Файл: Понятие и виды бизнес-моделей в индивидуальном предпринимательстве.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты моделирования бизнес-процессами в предпринимательстве.
Сущность моделирования в предпринимательстве.
1.2.Важнейшие компоненты планирования бизнеса в предпринимательстве.
1.3. Предпринимательское планирование и прогнозирование бизнес-процессов ИП
Глава 2. Планирование бизнес-процессами ИП «Счастливое Детство».
2.1. Организация управления бизнес-процессами ИП «Счастливое Детство».
2.2. Предпринимательский контроль в планировании бизнес-процессов ИП «Счастливое детство».
2.3. Рекомендации по совершенствованию планирования бизнес-процессами ИП «Счастливое детство».
Введение
Бизнес-модель - компактное упрощённое представление о бизнесе, предназначенное для целостного представления и анализа деятельности всей системы взаимосвязанных бизнес-процессов. Создание бизнес-модели может использоваться как один из шагов стратегического планирования.
Бизнес-модель компании является логическим и схематическим объяснением структуры построения бизнеса. Ее цель - в выявлении опорных моментов и показателей, которые будут успешными в данной деятельности. С точки зрения пользователя лучшая компания - та, в которой самые низкие цены, самый качественный товар, самые лучшие условия обслуживания клиента, идеальное местоположение. А для бизнесмена главным фактором является окупаемость, прибыль, рентабельность. При построении бизнес-модели необходимо свести все эти критерии в одно целое и добиться лучшего для обеих сторон процесса результата.
При бизнес-планировании могут применяться разные виды финансовых, экономических и бизнес моделей. Выбор конкретной модели зависит от целесообразности и возможности ее использования для данного бизнес-плана. Многие модели оформлены в виде компьютерной программы, или, наоборот, многие программы содержат в себе встроенные модели. Любая применяемая модель должна отвечать общепризнанным принципам экономического моделирования. Для создания модели необходимо выделить типовые агрегированные показатели (статьи) отчетов и детализированные показатели (статьи) отчетов в соответствии с особенностями компании (проекта), а также определить входящие параметры, формулы расчета целевых показателей в зависимости от значений переменных факторов и форму представления конечной (исходящей) информации для пользователя модели. Входящие и исходящие данные модели могут находиться в разных комбинациях. Сегодня выделяют следующие виды бизнес моделей:
-Франчайзинг-вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона за определенную плату передает другой право на определенный вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель
-Прямые продажи-продажа потребительских товаров и услуг, осуществляемая от человека к человеку вне стационарных точек розничной торговли.
-B2B (Business-to-Business-бизнес-для-бизнеса)-вид информационного и экономического взаимодействия, классифицированного по типу взаимодействующих субъектов (юридические лица).
-B2C (Business-to-Consumer-бизнес-для-потребителя)-форма электронной торговли, целью которой являются прямые продажи.
-B2G (Business-to-Government-бизнес для правительства)-коммуникация между бизнесом и государством.
-G2B (Government-to-Business-правительство для бизнеса) -- набор программных и правительственных средств для онлайн-взаимодействия исполнительной власти и коммерческих структур.
-Аутсорсинг-передача традиционных не ключевых функций компании внешним исполнителям (своего рода отказ от собственного бизнес-процесса) и другие.
Глава 1. Теоретические аспекты моделирования бизнес-процессами в предпринимательстве.
Сущность моделирования в предпринимательстве.
Моделирование (лат. modulus - мера, образец) - исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей, использование моделей для определения и уточнения характеристик и рационализации построения вновь конструируемых объектов. В научных исследованиях моделирование стало применяться ещё в глубокой древности и постепенно захватывало все новые области научных знаний: техническое конструирование, строительство и архитектуру, физику химию, биологию, экологию, общественные науки. Методология моделирования долгое время развивалась независимо отдельными пауками. Отсутствовала единая система понятий и терминология. Лишь в последнее время постепенно стала осознаваться роль моделирования как универсального метода научного познания.
Метод моделирования - универсальный метод. Он применяется в научных исследованиях практически во всех пауках. Метод моделирования в геоэкологии - метод исследования строения, функционирования, динамики и развития геокомпонентов и геоэкосистем, процессов и взаимосвязей внутри них и между ними с помощью модели. Под моделью понимается образ (копия) реально существующих объектов, процессов и явлений. Она всегда создастся па основе сходства с объектом-аналогом. Модель - это некий новый объект, который отражает главные черты и существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса. Можно сказать модель - это упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении. Никакая модель не может заменить сам объект исследования.
Моделирование-одна из основных категорий теории познания: на идеи моделирования, по существу, базируется любой метод научного исследования-как теоретический, так и экспериментальный.
Сущность моделирования заключается в замещении исследуемого объекта его моделью с целью исследования свойств объекта при помощи модели.
Процесс построения модели называется моделированием. Основные задачи моделирования: а) облегчить процесс познания; б) сделать познание менее трудоемким; в) сделать объект познания более наглядным i доступным. Технология моделирования требует от исследователя умения ставить проблемы и задачи, прогнозировать результаты исследования, проводить разумные оценки, выделять главные и второстепенные факторы для построения моделей, выбирать аналогии и математические формулировки, решать задачи с использованием компьютерных систем, проводить анализ компьютерных экспериментов.
Выделяют несколько видов моделирования:
-материальное (физическое) моделирование - моделирование, при котором реальному объекту противопоставляется его увеличенная или уменьшенная копия, допускающая исследование (как правило, в лабораторных условиях) с помощью перенесения свойств изучаемых процессов и явлений с модели на объект на основе теории подобия;
-идеальное моделирование - основано не на материальной аналогии объекта и модели,
а на аналогии идеальной, мысленной;
-знаковое моделирование - моделирование, использующее в качестве моделей знаковые преобразования какого-либо вида: схемы, графики, чертежи, формулы, наборы символов;
-математическое моделирование - моделирование при котором исследование объекта
осуществляется посредством модели, сформулированной на языке математики.
Процесс моделирования включает три элемента:
1)Субъект (исследователь);
2)Объект исследования;
3)Модель, опосредствующую отношения познающего субъекта и познаваемою объекта.
Модели предпринимательства
- Классическая модель – предприниматель организовывает работу с расчётом на максимальную отдачу ресурсов. В рамках этой модели формируется концепция управления ростом производства.
- Инновационная модель – предполагает поиск новых путей развития предприятия, что позволяет говорить о концепции управления инновациями.
Бизнес с самого начала основан на планировании (бизнес-планах), но в процессе становления предприятия оно тоже может быть разным. Интересной его разновидностью является директивное планирование.
Директивное планирование — это особый процесс разработки планов, которые в свою очередь доводятся вышестоящими органами управления до отдельных структурных подразделений. Планирование иногда может рассматриваться в виде определенной формы общественной работы или же специфичной функции управления. Такое планирование может выступать в виде эффективного инструмента для реализации любых госпрограмм. В виде основополагающих объектов данной деятельности в масштабах отдельно взятой страны выступают соц. сфера, а также экономика.
Директивное планирование – это одна из наиболее распространенных форм реализации программ.
Директивное планирование сопровождается очень строгим контролем в отношении выпуска продукции и рассредоточением ресурсов. Каждый отдельный поставщик привязан в конце концов к своему покупателю, а потребитель, четко знает, от кого он будет получать комплектующие, полуфабрикатные товары и сырье. Министерство экономики само решает, сколько, каким образом, когда изготавливать и производить, по какой цене и кому реализовать. Инициатива хоз. субъектов при этом абсолютно исключена.
Сущность директивного планирования в бизнесе заключена в том, что у юридического лица существует единый плановый центр, доводящий планы работ во все подразделения (отделы), до каждого сотрудника в отдельности, утверждающий цены, прикрепляющий поставщиков, регламентирующий сбыт.
1.2.Важнейшие компоненты планирования бизнеса в предпринимательстве.
Существует множество определений планирования. В общем смысле под ним понимается процесс постановки целей и определение того, что должно быть сделано для их достижения.
Планирование — это не только умение предусмотреть все необходимые действия, но и способность предвидеть любые неожиданности в виде рисков, которые могут возникать в процессе выполнения плана. А поскольку предприятие не может полностью устранить все возможные риски, то так же важно уметь спланировать мероприятия по реагированию на них.
Бизнес-планирование — план, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.
Планирование должно соответствовать определенным требованиям (принципам). В настоящий момент времени ученые-экономисты выделяют ряд принципов планирования, которые можно систематизировать следующим образом (см. табл. 1).
Таблица 1
Принцы планирования
Содержание
Принципы планирования |
Содержание |
Целенаправленность |
Цели верхнего уровня являются исходным пунктом всего процесса планирования, а также его результатом |
Целостность и полнота(системность) |
Достигается при соблюдении трех основных условий: – наличие общей (единой) экономической цели и взаимодействие всех структурных подразделений предприятия по горизонтальному и вертикальному уровням планирования; – все сопряженные частные планы структурных единиц и сфер деятельности (производство, сбыт и т. д.) во взаимосвязи должны составлять общий сводный план социально-экономического развития предприятия; – включение в план всех факторов, которые могут иметь значение для принятия решений |
Гибкость и эластичность |
Приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям. Это осуществляется за счет: – введения плановых резервов по основным показателям; – применения эвентуального (на случай) планирования для различных ситуаций и распределения данных; – использования оперативных планов для учета возникающих изменений среды; – использования альтернативных планов |
Принципы планирования |
|
Актуальность (адекватность) |
Информация на входе, в процессе переработки информации и на выходе из системы планирования должна соответствовать требованиям ее актуальности. Соответствие плановых показателей реальной ситуации достигается: – увеличением числа учитываемых факторов; – повышением точности (обоснованности) прогнозов |
Эффективность (экономичность) |
– Расходы на планирование должны соизмеряться с получаемыми от него выгодами; – вклад планирования в эффективность определяется улучшением качества принимаемых решений |
Единство, или холизм (сочетание координации и интеграции) |
Чем больше структурных единиц и уровней управления предприятием, тем целесообразнее (эффективнее) планировать их одновременно и во взаимозависимости (интерактивное планирование). Независимое планирование на каждом структурном уровне предприятия не может быть эффективным без взаимоувязки планов на всех уровнях |
Непрерывность |
Процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно. Под непрерывностью понимается: – последовательная разработка новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов; – скользящее планирование — по истечении части планового периода составляется обновленный план, в котором увеличивается горизонт планирования, а на оставшийся период план может уточняться в связи с появлением непредусмотренных ранее изменений внешней среды или внутренних возможностей |
Точность и детализация |
– Любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения поставленной цели; – по мере перехода от оперативных краткосрочных к средне- и долгосрочным стратегическим планам точность и детализация планирования соответственно могут уменьшаться вплоть до определения только основных целей и общих направлений развития предприятия |
Участие |
– Активное участие персонала в процессе планирования усиливает его мотивацию; – планирование для себя психологически и экономически эффективнее, чем для других |
Принципы планирования |
|
Необходимость |
– Обязательное применение планов в любой сфере деятельности является рациональным поведением людей; – прежде, чем действовать, каждый должен знать, чего он хочет |