Файл: Принципы построения налоговых систем развитых стран (Развитие налоговых систем и методов налогообложения зарубежных стран).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Косвенные налоги применяет большое количество государств с рыночным механизмом экономики. В России данные налоги заменили использующиеся ранее налоги с оборота и продаж, и произошло введение налога на добавленную стоимость и акцизов.

В настоящее время косвенные налоги занимают наиболее доходную часть российского бюджета (впрочем, как и казахстанского, как было отмечено выше).

В начале 90-х годов в России складывалась ситуация, при которой проблемы, имеющие организационный и процедурный характер, а также нехватка средств отработки информации и должным образом подготовленного персонала понижали уровень возможностей Госналогслужбы работать в необходимом режиме, по-новому.

В сформированной в данный период системе налоговой администрации, налоговое законодательство использовалось справедливо и последовательно не всегда, использование людских и иных ресурсов происходило неэффективно, наблюдалось затруднение контроля налоговой дисциплины, присутствовали недоимки поступлений. Данные явления приводят к существенно низкому взиманию налогов.

Правительством Российской Федерации, Госналогслужбой России «происходила разработка при содействии МВФ, МБРР и прочих доноров долгосрочного комплексного плана модернизации налоговой администрации». В ходе первого этапа (1992-1994 г.г.) с участием МВФ и ЕС в процессе реализации находился небольшой налоговый проект, направленный на модернизацию механизма взимания НДС на основе двух районных инспекций. Цель проекта заключалась в разработке и проверке жизнеспособности таких элементов как: новая организационная структура, процедуры, схемы автоматизации и программы подготовки персонала, которые можно было бы использовать как прототипы для обработки других видов налогов и формирования подобной системы в других регионах.

В процессе второго этапа (1994 - 1997 г.г.) к проекту добавили налог на прибыль, а в эксперимент включили еще две области, на территории которых работали около 90 районных инспекций. В ходе третьего этапа предусматривалось введение модернизированной системы в 25 крупнейших районах.

В процессе организации единого экономического пространства России, Казахстана и Белоруссии, на первом этапе был создан Таможенный союз, а в 2015 году начал функционировать ЕАЭС.

С начала 2015 года, в области налогового законодательства действуют нормы договора ЕАЭС, данные нормы, конечно же, касаются и косвенных налогов и операций импорта и экспорта, сопровождающих косвенное налогообложение.


В России присутствуют федеральные налоги: налог на доходы с физических лиц (в виде дивидендов – 9%, все виды доходов – 13%, доходы лиц, не являющихся налоговыми резидентами – 30%, страховые выплаты – 35%), налог на прибыль организаций – 20%, налог на добычу полезных ископаемых (сегодня российское законодательство оперирует фактически с четырьмя моделями исчисления данного налога, различие между моделями связано с порядком определения налоговой базы и характером установленных налоговых ставок), НДС, акцизы и водный налог.

Региональные налоги Российской Федерации включают: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог.

Местные налоги Российской Федерации представлены: земельным налогом и налогом на имущество физических лиц.

Рассмотрим же основные нормы Налогового Кодекса РФ, которые касаются взимания косвенных налогов (НДС и акцизов), а так же процессов импорта и экспорта связанных с ними.

Рассмотрим нормы Налогового Кодекса РФ, которые касаются взимания НДС по экспортным операциям[19].

В процессе внешнеэкономических операций (экспорт и импорт), НДС оплачивается всеми компаниями и индивидуальными предпринимателями. Исключения есть, они перечислены в пункте 2 статьи 143 Налогового кодекса.

В случае направления товаров на экспорт их стоимость, обычно облагается в соответствии со ставкой в 0%. Данный порядок предусматривается согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса.

Отсюда следует, что в процессе экспорта происходит формирование налоговой базы, и суммы «входного» НДС подлежат вычету в общем порядке.

Срок представления «экспортного» пакета документов представлен 180 календарными днями. Отчет времени начинают с момента помещения товаров под таможенную процедуру экспорта. Если не производить таможенную процедуру экспорта, то необходимо будет заплатить НДС по ставке 10% или 18%.

Далее представим основные положения, которые касаются НДС по импорту.

Ввоз товаров на территорию Российской Федерации является операцией, которая облагается НДС.

Таким образом, в процессе импорта, организации необходимо оплатить не только таможенные пошлины, но и НДС.

Оплаченный при ввозе товаров НДС налогоплательщик имеет вправе принять к возмещению в соответствии со 2 статьей 171 и пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ.

Импортер обладает правом на вычет по НДС, в случае: если планируется использовать приобретенный товар в операциях, облагающихся НДС или для перепродажи; если ввезенное имущество будут ставить на баланс компании.


У налогоплательщика должен быть документ, подтверждающий уплату «ввозного» НДС.

Вычет НДС предоставляют по товарам, ввезенным на территорию России в соответствии с таможенными процедурами (п. 2 ст. 171 НК РФ), которые характеризуются: выпуском для внутреннего потребления; временным ввозом; переработкой вне таможенной территории.

Вычет НДС предоставляют так же в случае ввоза имущества без таможенного оформления.

Далее исследуем некоторые нормы НК РФ, касающиеся акцизов, которые также относятся к косвенным.

В РФ налогоплательщики акциза представлены: 1) организациями; 2) индивидуальными предпринимателями; 3) лицами, признаваемыми налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

В соответствии со статьей 186.1. о порядке взимания акцизов с товаров Таможенного союза, которые подлежат маркировке акцизными марками, ввозимые в Российскую Федерацию с территории страны - участницы Таможенного союза:

- обязанность уплаты акцизов, касаемых товаров ТС, которые ввозятся на территорию России с территории страны – участницы ТС, возникает со дня ввоза маркированного товара на территорию России.

- налоговая база обложения акцизами представляет собой объем, количество, и прочие показатели ввозимых маркированных товаров в натуральном выражении.

- сумма акциза, которая подлежит оплате по маркированным товарам ТС, ввозимым на территорию России с территории страны - участницы ТС, исчисляется налогоплательщиком самостоятельно по налоговым ставкам, которые установлены статьей 19З настоящего Кодекса, действующим на день уплаты акциза.

- акциз по маркированным товарам ТС, которые ввозятся на территорию Российской Федерации с территории страны Таможенного союза, перечисляется налогоплательщиком на счет Федерального казначейства не позднее 5-ти дней со дня принятия на учет ввезенных маркированных товаров.

- для целей оплаты акциза по маркированным товарам ТС, которые ввозятся на территорию России с территории страны - участницы Таможенного союза, налогоплательщик обязан представить в таможенный орган соответствующие документы.

Граждане государств - участников ЕАЭС сейчас уравнены для целей взимания налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и страховых взносов. В соответствии со ст. 7З «Налогообложение доходов физических лиц» договора в рамках Евразийского экономического союза с первого дня работы по найму к физическим лицам - нерезидентам необходимо применять ставку НДФЛ, установленную для резидентов.


Поэтому к гражданам Республики Казахстан, Республики Беларусь или Армении процессе их трудовой деятельности в России российские работодатели будут производить удержание НДФЛ по ставке 1З%. Но для граждан России такая поправка ничего не изменит, так как в Армении и Казахстане ставку налога на доход для резидентов и нерезидентов не дифференцируют. А в Белоруссии различия в ставках есть (12% против 15%).

НДС не облагается передача товара в иностранный филиал. Согласно п. 6 ст. 72 договора при импорте на территорию страны-участницы товаров в связи с их передачей с территории другого государства-члена в пределах одного юридического лица не взимаются косвенные налоги.

Документы Таможенного союза не содержали правил налогообложения товаров, передающихся головной организацией в одной стране Таможенного союза и ее филиалом в другом государстве Таможенного союза. В процессе функционирования ТС, ответы на возникающие вопросы искали в текстах разъяснений Минфина России и налоговых органов. В большей части Минфин России и налоговые органы придерживаются мнения, что, так как филиал это не самостоятельное юридическое лицо, передачу ему товаров нельзя признавать как реализацию, поэтому данную передачу товара не облагают НДС.

В практическом аспекте, данный подход разделяется налоговыми органами не всех стран. Так, если организация из России производит передачу какого-либо имущества своему филиалу в Казахстане, то казахстанские налоговые органы считают данную операцию импортом товаров и требуют уплаты ввозного НДС по ставке 12%. После вступления в силу договора о Евразийском экономическом союзе действует прямая норма, которая регулирует этот вопрос.

Сейчас, ЕАЭС претендует на то, чтобы в течение следующих 10 лет стать новым интеграционным объединением с общим экономическим регулированием.

Подведем итоги второй главы исследования.

Налоговые системы зарубежных государств отличаются по экономическим показателям, которые представлены: соотношением прямых и косвенных налогов; уровнем налоговой культуры налогоплательщиков и дисциплины; мерами ответственности при нарушении налогового законодательства; источниками налогообложения.

Налоговая система Германии значительно отличается от североамериканских систем, которые ориентируются традиционной ориентацией на масштабное государственное регулирование.

В отличие от США и Канады существенную роль в налоговой системе Германии играет акцизное налогообложение, где ведущее место занимает НДС, являющийся основным источником заработков федерального бюджета, обеспечивая их практически на 30%, невзирая на достаточно развитую систему снижения ставок, освобождений и остальных льгот. Обширно используются акцизы на отдельные виды продуктов и услуг, список которых довольно широк, чем в США и Канаде.


Метод налогообложения - порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. Выделяют четыре основных методов налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное, регрессивное налогообложение.

В российской налоговой системе в качестве примера равного налогообложения можно привести налог на содержание милиции, благоустройство и другие цели. Во Франции такой метод налогообложения задействован в качестве одного из источников формирования местных бюджетов: сборы на установку электроосвещения.

Заключение

Подведем итоги исследования. Налоговая система - это построенная на основе четко сформулированных принципов налогообложения совокупность существующих в данном государстве налогов, которые установлены на законодательном уровне и взимаются уполномоченными органами исполнительной власти.

В налоговой системе особое место занимает налоговое законодательство. Налоговое законодательство является совокупностью юридических, правовых норм, которыми устанавливаются виды налогов, действующих в государстве, налоговые ставки, порядок взимания налогов и налоговые льготы.

Налоговым законодательством регулируются отношения, которые связаны, с процессами возникновения, изменения и прекращения налоговых обязательств, а также устанавливаются налоговые санкции. Компетенция высших законодательных органов государства представлена установлением налогового законодательства, в некоторых пределах нормы, налоговое регулирование может осуществляться высшими исполнительными органами в лице правительства. Налоговая система целостное явление, которое состоит из отдельных частей и элементов.

Принципы налогообложения на практике реализуются через методы налогообложения. Под этим термином понимаются способы построения налоговых ставок в их соотношении с налоговой базой и выделяют четыре основных метода налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение.

Во многих европейских странах пропорциональным является налог на добавленную стоимость. Например, во Франции ставка налога едина независимо от цены товара, к которому она применяется. Объектом налогообложения является продажная цена товара или услуги. Кроме розничной цены сюда включаются все сборы и пошлины, включая НДС. Из общей суммы вычитается размер налога, уплаченного поставщикам сырья и полуфабрикатов. Основная ставка налога равна 19,6%.