Файл: Понятие и виды бизнес-моделей в индивидуальном предпринимательстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 183

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Бизнес-модель - компактное упрощённое представление о бизнесе, предназначенное для целостного представления и анализа деятельности всей системы взаимосвязанных бизнес-процессов. Создание бизнес-модели может использоваться как один из шагов стратегического планирования.

Бизнес-модель компании является логическим и схематическим объяснением структуры построения бизнеса. Ее цель - в выявлении опорных моментов и показателей, которые будут успешными в данной деятельности. С точки зрения пользователя лучшая компания - та, в которой самые низкие цены, самый качественный товар, самые лучшие условия обслуживания клиента, идеальное местоположение. А для бизнесмена главным фактором является окупаемость, прибыль, рентабельность. При построении бизнес-модели необходимо свести все эти критерии в одно целое и добиться лучшего для обеих сторон процесса результата.

При бизнес-планировании могут применяться разные виды финансовых, экономических и бизнес моделей. Выбор конкретной модели зависит от целесообразности и возможности ее использования для данного бизнес-плана. Многие модели оформлены в виде компьютерной программы, или, наоборот, многие программы содержат в себе встроенные модели. Любая применяемая модель должна отвечать общепризнанным принципам экономического моделирования. Для создания модели необходимо выделить типовые агрегированные показатели (статьи) отчетов и детализированные показатели (статьи) отчетов в соответствии с особенностями компании (проекта), а также определить входящие параметры, формулы расчета целевых показателей в зависимости от значений переменных факторов и форму представления конечной (исходящей) информации для пользователя модели. Входящие и исходящие данные модели могут находиться в разных комбинациях. Сегодня выделяют следующие виды бизнес моделей:

-Франчайзинг-вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона за определенную плату передает другой право на определенный вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель

-Прямые продажи-продажа потребительских товаров и услуг, осуществляемая от человека к человеку вне стационарных точек розничной торговли.

-B2B (Business-to-Business-бизнес-для-бизнеса)-вид информационного и экономического взаимодействия, классифицированного по типу взаимодействующих субъектов (юридические лица).

-B2C (Business-to-Consumer-бизнес-для-потребителя)-форма электронной торговли, целью которой являются прямые продажи.


-B2G (Business-to-Government-бизнес для правительства)-коммуникация между бизнесом и государством.

-G2B (Government-to-Business-правительство для бизнеса) -- набор программных и правительственных средств для онлайн-взаимодействия исполнительной власти и коммерческих структур.

-Аутсорсинг-передача традиционных не ключевых функций компании внешним исполнителям (своего рода отказ от собственного бизнес-процесса) и другие.

Глава 1. Теоретические аспекты моделирования бизнес-процессами в предпринимательстве.

Сущность моделирования в предпринимательстве.

Моделирование (лат. modulus - мера, образец) - исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей, использование моделей для определения и уточнения характеристик и рационализации построения вновь конструируемых объектов. В научных исследованиях моделирование стало применяться ещё в глубокой древности и постепенно захватывало все новые области научных знаний: техническое конструирование, строительство и архитектуру, физику химию, биологию, экологию, общественные науки. Методология моделирования долгое время развивалась независимо отдельными пауками. Отсутствовала единая система понятий и терминология. Лишь в последнее время постепенно стала осознаваться роль моделирования как универсального метода научного познания.

Метод моделирования - универсальный метод. Он применяется в научных исследованиях практически во всех пауках. Метод моделирования в геоэкологии - метод исследования строения, функционирования, динамики и развития геокомпонентов и геоэкосистем, процессов и взаимосвязей внутри них и между ними с помощью модели. Под моделью понимается образ (копия) реально существующих объектов, процессов и явлений. Она всегда создастся па основе сходства с объектом-аналогом. Модель - это некий новый объект, который отражает главные черты и существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса. Можно сказать модель - это упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении. Никакая модель не может заменить сам объект исследования.


Моделирование-одна из основных категорий теории познания: на идеи моделирования, по существу, базируется любой метод научного исследования-как теоретический, так и экспериментальный.

Сущность моделирования заключается в замещении исследуемого объекта его моделью с целью исследования свойств объекта при помощи модели.

Процесс построения модели называется моделированием. Основные задачи моделирования: а) облегчить процесс познания; б) сделать познание менее трудоемким; в) сделать объект познания более наглядным i доступным. Технология моделирования требует от исследователя умения ставить проблемы и задачи, прогнозировать результаты исследования, проводить разумные оценки, выделять главные и второстепенные факторы для построения моделей, выбирать аналогии и математические формулировки, решать задачи с использованием компьютерных систем, проводить анализ компьютерных экспериментов.

Выделяют несколько видов моделирования:

-материальное (физическое) моделирование - моделирование, при котором реальному объекту противопоставляется его увеличенная или уменьшенная копия, допускающая исследование (как правило, в лабораторных условиях) с помощью перенесения свойств изучаемых процессов и явлений с модели на объект на основе теории подобия;

-идеальное моделирование - основано не на материальной аналогии объекта и модели,

а на аналогии идеальной, мысленной;

-знаковое моделирование - моделирование, использующее в качестве моделей знаковые преобразования какого-либо вида: схемы, графики, чертежи, формулы, наборы символов;

-математическое моделирование - моделирование при котором исследование объекта

осуществляется посредством модели, сформулированной на языке математики.

Процесс моделирования включает три элемента:

1)Субъект (исследователь);

2)Объект исследования;

3)Модель, опосредствующую отношения познающего субъекта и познаваемою объекта.

Модели предпринимательства

  1. Классическая модель – предприниматель организовывает работу с расчётом на максимальную отдачу ресурсов. В рамках этой модели формируется концепция управления ростом производства.
  2. Инновационная модель – предполагает поиск новых путей развития предприятия, что позволяет говорить о концепции управления инновациями.

Бизнес с самого начала основан на планировании (бизнес-планах), но в процессе становления предприятия оно тоже может быть разным. Интересной его разновидностью является директивное планирование.


Директивное планирование — это особый процесс разработки планов, которые в свою очередь доводятся вышестоящими органами управления до отдельных структурных подразделений. Планирование иногда может рассматриваться в виде определенной формы общественной работы или же специфичной функции управления. Такое планирование может выступать в виде эффективного инструмента для реализации любых госпрограмм. В виде основополагающих объектов данной деятельности в масштабах отдельно взятой страны выступают соц. сфера, а также экономика.

Директивное планирование – это одна из наиболее распространенных форм реализации программ.

Директивное планирование сопровождается очень строгим контролем в отношении выпуска продукции и рассредоточением ресурсов. Каждый отдельный поставщик привязан в конце концов к своему покупателю, а потребитель, четко знает, от кого он будет получать комплектующие, полуфабрикатные товары и сырье. Министерство экономики само решает, сколько, каким образом, когда изготавливать и производить, по какой цене и кому реализовать. Инициатива хоз. субъектов при этом абсолютно исключена.

Сущность директивного планирования в бизнесе заключена в том, что у юридического лица существует единый плановый центр, доводящий планы работ во все подразделения (отделы), до каждого сотрудника в отдельности, утверждающий цены, прикрепляющий поставщиков, регламентирующий сбыт.

1.2.Важнейшие компоненты планирования бизнеса в предпринимательстве.

Существует множество определений планирования. В общем смысле под ним понимается процесс постановки целей и определение того, что должно быть сделано для их достижения.

Планирование — это не только умение предусмотреть все необходимые действия, но и способность предвидеть любые неожиданности в виде рисков, которые могут возникать в процессе выполнения плана. А поскольку предприятие не может полностью устранить все возможные риски, то так же важно уметь спланировать мероприятия по реагированию на них.

Бизнес-планирование — план, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.


Планирование должно соответствовать определенным требованиям (принципам). В настоящий момент времени ученые-экономисты выделяют ряд принципов планирования, которые можно систематизировать следующим образом (см. табл. 1).

Таблица 1

Принцы планирования

Содержание

Принципы

планирования

Содержание

Целенаправленность

Цели верхнего уровня являются исходным пунктом всего процесса планирования, а также его результатом

Целостность и полнота(системность)

Достигается при соблюдении трех основных условий:

– наличие общей (единой) экономической цели и взаимодействие всех структурных подразделений предприятия

по горизонтальному и вертикальному уровням планирования;

– все сопряженные частные планы структурных единиц

и сфер деятельности (производство, сбыт и т. д.) во взаимосвязи должны составлять общий сводный план социально-экономического развития предприятия;

– включение в план всех факторов, которые могут иметь

значение для принятия решений

Гибкость и эластичность

Приспособление первоначальных планов к изменяющимся

условиям. Это осуществляется за счет:

– введения плановых резервов по основным показателям;

– применения эвентуального (на случай) планирования

для различных ситуаций и распределения данных;

– использования оперативных планов для учета возникающих изменений среды;

– использования альтернативных планов

Принципы планирования

Актуальность

(адекватность)

Информация на входе, в процессе переработки информации и на выходе из системы планирования должна соответствовать требованиям ее актуальности.

Соответствие плановых показателей реальной ситуации достигается:

– увеличением числа учитываемых факторов;

– повышением точности (обоснованности) прогнозов

Эффективность

(экономичность)

– Расходы на планирование должны соизмеряться с получаемыми от него выгодами;

– вклад планирования в эффективность определяется

улучшением качества принимаемых решений

Единство, или

холизм (сочетание координации

и интеграции)

Чем больше структурных единиц и уровней управления

предприятием, тем целесообразнее (эффективнее) планировать их одновременно и во взаимозависимости (интерактивное планирование). Независимое планирование на каждом структурном уровне предприятия не может быть эффективным без взаимоувязки планов на всех уровнях

Непрерывность

Процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно. Под непрерывностью понимается:

– последовательная разработка новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов;

– скользящее планирование — по истечении части планового периода составляется обновленный план, в котором увеличивается горизонт планирования, а на оставшийся период план может уточняться в связи с появлением непредусмотренных ранее изменений внешней среды или внутренних возможностей

Точность и детализация

– Любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения поставленной

цели;

– по мере перехода от оперативных краткосрочных

к ­средне- и долгосрочным стратегическим планам точность и детализация планирования соответственно могут уменьшаться вплоть до определения только основных целей и общих направлений развития предприятия

Участие

– Активное участие персонала в процессе планирования

усиливает его мотивацию;

– планирование для себя психологически и экономически

эффективнее, чем для других

Принципы

планирования

Необходимость

– Обязательное применение планов в любой сфере деятельности является рациональным поведением людей;

– прежде, чем действовать, каждый должен знать, чего он

хочет