Файл: Принципы построения налоговых систем развитых стран (Развитие налоговых систем и методов налогообложения зарубежных стран).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты сущности и классификации налогов
1.1. Экономическая сущность и функции налогов
1.3. Принципы налоговой системы
Глава 2. Методы налогообложения в Российской Федерации и в зарубежных странах
2.1. Развитие налоговых систем и методов налогообложения зарубежных стран
Принцип предотвращения двойного налогообложения, то есть однократное обложение. Данное понятие применяют к области межгосударственных взаимоотношений, когда налогоплательщика привлекают к оплате налога одновременно в двух странах.
Юридическими принципами налогообложения является совокупность принципов, состоящая из принципа нейтральности, принципа установления налогов законами; принципа отрицания обратной силы налогового закона; принципа приоритетности налогового, принципа наличия всех элементов налога в законе.
Все вышеуказанные принципы в определенной мере присутствуют в законодательстве всех стран.
Сделаем выводы по первой главе исследования:
Налоги являются древнейшей формой финансовых отношений между государством и членами общества. Как форма государственных доходов налоги являются наиболее поздней их формой. Налоговое регулирование базируется на действующем налоговом законодательстве, Налоговом кодексе и других законодательных и подзаконных актов. В экономической литературе отсутствует единство научных взглядов относительно количества и выполнения налогами своих функций. Большинство авторов признает по налогам выполнение по крайней мере 2 основных функций – фискальной и регулирующей (распределительно-регулирующей).
Под налоговой системой понимают построенную на основе четко сформулированных принципов налогообложения совокупность существующих в данном государстве налогов, которые установлены на законодательном уровне и взимаются уполномоченными органами исполнительной власти.
Принципом всеобщности налогообложения можно считать определенную обязанность уплаты налога лицами, которые обладают статусом налогоплательщика, а государство в состоянии сделать налогоплательщиком каждого. Принцип максимальности. Принцип максимальности налогообложения можно охарактеризовать тем, что: государство посредством использования налогов реализует добычу для себя наибольшего количества денежных средств.
Глава 2. Методы налогообложения в Российской Федерации и в зарубежных странах
2.1. Развитие налоговых систем и методов налогообложения зарубежных стран
Налоговые системы зарубежных государств отличаются по экономическим показателям, которые представлены:
- соотношением прямых и косвенных налогов;
- уровнем налоговой культуры налогоплательщиков и дисциплины;
- мерами ответственности при нарушении налогового законодательства;
- источниками налогообложения.
Проводимые в странах налоговые реформы, которые отражают стремление к экономическому объединению, недопущению двойного налогообложения и процессов расширения международных хозяйственных связей способствуют процессу формирования общих тенденций современного развития налоговых систем. Для того, чтобы принимать конкретные решения в налоговой области, их выявление, обоснование и использование имеет огромное значение. В мире накоплен огромный опыт построения национальных налоговых систем. На современном этапе развития их процессы создания уже завершились, и в основном применяют меры, направленные на изменение отдельных составных элементов.
Итак, исследуя тенденции развития налоговых систем развитых зарубежных стран можно подчеркнуть, что в мировой практике налогообложения присутствует достаточно широкое распространение НДС и использования его в виде нового средства в регулировании рыночной экономики.
Рассмотрим налоговые системы США, Канады, Германии и Франция.
1. Налоговая система США основывается на собственном построении и в ее основе лежит общий экономический принцип либерализации, сутью которого является максимально возможное применение объективно действующих рыночных регуляторов в экономическом развитии. Организация данной системы налогообложения представлена трехуровневой структурой характеризуется наличием федеральных налогов, налогов штатов и районных налогов (муниципалитетов, графств, округов и прочих государственных территориальных образований)[12].
C точки зрения применения экономического (стимулирующего) потенциала инвестиционный потенциал налоговой системы США реализуют посредством следующих элементов:
- масштабные льготы, которые касаются вложений в научно- исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность и даже полное освобождение соответственных затрат и результатов от большей части видов налогообложения;
- применение норм ускоренной амортизации основных фондов предприятий США, которые позволяют увеличивать долю издержек и поэтому уменьшает долю прибыли в стоимости продукции и услуг, который дает собой форму льготы в части налога на выручку, а еще метод стимулирования вложений в формирование хозяйствующих субъектов;
- налоговые скидки за внедрение альтернативных источников энергии в процесс производственно-хозяйственной деятельности субъектов экономики, и данные льготы доходят до 50% стоимости соответствующих видов оборудования, которое исключается из налогооблагаемой базы.
Законодательно представлены широкие права территорий, но региональный потенциал в системе налогообложения США не используют в значительной степени, так как примерно 70% налоговых поступлений идет через федеральный бюджет и их определенную часть перераспределяют между регионами (штатами) централизованно с отрицательными объективными результатами.
Однако в последнее время сложилась ощутимая тенденция, характеризующаяся ростом собственных налоговых доходов штатов, к примеру, в таких областях, как социальное обеспечение, защита общественного порядка (содержание полицейского штата работников), здравоохранение, которые обеспечивают около 90% расходов. Тем не менее основной источник в формировании доходов региональных бюджетов (более 70%) - это дотации федерального бюджета.
Реализация отраслевого потенциала налоговой системы США (мощь отмеченной принципиальной индивидуальности экономики США) является наиболее значимой, которая ограничена разными нормами ускоренной амортизации для конкретных отраслей экономики, и еще довольно редкими (и представляющими собой практически изъятие из всеобщего правила) налоговыми скидками, к примеру, предоставляемыми достающим отраслям в распорядке компенсации из-за истощение недр.
Конкурентный потенциал системы налогообложения США основан на двух основных инструментах:
1. Прогрессивном налогообложении доходов компаний; подразумевающее повышение ставок налога на прибыль при увеличении размера налогооблагаемой базы;
2. Использовании налогов на сверхприбыль, то есть имеются особые ставки налога (которые могут быть и в размере 90%) в случае, если прибыль хозяйствующего субъекта существенно больше среднеотраслевой.
В налоговой системе США практическое осуществление фискальной функции характеризуется тем, что в ее основой является налогообложение физических лиц (населения). При этом главными видами налогов считаются:
- подоходный налог, с помощью которого происходит формирование наиболее 40% доходов федерального бюджета и для налоговых доходов штатов;
- отчисления в фонды социального страхования, которые в одинаковых частях совершают работодатель (субъект хозяйствования - юридическое лицо) и рабочие (платеж населения составляет более 15 % доходов федерального бюджета).
Необходимо отметить и то, что в условиях переноса основного налогового бремени на население представляется сложная система исчисления соответственного налогооблагаемого заработка, который включает вероятность исключения (полностью либо частичного) конкретных видов доходов, минимальное количество дохода, ряд индивидуальных (для категорий населения) налоговых льгот, а еще специфичная шкала ставок налога, три ступени подразумевающих их поднятие, и для самых высоких доходов снижение с целью предотвращения уклонения от уплаты налогов.
В данном случае, налогообложение юридических лиц (хозяйствующих субъектов) в налоговой системе ограничено использованием определенных налогов:
- налога на финансы от продаж и капитальных активов;
- налога на прибыль компаний (примерно 9% доходов федерального бюджета и 5% доходов бюджетов штатов);
- налога штатов на деловую активность, которое характеризуется объемами денежных средств и оборотом[13].
У последних двух налогов присутствует регулирующая нагрузка и они не имеют существенного денежного значения.
Налогообложение собственности (имущества) в налоговой системе перемещает в главном региональный характер, при этом объектом налогообложения считается имущество юридических лиц: собственное имущество населения для собственного потребления налогом никак не облагается. Федеральный налог (по ставке до 50% стоимости) используется лишь в отношении имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.
Отличительной чертой системы налогообложения США считается незначительная роль, которую играют в ней акцизы: федеральными акцизными сборами облагается ограниченная численность видов продуктов и услуг, а цена налога с продаж по отдельным штатам колеблется с 0 по 8%.
Налоговая система Германии значительно отличается от североамериканских систем, которые ориентируются традиционной ориентацией на масштабное государственное регулирование.
Инвестиционный потенциал системы налогообложения Германии подразумевает наравне с внедрением норм ускоренной амортизации льготное налогообложение той доли выгоды хозяйствующих субъектов, которая идет на создание резервов, главным назначением которых считается снабжение перспективного развития хозяйствующих субъектов. Размеры данных резервов фактически никак не ограничиваются и рассматриваются как источники вложений не только для данного предприятия, и, беря во внимание их временное перераспределение через денежный (фондовый и кредитный) рынок, для остальных компаний.
Региональный потенциал налоговой системы Германии также наиболее значим, нежели в США и Канаде, так как включает следующие инструменты:
- субсидии в виде единых федеральных налоговых льгот, которые предоставляются региональным бюджетам;
- избирательное региональное налоговое стимулирование вложений, к примеру в экономику восточных территорий;
- горизонтальное выравнивание заработков, которое обеспечивает прямое в отсутствии задействования федерального центра переназначение налоговых доходов развитых в финансовом отношении территорий в выгоду наиболее слабых[14].
Отраслевой потенциал анализируемой системы налогообложения используется также, как у систем Канады и США, и ограничивается дотационным налогообложением и предоставлением субсидий компаниям сельского и лесного хозяйства.
Конкурентоспособный потенциал налоговой системы Германии необходимо рассматривать как наиболее высокий, нежели североамериканский, так как он включает такие принципиальные составляющие, как:
- жесткая система налогообложения сверхприбылей;
- современное налогообложение доходов хозяйствующих субъектов, при этом наиболее серьезное, нежели в США;
- система налоговых наказаний за недобросовестную ценовую конкурентную борьбу (ценовой сговор), что представляется очень принципиальным для формирования критериев конкурентоспособного равноправия.
Осуществление фискальной функции налоговой системы Германии имеет немаловажную специфику, где основной чертой считается примерно одинаковое и очень существенное налоговое бремя, которое несут физические и юридические лица.
Подоходный налог с физических лиц, который обеспечивает около 30% налоговых заработков федерального бюджета, также имеет прогрессивный характер. Наибольшая ставка составляет более 50% заработков физических лиц. Способ расчета данного налога сложнее, как и, к примеру, в США, однако численность предусмотренных налоговых льгот и вычетов из налогооблагаемой базы не такая большая. Не считая подоходного налога, граждане Германии производят общественные отчисления в объеме возле 7% начислений заработной платы (половина общего объема).
Налогообложение доходов юридических лиц включает следующие виды налогов:
- социальные выплаты;
- налог на прибыль, 50%;
- промысловый налог, которым облагают конкретные виды деятельности (в том количестве торговля), основанием для исчисления которого считаются прибыль и стоимость основных средств компании (ставки составляют 5% выгоды и 0,2% стоимости основных фондов).