Файл: Принципы построения налоговых систем развитых стран (Развитие налоговых систем и методов налогообложения зарубежных стран).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В целом налоги на финансы юридических лиц гарантируют приблизительно 15% налоговых поступлений.

Налогообложение собственности (имущества) в Германии можно охарактеризовать тем, что оно незначительно для населения (примерно 1% стоимости имущества) и очень значительно для хозяйствующих субъектов, которые оплачивают кроме ранее обозначенного комплексного промыслового налога налог на имущество (0,6% стоимости), а также земельный налог (1,2%).

В отличие от США и Канады существенную роль в налоговой системе Германии играет акцизное налогообложение, где ведущее место занимает НДС, являющийся основным источником заработков федерального бюджета, обеспечивая их практически на 30%, невзирая на достаточно развитую систему снижения ставок, освобождений и остальных льгот. Обширно используются акцизы на отдельные виды продуктов и услуг, список которых довольно широк, чем в США и Канаде.

Обозначим некоторые отличия налогового законодательства Германии и России в области налоговых ставок:

В соответствии с налоговым законодательством Федеративной Республики Германия, корпоративным налогом (Koerperschaftsteuer) облагаются все доходы от коммерческой деятельности компаний. Доход, который облагается налогом, рассчитывают на уровне общества (компании), а налоговой базой считают прибыль в результате функционирования общества в стране или за рубежом. В немецком налоговом законодательстве, для немецких корпораций закреплена единая ставка налога – 15% плюс взимают надбавку за солидарность в 5,5% от суммы налога (аналогичная ситуация с подоходным налогом физлиц). В результате выходит единая ставка в размере 15,825%[15].

В Германии, этот налог взимают по результатам проведенных сделок. В налоговом законодательстве Германии налогообложению подлежат определенные виды сделок, представленные: оказанием и поставкой на территории Германии оплачиваемых услуг, приобретением или оказанием услуг на территории Германии и еврозоны на возмездной основе, ввозом товаров на территорию ЕС.

При начислении данного налога учитывают сумму выручки от сделки. Если говорить о стандартной ставке по НДС, то в Германии она равна 19. Есть определенные виды операций, к которым применяют заниженную ставку НДС, к примеру, поставка пищевой продукции. В законодательстве Германии присутствуют положения, которыми предусматривается освобождение от уплаты данного налога. К примеру, НДС не облагают экспортные сделки и оказание услуг на экспорт, врачебную практику (нетрадиционная медицина и ветеринария), сдачу земли и недвижимости в аренду, предоставление займов.


Одним из примеров регрессивного налогообложения в зарубежных странах является НДС в Германии для предпринимателей. Основная ставка налога составляет 16%. Основные продовольственные товары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по сниженной ставке - 7%. Если оборот предпринимателя менее конкретной суммы, то он либо освобождается от уплаты НДС, либо платит по ставке, составляющей 80% от установленной ставки для товара. От этого налога освобождены предприятия сельского и лесного хозяйства, товары, идущие на экспорт.

Налоговая система Франции - представляет собой централизованную систему, сформированную на государственном и районном уровнях.

Инвестиционный потенциал системы налогообложения Франции предполагает стимулирование вложений: ускоренная амортизация и вычеты из налогооблагаемой базы в объеме 10%.

Налоговое законодательство Франции устанавливает ежегодную оплату подоходного налога на основе декларации о доходах, данный налог прогрессивный и зависит от доходов лиц, семейного статуса.

Налог на прибыль юридических лиц во Франции закрепили в налоговом законодательстве сразу по окончании второй мировой войны. Им облагаются предприятия и фирмы с ограниченной ответственностью. Ставка налога — 33,33 %, для некоторых субъектов малого бизнеса Франции данный налог понижен до 19 %.

Налог на добавленную стоимость во Франции (TVA) составляет 19,6% (в нашей стране значительно ниже – 12%), уменьшенная ставка (для определенных сфер) - 5,5%.

В российской налоговой системе в качестве примера равного налогообложения можно привести налог на содержание милиции, благоустройство и другие цели. Во Франции такой метод налогообложения задействован в качестве одного из источников формирования местных бюджетов: сборы на установку электроосвещения; налог на озеленение, вносимый в бюджеты департаментов; налог на уборку территорий; местные сборы на освоение рудников и т.д. В Японии - взимание 3200 иен в год с каждого жителя.

Большинство российских налогов строятся на основе пропорционального метода. Так, налог на прибыль предполагает установление единой ставки (не зависящей от величины полученной прибыли): 2% - федеральная составляющая и 18% - максимально возможная ставка субъектов Федерации. По НДС установлены три ставки - 18, 10 и 0%. Причем ни одна не зависит от объемов налоговой базы. С 2001 г. налог на доходы физических лиц в России также взимается на основе пропорционального метода налогообложения по ставке 13%[16].


В Европе ставки центральных налогов на прибыль юридических лиц, как правило, также являются пропорциональными. Так в Германии ставка налога на нераспределенную и распределенную прибыль с 2001 г. составляет 25%. В Италии налог уплачивается в бюджет с прибыли по фиксированной ставке 33%. В Норвегии ставка корпоративного налога на прибыль установлена в размере 28%.

Также во многих европейских странах пропорциональным является налог на добавленную стоимость. Например, во Франции ставка налога едина независимо от цены товара, к которому она применяется. Объектом налогообложения является продажная цена товара или услуги. Кроме розничной цены сюда включаются все сборы и пошлины, включая НДС. Из общей суммы вычитается размер налога, уплаченного поставщикам сырья и полуфабрикатов. Основная ставка налога равна 19,6%. Пониженные ставки применяются к продовольственным товарам, продукции сельского хозяйства и книжной продукции (5,5%), а также для некоторых периодических печатных изданий и лекарств (2,1%).

    1. Особенности методов налогообложения в Российской Федерации. Основные налоговые отношения в рамках ЕАЭС

Метод налогообложения - порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. Выделяют четыре основных методов налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное, регрессивное налогообложение.

1. Равное налогообложение — метод налогообложения, когда для каждого плательщика устанавливается равная сумма налога.

При равном налогообложении устанавливается одинаковая сумма налога для каждого налогоплательщика без учета налогооблагаемой базы, имущественного положения налогоплательщика и т. п. Данный метод более широко применялся в прошлом, когда, например, устанавливалась одинаковая сумма сбора для всех жителей государства.

Метод не учитывает имущественного положения налогоплательщика и применяется в исключительных случаях (например, целевые налоги или налоги, устанавливаемые в процентах от минимальной месячной оплаты труда).

2. Пропорциональное налогообложение — метод налогообложения, при котором для каждого плательщика равна ставка (а не сумма) налога. Ставка не зависит от величины дохода (налоговой базы). С ростом базы налог возрастает пропорционально. В РФ примером пропорционального налогообложения является налог на прибыль юридических лиц.


Пропорциональное налогообложение характеризуется одинаковой налоговой ставкой для каждого налогоплательщика, и размер ее не зависит от роста или уменьшения налоговой базы, чего нельзя сказать о сумме налога, которая соответственно изменению налоговой базы возрастает или уменьшается. Сегодня метод пропорционального налогообложения применяется в отношении доходов физических лиц: вне зависимости от размера дохода, подоходный налог взимается по ставке 13 %.

3. Прогрессивное налогообложение — метод налогообложения, при котором с ростом налоговой базы возрастает ставка налога. Используется во многих странах, в т.ч. в РФ, главным образом в отношении доходов физических лиц[17].

Существование такого метода налогообложения обусловлено существенной несправедливостью предыдущего, пропорционального метода по отношению к низкообеспеченным слоям населения по сравнению с лицами, имеющими более высокий доход. Дело в том, что доля дохода, употребляемого на удовлетворение первоочередных потребностей, у этих двух категорий существенно отличается. Так, лица с низкими доходами зачастую всю заработную плату пускают на приобретение продуктов питания, в то время как более обеспеченные слои затрачивают на эти цели не более 5 % дохода.

Поэтому уплата налога с одинаковой налоговой ставкой более обременительна для первых, чем для последних. Для устранения этой несправедливости применяется прогрессивный метод налогообложения, суть которого заключается в увеличении ставки налога с ростом налоговой базы.

Существуют несколько видов прогрессивного налогообложения: простая поразрядная прогрессия. В данном случае налогооблагаемая база (например, 100 тыс. руб.) подразделяется на разряды и для каждого разряда устанавливается твердая сумма налога (оклад в абсолютной сумме). Для получения суммы налога необходимо правильно определить разряд. Неудобство данного метода заключается в неравномерности обложения лиц, получающих доходы, близкие к границам разряда. Например, суммы в 49 тыс. и 51 тыс. руб. будут облагаться соответственно 10 тыс. и 20 тыс. руб. налога, - простая относительная прогрессия.

Налогооблагаемая база в данном случае также делится на разряды, но эта дифференциация используется лишь для определения ставки налога, которая затем применяется ко всей сумме, - сложная прогрессия.

Налогооблагаемая база делится на разряды, для каждого из них устанавливается отдельная ставка. Однако в отличие от других видов прогрессивного налогообложения здесь каждый разряд существует самостоятельно, облагается по своей ставке. Суммы налога, определенные для каждого разряда, затем складываются, и таким образом определяется итоговая сумма налога.


Сложная прогрессия на сегодняшний день в мире применяется наиболее широко, что обусловлено повышенной плавностью налогообложения, - скрытые системы прогрессии. Эффект прогрессии в данном случае достигается не путем манипуляции со ставками, а иными методами, например путем предоставления неодинаковых налоговых льгот.

4. Регрессивное налогообложение — метод налогообложения, при котором с ростом налоговой базы происходит сокращение размера налоговой ставки (т.е. норма налогообложения уменьшается по мере возрастания дохода налогоплательщика). Имеет место, когда размер налога зафиксирован не в процентах от дохода, а в твердой сумме.

Отметим, некоторые казусы на пути становления налогового законодательства России. НК РФ как акт высшей юридической силы четко не раскрывал комплексный характер налоговых отношений – как специальных властных отношений, возникающих в процессе налогообложения. В НК отсутствовали базовые положения, необходимые при регулировании любых властных отношений, в том числе и в налоговой сфере:

– не было упоминания о Конституции РФ, т.е. о том, что к налоговым «властным» отношениям применяются конституционные принципы и нормы;

– кроме функций налоговых органов и органов налоговой полиции подробно не определялось участие (функции) в налоговых властных отношениях ни одного государственного органа, включая Правительство РФ, которое согласно ст. 15 конституционного Федерального закона «О Правительстве Российской Федерации» разрабатывает и реализует налоговую политику;

–не было системы общих принципов налогообложения, которые на основании п. «и» ст. 72 Основного закона страны составляют конституционную основу правового регулирования налоговой системы и реализации совместного ведения РФ и ее субъектов в сфере налогообложения.

Практикой демонстрируется, что принятые в 1991-1992 г.г. законы, которые сформировали существовавшую на тот момент налоговую систему России, в целом соответствовали переходу страны к рыночной экономике. Но сейчас произошло изменение ситуации в экономике, Россия претерпела несколько кризисов и сейчас претерпевает, вследствие происходящих событий на Украине и западных санкций, а также формирования сначала ТС, а далее и ЕАЭС, поэтому возникла потребность смены налогового законодательства и дальнейшего его совершенствования и гармонизации с государствами - участницами ЕАЭС. Здесь преобладают действия по гармонизации налогового законодательства России в импорте и экспорте и взимании косвенных налогов[18].