Файл: Органы государственного управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Через эти органы государственного управления осуществляется воздействие на объекты управления.

Итак, содержательный анализ понятий "государственное управление", "система органов государственного управления", выделение их характеристик отметили емкость этих понятий, сложные особенности структурного построения, специфику взаимоотношений.

Исходя из вышеизложенного система органов государственного управления - это элементы, существующие в сфере социально-экономической жизни, между субъектами управления (соответствующими органами государственного управления) и объектами (соответствующие учреждения, учреждения, предприятия, организации и др.)

1.2 Распределение полномочий в органах государственного управления

Следует отметить, что проблема эффективного управления на государственном уровне остается и в XXI в., а отсюда возникает логичный вопрос о роли и места взаимодействия любых субъектов в системе государственного управления. Это связано в первую очередь с проблемой формирования рациональной системы взаимодействия региональных органов исполнительной власти.

Как указано некоторыми учеными в сфере управления - это вид общественной деятельности, которая предусматривает систему скоординированных воздействий субъекта на объект с целью достижения определенных организационных целей. Система скоординированных действий по своей сути - это взаимодействие. В данном случае субъектов и объектов[6].

Субъектами управления являются руководители высшего, среднего и низшего звеньев, элитные группы и организации, а объектами управления - отдельные лица, группы, организации, институты, процессы.

В системе государственного управления субъектами являются органы центральной власти (исполнительной, законодательной и судебной), а объектами - аналогичные органы регионального уровня.

Управление как вид общественной деятельности предусматривает эффективное распределение полномочий внутри организации, что обусловливает важность учета следующих моментов:

1) наличие властных отношений, то есть отношений между руководителями и подчиненными;

2) скоординированное влияние в) субъектов управления на групповые действия или действия отдельного лица, подчиненные групповым задачам;


3) сочетание действий людей разных профессий и специальностей, а также различных факторов воздействия на них (технических, технологических, организационных и психологических и т.п.);

4) согласование личных интересов участников процесса с целями и интересами организации или интересов определенных организаций к которым можно отнести органы исполнительной власти;

5) создание и использование нормативной базы, необходимой для реализации целей организации в том числе и в сфере управления социально-экономическим процессами;

6) определение перспективных и текущих задач и подчинения имеющихся ресурсов (трудовых, материальных, финансовых, временных) реализации целей организации;

7) критерии эффективности функционирования органов государственного управления, которые подвергаются как количественным, такие качественным измерениям;

8) результаты управленческого труда выражены не в материально-вещественной форме, а в информационной.

Последнее объясняется тем, что должностные лица органов управления и взаимодействие в процессе выполнения своих обязанностей работают с информацией: языковой, печатной, видео и графической.

Следовательно, управление - это сложный вид общественной деятельности, предусматривающий субординацию отношений между субъектами и объектами (руководителями и подчиненными), а также координацию их действий (взаимодействие) в процессе выполнения общей задачи, учитывая их потребности и интересы, для достижения цели организации.

При детальном исследовании такого элемента государственного управления в пределах исполнительной власти, как распределение полномочий, координация согласованных по времени, месту и способами действий субъекта и объектов следует отметить, что имеют дело с взаимодействием органов исполнительной власти, при этом в качестве субъекта выступает центральный орган исполнительной власти, а в роли субъекта - региональные органы исполнительной власти.

Государственное управление имеет определенные особенности, которые необходимо учесть при формировании эффективной системы распределения полномочий:

1) оно охватывает большие масштабы и виды деятельности;

2) распространяется на токие объекты, как оборона, национальная безопасность, экологическая безопасность, фундаментальные научные исследования;

3) функционирует в рамках жесткого правового поля;

4) эффективность государственного управления не имеет постоянных критериев и измеряется своей результативностью или полезностью;


5) на государственное управление может влиять больше различных факторов (законодательная база, соотношение политических сил, средства массовой информации, социальные структуры, геополитическое положение и т.п.).

Государственное управление охватывает управление административным персоналом, а также управление общественными сферами жизни. Управление административным персоналом охватывает установление нормативных актов, регулирующих статус государственного служащего, а также системы отбора и набора административных кадров. Государственное управление в отношении общественных сфер охватывает экономическую, социальную, гуманитарно-культурной системы, оборону и национальную безопасность, международные отношения.

При формировании системы распределения полномочий учитываются определенные аспекты государственного управления, а именно:

1) устанавливаются нормативные акты о статусе и полномочий старших должностных лиц органов исполнительной власти;

2) разрабатывается механизм отбора и набора административных кадров указанных органов;

3) система взаимодействия является частью не только государственного управления, а и сектора внутренней национальной безопасности государства.

Государственное управление, включающее высшие органы государственной власти, следует отличать от органов самоуправления как органов территориальных общин. К местному самоуправлению относятся представительные и исполнительные органы, сформированные на основе выборности и имеющие юридическую, организационную и имущественную самостоятельность, определенную законом. Однако их деятельность в определенной степени регламентирована государством. Поэтому они являются неотъемлемой частью государственного управления и системы взаимодействия региональных органов исполнительной власти.

Обобщение и научное осмысление всего массива известных практике методов организации работы органов государственного управления дает возможность определить их конкретное назначение, а именно:

1) установление правил поведения в сфере государственного управления, то есть установление обязательных для участников управленческих отношений нормативов;

2) издание индивидуальных предписаний в адрес конкретных участников управленческих отношений;

3) решение в одностороннем порядке вопросов, которые возникают по инициативе управляемых объектов;

4) надзор и контроль за поведением участников управленческих отношений, то есть брать под особый контроль развитие определенных ситуаций;


5) применение при необходимости официальных мер принудительного характера с целью обеспечения надлежащего порядка в сфере государственного управления в соответствии с законодательством и др[7].

Особенностями методов распределения полномочий в работе органов государственного управления является следующее:

1) они реализуются в процессе государственного управления;

2) выражают управленческое (упорядоченное) влияние субъектов управления на объекты управления, составляют содержание этого влияния и всегда имеют своим адресатом конкретный объект (индивидуальный или коллективный)

3) в методах государственного управления всегда содержится управленческая воля государства;

4) они используются субъектами государственного управления как средство реализации закрепленной за ними компетенции, это означает, что юридическая сила методов всегда находится в пределах полномочий того органа, который их использует;

5) методы, как и содержание, имеют свою форму, свое внешнее выражение, то есть средством внешнего выражения методов государственного управления является формы государственного управления.

Итак, методы характеризуют особенности распределения полномочий в органах государственного управления с качественной стороны, поэтому совершенствовать и повышать эффективность такого управления - это значит -совершенствовать эффективность его методов и эффективность составляющих системы управления к которым следует отнести и эффективное распределение полномочий.

Глава 2. Анализ распределения полномочий в органах государственного управления на примере ГБУ МФЦ районов Кунцево и Можайский

2.1 Общая характеристика ГБУ МФЦ районов Кунцево и Можайский

Высокий уровень развития общества требует качественных изменений во взаимоотношениях внутри него, повышения эффективности исполнения государством своих функций и оказания услуг населению. Административная реформа, проводимая в России в течение достаточно длительного периода времени, направлена, главным образом, на повышение эффективности и качества исполнения государством своих функций и предоставления услуг обществу. В дальнейшем приоритетным направлением проведения административной реформы в России Правительство Российской Федерации обозначило последующее повышение эффективности предоставление государственных услуг с использованием современных технологий. Основными механизмами реализации данного направления были определены многофункциональные центры (МФЦ) и переход на предоставление услуг в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг в сети «Интернет»[8]


В начале 2013 года в Москве работало 39 центров предоставления государственных услуг. По состоянию на апрель 2017 года функционирует уже 99 центров, обслуживающих 99 районов. В них предоставляется 158 услуг, из них 149 по экстерриториальному принципу. Таким образом, уже сегодня абсолютно все москвичи могут получить 98% услуг независимо от места жительства благодаря принципу экстерриториальности.

Деятельность МФЦ организована в соответствии c правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской федерации от 22 декабря 2012 года № 1376. Данный нормативно-правовой документ полностью регламентирует процесс оказания услуг в многофункциональных центрах, описывает порядок, форму и последовательность их оказания. После анализа данного документа эти правила изложены мною в более емкой и краткой форме далее по тексту настоящей статьи.

В рамках проведения Административной реформы, при поддержке администрации области, на территории города Москва реализован проект создания многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Деятельность МФЦ осуществляется на основе Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». С весны 2014 года МФЦ работают под новым брендом — «Мои документы».

Цели создания МФЦ[9]:

  1. Повышение качества и доступности государственных услуг
  2. Снижение издержек бизнеса на преодоление административных барьеров
  3. Повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти и межведомственной координации
  4. Повышение открытости и прозрачности для общества

Информирование клиентов о порядке и способах получения услуг осуществляется с помощью размещенных в МФЦ информационных киосков, информационных стендов, памяток, буклетов, а так же свободного доступа граждан и юридических лиц к информационно-правовым Интернет-ресурсам, порталам государственных услуг Российской Федерации и г. Москва, кроме того информационный киоск имеет функции записи в электронную очередь непосредственно клиентом самостоятельно, не обращаясь к администратору электронной очереди.

В структуре МФЦ действует телефонный консультационный центр, который позволяет не только получать консультации в режиме «горячей линии», но и предоставляет возможность записаться в электронную очередь.

Сотрудниками МФЦ предоставляются государственные и муниципальные услуги по принципу экстерриториальности, т. е. обеспечена возможность для заявителей, независимо от места их регистрации на территории города обратиться за оказанием услуги в любой МФЦ на территории города.