Файл: Принципы построения налоговых систем развитых стран (Развитие налоговых систем и методов налогообложения зарубежных стран).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

14. Согласно международной классификации обязательных платежей все налоги делятся пять основных групп:

1. Подоходные налоги, налоги на прибыль, налоги на увеличение рыночной стоимости капитала.

2. Налоги на фонд заработной платы.

3. Налоги на собственность.

4. Внутренние налоги на товары и услуги.

5. Налоги на внешнюю торговлю и внешние операции.

Функции налогов представляют собой проявление сущности налогов и способ выражения их свойств. Они показывают, каким образом реализуется назначение налогов как средства мобилизации государственных доходов. Благодаря функциям налогообложения реализуется количественный и качественный влияние государства на состояние развития ее экономики и эффективность функционирования финансовой системы.

1.3. Принципы налоговой системы

С момента возникновения финансовой наукой исследовались налоги, как сформированные финансовой практикой, и далее финансовая наука начала разработку отдельных вопросов функционирования налоговой системы. Финансовой наукой создавалась общая теория налогов, где налогообложение отвечало большому количеству требований, а именно должно было быть справедливым и равномерно распределенным, давать денежную сумму достаточную для того, чтобы удовлетворить государственные нужды, оплата налогов должна быть удобной для плательщиков и пр.

Процесс обобщения опыта финансовой практики позволил финансовой науке сформировать определение налоговой системы, которое характеризуется тем, что: "налоговая система представляет собой комбинации налогов, которые "построены" согласно высшим принципам податного обложения для целей покрытия государственных расходов".

Д.С. Милль, был первым из классиков экономической науки которым было изложено собственное представление о системе налогов. У Милля Д.С. можно наблюдать наличие принципиального подхода к ней, который заключается в том, что налоги не должны выступать в роли тормоза в развитии производства и не касаться товаров первой необходимости. Д.С. Миллем определяются объекты обложения и определенные способы по взиманию налогов. Д.С. Милль утверждал, что не существует налога, в котором бы не присутствовала несправедливость, так что лишь разнообразие налогов, взаимно понижает данные неравенства и исправляет дело.

В итоге, Д.С. Милль признает невозможность использования единого прямого налога на доход и сводит налоги к следующему: "Достаточно существенная часть государственного дохода может обеспечиваться с помощью специального налога на ренту, который с течением времени необходимо увеличивать. Пошлины с наследств по закону и завещанию, которые предполагают сглаживание неравенств по богатству, налог на дома, может также приносить существенный доход. Косвенные налоги необходимо понижать только на предметы роскоши и этим щадить необходимое[6].


Учитывая действующие на тот момент интересы немецкой школы, А. Вагнеру удалось произвести формулирование принципов обложения таким образом, что они стали основой налоговой политики, т.е. финансовой практики. Принимая во внимание роль А. Вагнера и А. Смита, Г.И. Болдырев сообщает: "Со времен А. Смита финансовая наука, как и финансовая практика, довольно сильно прогрессировала. В соответствии с современными воззрениями, правильно сформированная налоговая система должна соответствовать требованиям, которые были изложены в трудах немецкого экономиста А. Вагнера..."

А. Вагнером излагается определение налоговой системы в виде некой совокупности налогов, которая соответствует научным принципам и дает возможность налоговой системе производить осуществление своей главной функции - фискальной, то есть обеспечивать поступления в казну как в условиях нормальной, так и в чрезвычайной обстановках.

К началу XX в. финансовой наукой было сформулировано определение налоговой системы, а также ее функций, основная из которых представлена финансовой, которая определяет характер налоговой системы, являющийся нейтральным и отвечающий соответствующий принципам неоклассизма о невмешательстве государства в хозяйственные процессы. Данная модель налоговой системы применялась в содержании финансовой практики примерно до кейнсианства, где налоговая система была автоматическим стабилизатором экономического цикла. Но налоговой моделью 1980-х годов был возвращен налоговой системе нейтральный характер.

Понятие налоговой системы, употребляемое в своей работе Худяковым А.И., близко по содержанию к определению налоговой системы, которое дает Кондраков Н.П.[7]: «Налоговая система (от греч. Systema- целое, составленное из частей, соединение) - это определенная целостность или комплекс, который состоит из совокупности налогов, находящихся во взаимодействии друг с другом с целью обеспечения интересов налогоплательщиков и государства», ими также называются составляющие части данной системы: законодательная и нормативная база; методы построения и взимания налогов и других обязательных платежей в бюджет; виды и формы осуществления налогового контроля, его организации (в функции налоговых органов, осуществляющих налоговый контроль входит взимание налогов и других обязательных платежей в бюджет).

Таким образом, под налоговой системой понимают построенную на основе четко сформулированных принципов налогообложения совокупность существующих в данном государстве налогов, которые установлены на законодательном уровне и взимаются уполномоченными органами исполнительной власти.


В налоговой системе особое место занимает налоговое законодательство. Налоговое законодательство является совокупностью юридических, правовых норм, которыми устанавливаются виды налогов, действующих в государстве, налоговые ставки, порядок взимания налогов и налоговые льготы.

Налоговым законодательством регулируются отношения, которые связаны, с процессами возникновения, изменения и прекращения налоговых обязательств, а также устанавливаются налоговые санкции. Компетенция высших законодательных органов государства представлена установлением налогового законодательства, в некоторых пределах нормы, налоговое регулирование может осуществляться высшими исполнительными органами в лице правительства[8].

Налоговая система целостное явление, которое состоит из отдельных частей и элементов.

Элементы налоговой системы представлены: субъектом налога, объектом налога, источником налога, налоговой базой, налоговым периодом, налоговыми ставками, налоговыми льготами, порядком исчисления налога, порядком и сроками уплаты налога.

Субъект налога – лицо, которое является плательщиком налогов в бюджет и на котором лежит обязанность уплатить налог в бюджет за счет собственных средств. Субъекты налогов по каждому их виду именуются плательщиками налогов. К ним относится: юридические лица, филиалы и представительства юридических лиц, физические лица, индивидуальные предприниматели, резиденты и нерезиденты.

В теории и практике налогов встречаются и такие понятия, которые связанные с плательщиками налогов, как носитель налогов и налоговые агенты.

Носителями налогов признают лиц, которые несут тяжесть налогов в конечном итоге. Субъекты налогов не всегда совпадают с носителями налогов. К примеру, тяжесть уплаты косвенных налогов, таких как акциз, может нести обычный покупатель подакцизной продукции, если он приобретает ее для собственного потребления, а не для продажи.

Налоговыми агентами являются лица, на которых законодательство возлагается обязанность исчислять, удерживать и перечислять налоги, которые удерживаются у источника выплат, в бюджет за плательщиков. К примеру, по Налоговому кодексу плательщиками индивидуального подоходного налога с доходов от заработной платы считаются физические лица. Однако за них индивидуальный подоходный налог исчисляют, удерживают с заработной платы и перечисляют в бюджет предприятия, которые выплачивают заработную плату физическим лицам[9].


Объект налога либо объект налогообложения представляет собой имущество (реальные вещи, нематериальные блага) и действия с наличием и (или) на основании, которых у налогоплательщика возникает обязанность налогового обязательства, то есть то, что именно облагается налогом. К примеру, земля, доход, реализация и т.д.

С объектом обложения связано употребляемое на практике понятие «налоговая основа». Налоговая основа – это начальный размер, который используется чтобы найти необходимую сумму налога.

Источник налога представляет собой доход, из которого налогоплательщик оплачивает налог.

Налоговая база является стоимостной, физической или иными характеристиками объекта налогообложения, на основании которых определяют суммы налогов и выплаты, подлежащие уплате в бюджет. То есть, налоговая база представляет собой количественное выражение объекта налога и считается основой для расчета суммы налога, так как именно к ней применяют ставку налога.

К примеру, налоговой базой может быть стоимость имущества, объем двигателя, площадь участка, размер полученного дохода и т.д.

Налоговая база может быть выражена в различных единицах: денежном, кубических сантиметрах, квадратных метрах и т.д., которые в теории именуются единицами обложения или единицами налогообложения.

Единица налогообложения представляет собой единицу измерения предмета налога, которая количественно выражает налоговую основу (к примеру, в случае земельного налога, единица налогообложения представлена 1 га земельного участка).

Налоговый период представляет собой период времени, который установлен к отдельным видам налогов, по окончании которого определяют объект налогообложения, налоговую базу, исчисляют суммы налогов., т.е. налоговый период представляет собой срок, в течение которого происходит процесс формирования налоговой базы и окончательно определяется размер налога.

Принципы (от лат. principium – «база, первоначало») – это основные и руководящие идеи, которые ведут положения, определяющие начало чего-либо.

Косов М.Е. утверждал: "Данными правилами (высшими принципами обложения) собственно финансовой политики формулируются главнейшие современные тенденции налоговой политики". В данном случае суть заключается о правилах, которые сформулированы А. Смитом[10].

Фундаментальные принципы налогообложения были сформулированы в работе А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», который опубликован в 1776 г., согласно которой, принципами целесообразной организации налогообложения считаются следующие четыре «правила» («максимы»):


- время взимания налогов устанавливают удобным для плательщика;

- налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных;

- размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до начала налогового периода;

- каждый налог необходимо задумать и разработать так, чтобы он брал из карманов народа как можно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

Совокупность принципов налогообложения А. Смита представляет собой начало процесса разработки научных принципов, направленных на организацию налоговой системы как единой целой системы. Совокупность принципов налогообложения можно представить в виде трех групп: экономических, организационных и юридических. Экономические принципы в налогообложении можно свести к требованию не вредить народу, содействовать подрыву экономического потенциала государства. Охарактеризуем более подробно принципы налогообложения.

Принцип справедливости. Для того, чтобы возникла обязанность по оплате налога у лица должен быть в наличии объект налогообложения, а также данное лицо должно обладать статусом налогоплательщика. Данный статус определяется самим государством с помощью принятия закона о налогах. Принцип справедливости предполагает также, что не всех лиц привлекают к оплате налогов.

Принципом всеобщности налогообложения можно считать определенную обязанность уплаты налога лицами, которые обладают статусом налогоплательщика, а государство в состоянии сделать налогоплательщиком каждого.

Принцип максимальности налогообложения можно охарактеризовать тем, что: государство посредством использования налогов реализует добычу для себя наибольшего количества денежных средств.

Далее рассмотрим организационные принципы налогообложения. С помощью данных принципов формируется налоговая система государства, а также ее построении и структурированность.

Принцип эластичности налогов. Был рассмотрен в 19 в. Вагнером А. Данный принцип можно охарактеризовать так: государство может осуществлять повышение или понижение уровня ставок налогов, основываясь на характерных собственных текущих потребностях и экономической ситуации в государстве.

Далее рассмотрим принцип удобства взимания налогов. Данный принцип в своих трудах освещался еще Смитом, и он означает, что любой налог надо взимать в такое время и таким способом, наиболее подходящих соображениям удобства для налогоплательщиков[11].