Файл: Органы государственного управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

«Власть – управление – общество» - вот те составляющие, от которых зависит устойчивое развитие большинства стран. Властные полномочия осуществляются органами публичной власти в соответствии с правоустанавливающими документами. Структурно система органов публичной власти состоит из двух самостоятельных ветвей: органов государственной власти и органов местного самоуправления. В нашей стране систему органов государственной власти составляют федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Непосредственное обеспечение исполнения функций государственного управления осуществляется государственными служащими, которые исполняют свои служебные обязанности в системе государственной службы.

Отлаженный и эффективный механизм функционирования гражданской службы во многом зависит от наделения государственных гражданских служащих необходимым комплексом обязанностей и прав. В настоящий момент особое значение приобретает субъективный фактор гражданской службы - социально-правовой статус распределения полномочий в органах государственного управления, который пока не получил должного научного осмысления.

В поисках путей повышения эффективности государственной службы в Российской Федерации пройдено несколько этапов реформирования сферы государственного управления.

В начале реализации административных реформ современной России (конец последнего десятилетия прошлого столетия) в целях оптимизации системы государственного управления объектом реформ стали федеральные органы исполнительной власти. Была создана новая типология федеральных органов исполнительной власти и определена их специализация. На последнем этапе административной реформы появилось новое для России направление совершенствования системы государственного управления - повышение качества и доступности государственных услуг.

Государственные служащие, по сути, становятся основным субъектом системы государственной службы, претворяющим в жизнь социальные и политические преобразования, предусмотренные стратегическими планами и программами развития.

Поэтому важной задачей на современном этапе становится совершенствование системы государственной службы в целях повышения ее эффективности, в том числе путем привлечения на государственную службу высококвалифицированных кадров. Необходимым условием для этого является совершенствование правового регулирования системы государственной службы, создание эффективных мотивационных и стимулирующих механизмов, обеспечивающих повышение результативности деятельности государственных гражданских служащих, соблюдение их основных прав и обязанностей, а также повышение социально-правового статуса гражданских служащих.


Целью работы является изучение органов государственного управления. Для достижения цели работы, потребовалось решить следующие задачи:

- рассмотреть правовые основы государственного управления;

- выявить проблемы распределения полномочий в органах государственного управления;

- проанализировать на примере распределение полномочий в органах государственного управления.

Объектом работы является ГБУ МФЦ районов Кунцево и Можайский.

Предметом работы являются современные тенденции и противоречия правового регулирования распределения полномочий в органах государственного управления.

Глава 1. Теоретические аспекты исследования органов государственного управления

1.1 Понятие органов государственного управления

На сегодня ученые в сфере государственного управления определили много теоретических подходов к понятиям "государственное управление" и "система государственного управления", но есть потребность дальнейшего исследования понятия "органы государственного управления», потому что институциональное обеспечение процесса государственного управления требует реформирования. Поэтому необходимо определить теоретические подходы к определению понятия для совершенствования функционирования системы в целом.

Проблемой определения понятия "органы государственного управления" занимались такие ученые, как В. Аверьянов, А. Андрюша, Е. Кубко, В. Цветков, Г. Одинцова и др.

Система государственного управления и до сих пор остается в целом неэффективной, поскольку эклектично сочетает государственные институты советской эпохи и новые институты власти, сформированные в период 90-х гг. Это привело к ее внутренней противоречивости, незавершенности, громоздкости. В результате эта система начала сдерживать проведения социально-экономических и политических преобразований.

С учетом этого в нашем государстве началось осуществление административной реформы, главной целью которой является поэтапное создание такой системы, которая способна обеспечить становление РФ как высокоразвитого правового, цивилизованного государства с высоким уровнем жизни, социальной стабильности, культуры и демократии.


Для объективного понимания понятия "система органов государственного управления" необходимо рассмотреть отдельно сущность и соотношение понятий "государственное управление" и "система".

Толкование государственного управления как совокупности всех видов деятельности государства (то есть всех форм реализации государственной власти в целом) правомерно на уровне общего анализа системы социального управления, выделение ее относительно самостоятельных подсистем. В данном случае категория государственного управления позволяет отделить государственные институты управленческого воздействия на общество от других - негосударственных[1].

Практическая реализация функций государства осуществляется через систему органов исполнительной власти.

Органы государственного управления осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, которая делится на две части. Первая часть, связана с реализацией властного влияния государственных органов на всех других субъектов, принадлежащих к государственному управлению, а другую часть, связанную с реализацией субъективных прав различных субъектов, можно определить как публично-сервисную деятельность[2].

Согласно функциональному разделению государственной власти, более четких границ приобрело и правовое регулирование процедур реализации соответствующих функций. Правовое регулирование законотворческой деятельности сконцентрировалось в конституционном праве, исполнительно-распорядительной деятельности - в административном, а правосудие - в комплексе процессуальных отраслей, которые условно можно обозначить как "судебное право". При этом в сферу регулирования административного права попала главная составляющая управления, а именно: деятельность органов исполнительной власти по организации исполнения законов.

С тех пор как существует административное право как наука практически все время идет дискуссия относительно содержания понятия "система органов государственного управления".

Как известно, наиболее распространенными являются два способа определения понятий. Первый предусматривает определение понятия путем обобщенного формулировка, в общем, абстрактном виде охватывает все признаки понятия (определение через родовые и видовые различия), второй - путем перечисления элементов или признаков понятия. Следует отметить, что оба подхода применяются и представителями теории государственного управления, и представителями науки, причем каждый из них делает акцент на те или иные признаки государственного управления в зависимости от взглядов на содержание предметов исследования соответствующих наук[3].


Очень важным является рассмотрение указанного общественного явления как процесса с присущими ему закономерностями, причем предпочтение отдается содержанию деятельности, которая является сущностью государственного управления. Так, например, Г. Атаманчук определяет деятельность органов государственного управления как практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу. По мнению Аверьянова, государственное управление - это особый и самостоятельный вид деятельности государства, которую осуществляет отдельная система специальных государственных органов-органов исполнительной власти[4]. Подобное определение подает Ю. Тихомиров, который под государственным управлением понимает деятельность органов исполнительной власти, собственно аппарата управления[5].

Безусловно, особенности объекта обусловливают формы, способы и средства правового регулирования. Поэтому в определении системы органов государственного управления акцент должен делаться именно на характеристике общественных отношений, в которых реализуется государственное управление. В свою очередь, это предполагает, как минимум, их характеристику с точки зрения структуры этих отношений. В наиболее общем виде элементами структуры общественных отношений являются: субъекты, между которыми они состоят; объект - то, по поводу чего они состоят; и, наконец, содержание - то, в чем реально состоят эти отношения, то есть поведение субъектов.

Понятно, что четко определить круг общественных отношений, охватываемых системой органов государственного управления, вряд ли возможно. Однако им присущ один общий признак - все эти отношения урегулированы законами. Конечной целью работы органов государственного управления является достижение той степени упорядоченности общественных отношений, что отражено в законах государства, достижения полного соответствия поведения всех субъектов объектов нормативной, моделям, описанным в этих законах. Учитывая это нет необходимости в конкретизации объекта отношений государственного управления, ведь таким объектом является закон, но не в смысле конкретного нормативно-правового акта, а в понимании оформленной в виде законов нормативной модели общественных отношений в государстве.

Итак, упорядочение отношений между людьми в обществе осуществляется на двух уровнях. Первый - состоит в создании нормативной модели этих отношений в виде законов, а на втором уровне благоустройства предусматривает переход нормативной модели в плоскость ее практической реализации посредством системы органов государственного управления. Иными словами, на втором уровне происходит организация выполнения законов участниками общественных отношений. Но организация выполнения законов не может происходить само по себе. Это сложная по содержанию деятельность, и она сама должна быть должным образом организована. То есть государственное управление должно органично сочетать две функции: внутреннюю организационную, смысл которой заключается в составлении отношений внутри структур, которые призваны организовывать исполнение законов всеми другими субъектами, и собственно исполнительно-распорядительную.


Отсюда можно сделать вывод, что государственное управление осуществляется и на уровне внутренне организационной деятельности органов государственной власти, причем как власти исполнительной, так и других ветвей. Ведь в деятельности всех органов государственной власти можно выделить два основных компонента: внутриорганизационную деятельность и профилирующую функциональную (то есть внешнюю) деятельность, причем реализация второй невозможна без первой.

Кроме того, организация исполнения законов осуществляется и органами местного самоуправления, хотя и специфическими способами. Для органов местного самоуправления характерен учета точки зрения территориальной общины в решении тех или иных проблем местного значения, но их решение происходит на основании и в рамках закона. К тому же этим органам делегируется часть полномочий местных органов исполнительной власти.

Таким образом, круг субъектов отношений государственного управления охватывает, с одной стороны, органы исполнительной власти, государственные органы других ветвей власти, органы местного самоуправления, а с другой - всех других субъектов объектов права. Конкретизировать всех подвластных субъектов объектов трудно, опять же, в силу необъятности сферы государственного управления. Они могут быть индивидуальными и коллективными, физическими и юридическими лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, объединениями граждан и др.

Для правильного понимания содержания категории "система органов государственное управление" нужно включать общественные отношения, складывающиеся как в внутри организационной деятельности государственных органов всех ветвей власти, так и в процессе реализации функций исполнительной власти специальными государственными органами (органами исполнительной власти) и органами местного самоуправления, а также другими уполномоченными на то субъектами права.

С учетом всего вышеизложенного становится понятно, что система органов государственного управления - это сложная и специфическая система, которая создана для решения многоцелевых задач.

На сегодня основным звеном исполнительной вертикали, на которую возлагается исполнение законов, указов, постановлений и решений правительства, в целом задач социально-экономического развития регионов являются региональные (местные) органы исполнительной власти. Именно эти органы осуществляют постоянное влияние на низшие уровни власти, объекты управления всех форм собственности, экономическую, социальную, гуманитарную и другие функциональные сферы жизнедеятельности населения региона. При этом в соответствии с действующим законодательством, формы и методы их воздействия не могут быть исключительно административными или экономическими в отношении органов местного самоуправления, поскольку они осуществляются на основе делегированных полномочий указанными органами. Взаимодействие же органов власти по горизонтали для обеспечения совместного решения тех или иных вопросов осуществляется по договорному принципу. Важнейшая функция органов исполнительной власти регионального уровня заключается в обеспечении связи центрального стратегического уровня управления с процессами, происходящими на местном уровне. Главными из них являются те, которые связаны с обеспечением реализации прав и свобод человека и гражданина.