Файл: Понятие и виды бизнес-моделей в индивидуальном предпринимательстве.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 179
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты моделирования бизнес-процессами в предпринимательстве.
Сущность моделирования в предпринимательстве.
1.2.Важнейшие компоненты планирования бизнеса в предпринимательстве.
1.3. Предпринимательское планирование и прогнозирование бизнес-процессов ИП
Глава 2. Планирование бизнес-процессами ИП «Счастливое Детство».
2.1. Организация управления бизнес-процессами ИП «Счастливое Детство».
2.2. Предпринимательский контроль в планировании бизнес-процессов ИП «Счастливое детство».
2.3. Рекомендации по совершенствованию планирования бизнес-процессами ИП «Счастливое детство».
Бизнес-план – это план построения бизнеса, и к нему надо отнестись с соответствующим вниманием. Точно так же, как чертеж или расчет, бизнес-план представляет собой размышление перед действием. Именно он позволяет проверить все за и против, прежде чем браться за дело и искать ресурсы. Обращение к бизнес-плану, как правило, происходит тогда, когда компании необходимы перемены и когда для их осуществления не хватает собственных ресурсов. В то же время по оценкам экспертов примерно 90 % предлагаемых проектов отвергается уже на этапе рассмотрения бизнес-планов. Нередко деньги, запланированные иностранными партнерами под совместные проекты, так и остаются невостребованными. Стандартная доля отсева проектов на самой первой стадии (при первом обращении к инвестору, в отдел кредитования банка) составляет 95 %.
Понятие «бизнес-план» используется в двух значениях:
1. Результат сводного планирования деятельности компании, которое осуществляется систематически, на регулярной основе. В данной трактовке бизнес план — это письменный документ, который представляет собой стратегический план создания и/или
развития бизнеса компании. Он отражает текущее состояние, цели и стратегию их достижения, предполагаемые потребности и ожидаемые результаты развития бизнеса компании.
2. Результат единовременного планирования, осуществляемого в рамках проекта для решения конкретной стратегической задачи. В данном контексте бизнес-план — это основной документ инвестиционного проекта, предоставляемый инвестору, в котором
в краткой форме и общепринятой последовательности излагаются суть, основные характеристики, финансовые результаты и экономическая эффективность проекта.
Главная отличительная особенность бизнес-плана заключается в том, что этот документ носит сводный, системный характер. Это отличает бизнес-план от других видов планов, разрабатываемых на предприятии. В нем увязаны характеристики и факторы
внешней среды бизнеса с внутренними характеристиками и функциональными сферами деятельности самого предприятия (от маркетинга и сбыта продукции до технологического обеспечения производства продукции).
Под бизнес-планированием понимают процесс разработки бизнес-плана, который представляет собой упорядоченную организационную процедуру, связанную со сбором и обработкой информации, принятием решений, которые осуществляются с целью
получения желаемого результата в виде целостной системы взаимосвязанных управленческих решений.
В самом общем виде выделяют две основные цели разработки
бизнес-плана.
- Внешняя цель: бизнес-план — инструмент для коммуникации
и привлечения инвестора (кредитора) с целью получения денежных средств из внешних источников.
- Внутренняя цель: бизнес-план помогает создать реальную плановую основу для управления функционированием и развитием бизнеса компании путем разработки и непрерывного обновления бизнес-плана. Таким образом, бизнес-планирование может повысить эффективность управления, а сам бизнес-план в данном случае является инструментом для мониторинга и оценки достигнутых результатов.
При разработке бизнес-плана необходимо учитывать контекст, то есть условия и ситуацию. От знания того, для кого и для каких целей он разрабатывается, зависит, какой именно бизнес-план необходим в каждом конкретном случае. Направленность бизнес-плана зависит от его целей. Бизнес-планы могут быть самыми разными, поскольку различны аудитории, которым они адресованы.
Ценность бизнес-плана тем не менее не ограничивается необходимостью убедить инвесторов в том, что у предприятия есть достойная поддержки бизнес-идея. Он имеет важное значение и для управленческого персонала фирмы, поскольку точно определяет содержание целей предприятия, а также время и пути их достижения.
Выделяют четыре основные причины составления бизнес-плана.
1. Возможность обнаружить проблемы «на бумаге» до того, как они возникли.
2. Без бизнес-плана практически невозможно привлечение инвестиций.
3. Бизнес-план – это стандартный документ ознакомления с предприятием и обязательное требование со стороны цивилизованного рынка.
4. Бизнес-план – это инструмент контроля и управления.
Процесс бизнес-планирования заключается в логическом изложении системы документов, убеждающих инвестора в выгодности проекта. При разработке бизнес-плана определяется жизнеспособность проекта и будущая устойчивость предприятия, прогнозируются различные виды рисков, а также определяются перспективы бизнеса через количественные и качественные показатели. Бизнес-планирование помогает осуществить стратегический взгляд на бизнес-проект, фирму и его рабочую среду через опыт планирования. Ключевыми моментами бизнес-планирования являются анализ и оценка таких аспектов бизнес-проекта, как:
1) возможность, необходимость и объем выпуска продукции;
2) анализ потенциальных потребителей;
3) изучение конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках;
4) определение своего сегмента рынка;
5) расчет показателей коммерческой, региональной и бюджетной эффективности;
6) исследование достаточности капитала и возможных источников финансирования.
Бизнес-планирования в управлении предпринимательской деятельности необходимо для достижения финансового успеха, для долговременной и эффективной работы фирмы или предприятия. Современный предприниматель должен уметь определять перспективы развития своего предприятия, обосновывать целесообразность получения банковских кредитов и привлечения инвестиций, а также быть готовым к структурным изменениям внутри производства.
Планирование является неотъемлемой частью рыночной экономической деятельности. Планироваться могут как отдельные бизнес-операции, так и вся предпринимательская деятельность в целом. Если происходит проведение нескольких операций, связанных друг с другом, необходимо провести совместное планирование с учетом их взаимодействия.
При проведении крупных и долговременных операций, в результате которых возможно получение значительной прибыли, планирование становится необходимым условием для осуществления этого проекта.
1.3. Предпринимательское планирование и прогнозирование бизнес-процессов ИП
Бизнес-процесс — это совокупность взаимосвязанных мероприятий или работ, направленных на создание определённого продукта или услуги для потребителей. Управленческая концепция BPM рассматривает бизнес-процессы как важные ресурсы предприятия, и предполагает управление ими как одну из ключевых организационных систем.
Выделяют три вида бизнес-процессов:
-управляющие — бизнес-процессы, которые управляют функционированием системы, такие как корпоративное управление и стратегический менеджмент;
-операционные — представляющие основную деятельность организации, создающие основной поток доходов (снабжение, производство, маркетинг, продажи или Взыскание долгов);
-поддерживающие — обслуживающие организацию
Бизнес-процесс начинается со спроса потребителя и заканчивается его удовлетворением. Процессно-ориентированные организации стараются устранять барьеры и задержки, возникающие на стыке двух различных подразделений организации при выполнении одного бизнес-процесса.
Основными компонентами бизнес-процесса (БП) являются входы, выходы, окружение, интерфейс, ресурсы, ключевые показатели результативности, цели, документация, функции.
-Входные потоки – материалы, услуги и/или информация, преобразуемые процессом для создания выходных потоков.
-Выходные потоки – результат преобразования входных потоков.
-Ресурсы – содействующие факторы, не преобразуемые, чтобы стать выходным потоком (персонал, оборудование, помещения, информация и т. п.).
-Интерфейс процесса — механизм (организационный, информационный, технический), посредством которого процесс взаимодействует с предшествующим и последующим процессами.
-Окружение может составлять подразделения компании, например функциональные отделы, которые предоставляют своих сотрудников и технические ресурсы для выполнения процессов; руководство компании, выделяющее финансовые и другие средства; сторонние организации, у которых приобретаются необходимые ресурсы; кредитные учреждения, инвесторы и т. д.
Управление процессом осуществляет владелец процесса. Он несет основную ответственность за процесс, в том числе:
- выявление и выполнение всех требований потребителя (в том числе внутреннего);
- результат процесса (выход) и его своевременную доставку потребителю (в том числе внутреннему);
- эффективность процесса.
Владелец процесса – лицо (бизнес-роль), несущее полную ответственность за процесс и наделенное полномочиями в отношении этого процесса. Он не касается функций, выполняемых в рамках процесса отдельными департаментами. Ему важна успешная реализация всего процесса и прежде всего его производительность, эффективность и адаптацию. Владелец процесса обеспечивает взаимодействие с поставщиками входных потоков процесса и с потребителями его результатов.
Рис. 1. Компоненты бизнес-процесса
Входы процесса — это входные объекты, которые преобразуются в выходы в ходе выполнения процесса. Примеры входных/выходных объектов: сырье, материалы, комплектация, продукция, информация, услуга. Входы и выходы могут быть внешними, т. е. иметь источник (приемник) во внешней среде, или внутренними, т. е. входы одного процесса являются выходами другого (см. рис. 1). Потребителей процессов можно разбить на пять разных типов:
1) первичные, получающие основной выход;
2) вторичные, получающие побочные выходы;
3) косвенные, не получающие первичный выход, но являющиеся следующими в цепочке;
4) внешние клиенты, находящиеся вне компании, которые получают выход процесса (дистрибьюторы, агенты, розничные продавцы и др.);
5) внешние косвенные (конечные потребители).
Рис. 2. Взаимосвязи бизнес-процессов.
Для бизнес-процесса БП2 (рис. 2.) первичным потребителем является БПЗ, косвенным — БП4, вторичным — БП6, внешним — потребитель, получающий общий выход. Аналогично и среди поставщиков можно выделить первичных, вторичных, косвенных и внешних.
Рассмотрим также планирование с предпринимательским прогнозированием.
Базой планирования является предварительно разработанный прогноз развития. Под прогнозированием деятельности организации понимается оценка перспектив ее развития на основе анализа конъюнктуры рынка, изменения рыночных условий на предстоящий период. Основная цель прогноза - определение наиболее вероятных тенденций развития и определение ожидаемого влияния внутренних и внешних факторов на функционирование предприятия в будущем.
Прогнозирование - это метод обоснованного предвидения возможных направлений будущего развития организации, рассматриваемой в тесном взаимодействии с окружающей её средой. Прогнозы носят вероятностный характер, однако если прогнозирование выполнено качественно, результатом станет прогноз будущего, который вполне можно использовать как основу для планирования. Таким образом, прогнозирование составляет первую ступень планирования. Оно призвано обеспечить решение следующих задач:
- научное предвидение будущего на основе выявления тенденций и закономерностей развития;
- определение динамики экономических явлений;
- составление прогнозов, показывающих возможные направления будущего развития организации:
- определение в перспективе конечного состояния системы, её переходных состояний, а также поведения в различных ситуациях на пути к заданному оптимальному режиму функционирования.
Центральной проблемой планирования производства является внедрение принципиально новых инструментов в самые разнообразные структурные элементы предпринимательской деятельности: освоение новой продукции, новых промышленных технологий.
Планирование как функция управления представляет собой процесс определения целей и путей их достижения. Оно охватывает различные уровни той или иной организации и во времени носит долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный характер.
В теории планирования важным аспектом является система принципов, которыми следует руководствоваться при выполнении всех этапов планирования. Принципы прогнозирования в своей основе близки, а частично полностью совпадают с принципами планирования.