, младший дошкольник не опускает руки и просто сообщает о том, что нарисовал нечто другое, совершенно отличное от первоначальной идеи. Это один из признаков воображения малышей – неустойчивость и отсутствие подчинения определенным задачам.

С течением времени психические процессы начинают приобретать иной характер, и предметная игра детей до 3 лет превращается в сюжетно-ролевую для дошколят 4-6 лет. Такая игра предоставляет широкие возможности для развития воображения.

В таком возрасте дети активно начинают подражать действиям взрослых. Если малышу предложили накормить куклу сначала компотом, а потом первым и вторым блюдами, и он согласился, то более взрослый ребенок на такое предложение отвечает: "Нет. Мамы так не должны делать». Таким поведением и характеризуется сюжетно-ролевая игра. В таком виде игры ребенок копирует или повторяет действия взрослого, стремится к подражанию. Важно заметить, что в таком виде игры нужно предоставлять ребенку больше возможностей и вызывать большое количество эмоций, тогда площадь для развития воображения расширится.

У детей старшего дошкольного возраста постепенно расширяются сюжеты. Теперь ребенок не только мама, которая готовит и моет малыша, а полноценный член общественных отношений: он доктор, шофер, продавец. [4]


Рассмотрим особенности воображения детей в разных видах деятельности.

Дидактическая игра является одним из основных средств развития воображения. Хотя бы потому, что игра априори является ведущей деятельностью дошкольника. В ней ребенок проводит большинство своего времени, а если игра еще задействует все виды воображения ребенка, она начинает становиться основной движущей силой развития того самого воспроизводящего воображения.

Для начала определим виды дидактических игр.

1 вид – словесные дидактические игры. Они ориентированы на рассуждения детей, обмен мнениями, выполнение разных задач.

2 вид – с игрушками или предметами.

3 вид – настольно-печатные. Представляют собой набор карточек, поля для игр с определенными правилами.

Стоит заметить, что дидактическая игра является посредником между ребенком и его познанием мира. Именно через дидактическую игру, отражающую действительность, ребенок способен изучать взаимоотношения между людьми, виды труда, природу, явления и события через игровой процесс, что помогает ненавязчиво расширять кругозор и опыт ребенка.

В окружающем ребенка пространстве (дом, детский сад) всегда должен присутствовать определенный набор игр. Их количество должно быть достаточным, но не слишком большим, иначе внимание ребенка не сможет аккумулироваться на чем-то одном, что будет мешать усвоению материала.

Нельзя не сказать о том, что игры должны быть подобраны в соответствии с возрастом ребенка, а также подходить по уровню развития. Слишком простые или, наоборот, сложные игры не будут заинтересовывать ребенка и пробуждать интерес к познавательной деятельности или умственной активности. В подборе необходимого материала могут помочь игровые методики. Игры вводятся в процесс по степени доступности для ребенка. Они должны достаточно сильно влиять на развитие навыков и способностей, а также активизировать познавательные процессы.

Используя замены предметов или ролей, ребенок постепенно строит в уме представления об окружающей его среде, применяет их при решении каких-либо задач. Постепенно у ребенка начинает формироваться навыки, позволяющие представить себя на месте другого человека, он научается моделировать ситуации, что очень важно для развития воображения в дошкольном возрасте.

Как мы можем заметить, использование дидактических игр является активным стимулятором развития воображения дошкольников. Благодаря дидактическим играм у ребенка расширяется запас знаний и опыта, который, как мы уже выяснили является необходимым для развития воображения. Чем больше опыта ребенок получит в игре, тем ярче и активнее будет его воображение.


Другой продуктивный способ развития детского воображения – изодеятельность.

Изоядеятельность является аккумулятором развития множества психических процессов и физических способностей детей. Благодаря ему у ребенка активно развивается мелкая моторика, включаются зрительные и двигательные анализаторы. В процессе изодеятельности мы можем заметить проявление особенностей психики, которых раньше, возможно, мы не замечали. Рисование помогает в развитии мышления и воображение, что, как мы выяснили, является родственными процессами.

С взрослением ребенок перестает подражать действиям взрослого с карандашом и начинает подключать собственное воображение и фантазию. Ребенок уже осознанно представляет то, что он хочет видеть на бумаге. Это могут быть как образы сказочных выдуманных существ, так и предметы, явления, существующие в действительности.

При целенаправленном воздействии у ребенка начинают развиваться важные качества воображения: широта, креативность, произвольность и устойчивость.

Для наиболее эффективного развития воображения ребенку нужно предоставлять свободу в экспериментировании с различными материалами и образами, широту этих самых материалов, помогать в переживании тех или иных эмоций.

Сказка как средство развития воображения является одной из наиболее эффективных методик развития и формирования воображения.

С самого раннего возраста каждый из нас сталкивался с выдуманными историями, которые с течением времени превращались в полноценные литературные произведения, несущие в себе глубокий смысл и потенциал для воспитания.

Сказка представляет собой крепкую основу для развития воображения. Она является «зеркалом» культуры народов, в процессе восприятия историй открывается простор для активизации развития речи, памяти, творческого мышления, окружающий ребенка мир начинает приобретать новые свойства и краски, благодаря восприятию сказочных историй. Когда ребенок представляет себя на месте героя, ему в голову может приходить множество способов решения трудностей задач, для чего мы должны предоставлять ребенку такую возможность. Эмоциональный фон детей тоже расширяется и приносит огромное количество положительных эмоций, что делает детство ребенка запоминающимся и беззаботным.

Пересказ сказок, театрализация, ролевые игры и обсуждение историй активно стимулируют развитие воображение детей.

Конструирование повсеместно используется для развития воображения. Конструируя из кубиков, фигур, конструктора, ребенок уже предстает создателем чего-то нового, необычного. Конструирование и моделирование является эффективным методом обучения детей завершать начатое.