Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Анализ внешней и внутренней среды на примере компании «АВВ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В условиях современных рыночных отношений любые задачи стратегического управления внутри фирмы и вне приобретают особую значительность для каждого предприятия. Следовательно, эффективность деятельности предприятий в большей степени зависит от достоверности предвидения перспектив своего развития в ближайшем и дальнейшем будущем.

Каждая организация пребывает и функционирует в рамках внешней и внутренней среды, которые предопределяют эффективное функционировании того или иного предприятия. Именно среда определяет ограничения на операционные действия и каждое действие при этом возможно тогда, когда среда это допускает.

Внутренняя среда считается для организации источником жизненной силы, включающая в себя тот потенциал, который дает возможность организации функционировать и существовать в определенном промежутке времени. Внешняя среда является источником факторов, влияющих на деятельность фирмы в целом. Организации предоставляется возможность обеспечить выживание среди конкурентов по мере поступления информации из вне, поэтому она постоянно находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, что в будущем сказывается на рост и развитие компании.

В нынешнее время менеджерам-руководителям необходимо принимать во внимание действующие факторы, которые находятся вне организации, так как организация, как открытая система, существенно зависит от внешней среды, а именно от предоставления ресурсов, энергии, кадров, численности потребителей. Выявление существенных факторов, предоставляют возможность менеджерам быстро среагировать на внешнее негативное воздействие на организацию путём подбора правильных методов и способов устранения угроз. Любой организации необходимо приспосабливаться к среде, чтобы выжить и сохранить эффективность.

Внутрення и внешняя среда организации взаимозависимы. Получив необходимую информацию, организации реализуют дальнейшие планы с минимальным риском, используя при этом правильно составленную стратегию для устранения слабых сторон. Для подбора методов решения поступающих проблем из вне и существующих проблем внутри организации нужно осуществить анализ состояния компании, который позволяет в будущем принять обоснованные управленческие решения и разработать новые способы эффективного развития компании.

Актуальность темы обусловлена тем, что современная внешняя среда, по сравнению с внутренней, достаточно сложна и полна неопределенности, и этим самым осложняет процесс приспособления организации к изменениям. Поэтому задача стратегического управления состоит в обеспечении взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на необходимом уровне, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе. Изучение внутренней и внешней среды предоставляет возможность организациям: обнаружить вовремя свои слабые и сильные стороны; предовратить в первую очередь те или иные угрозы исходящие из вне; учитывать риски при определении своих целей и при их достижении.


Цель исследования - на основе исследования внешней и внутренней среды компании «АВВ» разработать направления совершенствования деятельности организации с учетом факторов среды.

Объект исследования – «АВВ».

Предмет исследования - внутренняя и внешняя среда компании.

Для реализации поставленной цели в курсовой работе будут решены следующие задачи:

  • рассмотрение теоретических аспектов организации и ее среды;
  • анализ внутреннего состояния и внешней среды организации «АВВ».
  • разработка направления совершенствования деятельности «АВВ» с учетом факторов внешней и внутренней среды.

При написании курсовой работы были использованы книги, учебники, статьи по теории организации, стратегическому менеджменту, статьи а также достоверные источники интернета. Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1

Понятие и сущность «среды предпринимательства»

Анализ внутренней среды

Под предпринимательской средой понимается наличие условий и факторов, воздействующих на предпринимательскую деятельность и требующих  принятия управленческих решений для их устранения или приспособления к ним.

Предпринимательская среда представляет собой интегрированную совокупность объективных и субъективных факторов, позволяющих предпринимателям добиваться успеха в реализации поставленных целей, и подразделяется на внешнюю, как правило, не зависимую от самих предпринимателей, и внутреннюю, которая формируется непосредственно самими предпринимателями. [1]

Предпринимательская среда складывается на основе развития производительных сил, совершенствования производственных (экономических) отношений, создания благоприятного общественного и государственного климата, формирования рынка как среды существования (деятельности) предпринимателей и других важнейших условий. [2]

Современная предпринимательская деятельность представляет собой сложную систему отношений между непосредственными организаторами производства и лицами, организациями. Средой, в которой существует бизнес, является так называемая предпринимательская среда, образуя внутреннюю и внешнюю среду, которую можно характеризовать и разделять на определенные сферы и секторы по различным признакам.[3]


Внутренняя среда субъектов предпринимательства охватывает широкий круг элементов, представляющих совокупность внутренних условий функционирования субъекта предпринимательской деятельности, и полностью зависит от субъекта предпринимательства.

Когда речь идет о внутренней среде субъекта предпринимательства, имеется в виду:

  • наличие капитала (как собственного, так и инвестированного);
  • выбор объекта предпринимательской деятельности и организационно-правовой формы хозяйственной деятельности;
  • организационная структура организаций;
  • рациональность и эффективность предпринимательской деятельности и т. д..

При формировании внутренней среды субъектов предпринимательства обычно выделяют две ее составляющие: ситуационные факторы и элементы внутренней среды. Элементы внутренней среды – это составные части организации, необходимые для достижения целей. Основные элементы внутренней среды организации представлены на Рис. 1. (см. в приложении). [4]

Подобная структура внутренней среды позволяет выделить состав объектов управления, но не дает ответа на вопрос о технологии управления. Для этого может быть использовано иное определение внутренней среды. Внутренняя среда — это ситуационные факторы внутри организации, на которые оказывают воздействие управленческие решения. Выделяют следующие элементы внутренней среды: производство, персонал, организация управления, маркетинг, финансы и учет.

Производство: объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции предприятия; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования, система контроля запасов; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности, техническая эффективность мощностей; местонахождение производства и наличие инфраструктуры; экология производства; контроль качества, издержки и качество териологии; патенты, торговые марки и т. п.

Персонал: структура, потенциал, квалификация; количественный состав работников; производительность труда; текучесть кадров; стоимость рабочей силы; интересы и потребности работников.

Организация управления: организационная структура; система управления; уровень менеджмента; квалификация; способности и интересы высшего руководства; фирменная культура; престиж и имидж фирмы; организация системы коммуникаций.

Маркетинг: товары, произведенные фирмой; доля на рынке; возможность собирать необходимую информацию о рынках; каналы распределения и сбыта; маркетинговый бюджет и его исполнение; маркетинговые планы и программы; нововведения; имидж, репутация и качество товаров; стимулирование сбыта, реклама, ценообразование.


Финансы и учет: финансовая устойчивость и платежеспособность; прибыльность и рентабельность (по товарам, регионам, каналам сбыта, посредникам); собственные и заемные средства и их соотношение; эффективная система учета, в том числе учета издержек, формирования бюджета, планирования прибыли. [5]

Анализ внешней среды

Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.

Внешнюю среду подразделяют на: 

  • микросреду  - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории;
  • макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду. (см. в приложении Рис.2) [6]

Факторы микросреды:

1) Поставщики как собственники материальных и природных ресурсов могут напрямую воздействовать на организацию, создавая ресурсную зависимость. Для любой фирмы важно, чтобы ни одна поставка не была сорвана, чтобы ресурсы были доставлены в срок и в достаточном количестве. Поставщики в этих условиях, подобно монополисту, могут неоправданно завысить цены на ресурсы. Таким образом, поддержание «дружественных» отношений с поставщиками – один из элементов маркетинговой политики.

2) Потребители – это потенциальные покупатели и клиенты. Покупатели воздействуют на среду посредством изменения структуры спроса, предъявления новых требований к товару (к качеству, цене, многофункциональности, дизайну и др.) и установления определенного уровня цен. Потребитель – субъект, определяющий развитие предприятия. Поэтому современные организации стремятся найти «своего» потребителя.

3) Конкуренты – фирмы, реализующие аналогичный продукт на тех же самых рынках. Соперничество идет и за долю на рынке, и за потребителя, за его «рубль». Сложилось мнение, что конкуренты лишь соперники. Однако в современных условиях, при высокой неопределенности внешней среды только сотрудничество с конкурентами позволяет адаптироваться к среде и достигнуть поставленной цели. [7]


4) Посредники — хозяйствующие субъекты (юридические или физические лица), способствующие в продвижении, распространении и сбыте товаров организации. Посредники обеспечивают:

  • физическое перемещение товаров от мест их производства к пунктам продажи или потребления, их накопление и предпродажную подготовку;
  • кредитную поддержку сделок и страхование рисков порчи или пропажи товаров;
  • собственно продажу;
  • помощь в поиске покупателей, рекламе, стимулировании сбыта и послепродажном сервисе.

5) Контактные аудитории — это системы и социальные группы, которые проявляют реальный или потенциальный интерес к деятельности фирмы и могут оказать существенное влияние на ее результаты. К ним относятся:

  • государственные органы: налоговые, статистики, лицензирования, санитарного, экологического и других видов надзора;
  • местные органы власти;
  • общественность: профсоюзы, союзы потребителей, экологические и другие общества;
  • аудиторские и консалтинговые фирмы;
  • независимые средства массовой информации: пресса, радио, телевидение. [5]

Факторы макросреды:

1) экономические — темпы инфляции; уровень занятости трудовых ресурсов; международный платежный баланс; процентные и налоговые ставки; величина и динамика ВВП; производительность труда и т.д.;

2) политические — основные направления государственной политики и методы ее реализации; возможные изменения в законодательной и нормативно-технической базе; международные соглашения, заключаемые правительством в области тарифов и торговли и т.д.;

3) технологические — возможности, связанные с развитием науки и техники, которые позволяют оперативно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии;

4) социальные факторы внешней среды — отношение населения к работе и качеству жизни; обычаи и традиции, существующие в обществе; менталитет общества; уровень образования и т.п.. [8]

Организация в рыночном хозяйстве находится в постоянном взаимодействии с внешней средой, которая является источником, с одной стороны, шансов получения прибыли и устойчивого развития, расширения рынков, с другой — опасностей и угроз утери завоеванных рыночных позиций, падения спроса на продукцию (услуги), морального старения технологии, нововведений конкурентов и т. п.

Методы анализа внутренней и внешней среды организации

В современных рыночных условиях компаниям необходимо уделять внимание вопросу разработки стратегического плана развития. Это позволяет им оставаться конкурентоспособными по сравнению с другими организациями. С этой целью менеджеры проводят анализ внутренней и внешней среды организации. [9]