Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Анализ внешней и внутренней среды на примере компании «АВВ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существует множество методов, рассмотрим некоторые из них:

SWOT-анализ

Вряд ли можно назвать другой метод анализа состояния организации, который мог бы сравниться со SWOT-анализом по эффективности и простоте применения. Аббревиатура метода образована посредством соединения начальных букв от слов полного наименования: Strengths – Weaknesses – Opportunities – Threats (Сила (S) – Слабости (W) – Возможности (O) – Угрозы(T)). [10]

SWOT-анализ помогает ответить на следующие вопросы:

  • используются ли сильные стороны как преимущества компании;
  • являются ли слабости компании ее уязвимыми местами;
  • какие благоприятные обстоятельства дают шансы на успех;
  • на какие угрозы обратить внимание в первую очередь. [11]

SWOT- анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы рынка. Исследователи по итогам применения всех предварительных методов анализа должны сравнивать внутренние силы и слабости своей компании с возможностями и угрозами рынка. Исходя из качества соответствия делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге происходит распределение ресурсов по сегментации.

Сильные и слабые стороны – это элементы внутренней среды, в которые могут быть заложены самые разнообразные аспекты деятельности организации.

Возможности и угрозы – это элементы внешней среды. Они находятся вне зоны контроля организации. (см. в приложении Рис. 3) [12]

Сильные стороны SWOT-анализа:

  • Это универсальный метод, который применим в самых разнообразных сферах экономики и управления. Его можно адаптировать к объекту исследования любого уровня (продукт, предприятие, регион, страна и пр.).
  • Это гибкий метод со свободным выбором анализируемых элементов в зависимости от поставленных целей (например, можно анализировать город только с точки зрения туризма или только с точки зрения работы транспорта и т.д.).
  • Может использоваться как для оперативной оценки, так и для стратегического планирования на длительный период.
  • Использование метода, как правило, не требует специальных знаний и наличия узкопрофильного образования.

Недостатки:

  • SWOT-анализ показывает только общие факторы. Конкретные мероприятия для достижения поставленных целей надо разрабатывать отдельно.
  • Зачастую при SWOT-анализе происходит лишь перечисление факторов без выявления основных и второстепенных, без детального анализа взаимосвязей между ними.
  • Анализ даёт в большей степени статичную картинку, чем видение развития в динамике.
  • Результаты SWOT-анализа, как правило, представлены в виде качественного описания, в то время как для оценки ситуации часто требуются количественные параметры.
  • SWOT-анализ является довольно субъективным и чрезвычайно зависит от позиции и знаний того, кто его проводит.
  • Для качественного SWOT-анализа необходимо привлечение больших массивов информации из самых разных сфер, что требует значительных усилий и затрат. [13]

PEST- анализ

Для исследования макроокружения чаще всего проводится PEST-анализ. Аббревиатура PEST представляет собой сочетание первых букв четырех английских слов: Policy – политика, Economy – экономика, Society – социум (общество), Technology – технология. (см. в приложении Рис. 4) [14]

Политические факторы, используемые в PEST-анализе:

Политика играет важную роль в формировании бизнес-среды в регионе, государстве и на общемировом уровне. Один принятый закон может ограничить перспективы ведения того или иного бизнеса или наоборот подарить новые возможности для компании.

Поэтому всегда нужно мониторить следующие факторы:

  • общемировая политическая ситуация. Какие страны в хороших отношениях между собой, между какими намечаются разногласия, какие страны станут ареной военных действий или политических санкций;
  • внешняя политика страны, в которой расположена юрисдикция компании;
  • вхождение / выход страны в различные союзы и общества (здесь скрыто много возможностей для роста);
  • внутренняя политика на государственном уровне;

налоговая политика;

  • уровень влияния государства на отрасль, его отношение к отрасли;

отношение государства к иностранному капиталу, уровень влияния на инвестиционные процессы;

  • субсидирование государством конкретных регионов, законодательные послабления для регионов;
  • внутренняя политика на региональном и муниципальном уровне;
  • различные межгосударственные соглашения о раскрытии информации, об избежании двойного налогообложения и т.д. [15]

Экономические факторы:

При PEST-анализе экономических факторов необходимо рассматривать как краткосрочные, так и долгосрочные факторы экономики. Они тем более важны, когда компания выходит на новый географический рынок, в другую страну, в другой регион .

  • Ставка процента – важный фактор при выходе на рынок другой страны, компания вполне может воспользоваться условиями более выгодного фондирования в стране, куда планирует выходить или же наоборот предусмотреть необходимость финансирования от материнской компании.
  • Уровень инфляции – важнейший показатель, который оказывает существенное влияние на финансовую модель нового подразделения и компании в целом, разные уровни инфляции должны учитываться в планировании.
  • Доход населения, важный фактор – который определяет возможности для роста бизнеса в новом регионе работы компании. Экономические тренды в каждой стране или регионе свои, и то, что процветает в одном регионе зачастую не так же хорошо чувствует себя в соседнем. Тем более это важно при сравнении экономик стран.
  • Курс валюты и его динамика, как и уровень инфляции, влияет на финансовую модель нового бизнеса и его место в финансовой модели всего предприятия.
  • Предпочтения потребителей, особенности предпочтений, отношение потребителя к новинкам, импортным товарам.
  • Факторы сезонности в экономике. [16]

Социальные факторы:

Стоит заострить внимание и на факторах культурной и социальной обстановки на рынке. Рассматривая факторы PEST-анализа данной группы, следует сосредоточиться на 5 ключевых параметрах:

  • изменениях в демографическом состоянии:
  • уровне роста или убыли населения – движении, половозрастной структуре рынка, изменениях в расовых принадлежностях;
  • уровне образованности общества, квалификации, которую имеют кадры;
  • особенностях в менталитете, важных культурных ценностях;
  • изменениях в социальных слоях населения;
  • изменениях во вкусах и предпочтениях общества, устоявшихся предубеждениях и мифах. [17]

Технологические факторы:

Важно следить за динамикой технологических изменений, так как существует угроза потери рынка, если немного отстать от существующих тенденций. Анализ технологической составляющей макросреды позволяет своевременно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, а также вовремя отказаться от устаревших используемых технологий.

  • Защита интеллектуальной собственности;
  • Ознакомление с государственной политикой в области НТП;
  • Влияние разработок в других областях на продукцию и деятельность фирмы;
  • Изучение новых технологий, научных открытий, новых продуктов, новых патентов, которые появляются на рынке;
  • Усовершенствования необходимого технического оборудования и процессов производства, автоматизация и способы обработки информации. [18]

ПРиМ-анализ

Внутренняя среда организации представляет собой стратегический ресурс ее развития.

Как и любая система, организация допускает описание ее содержания с помощью различных языков (экономического, технического, управленческого, социологического, экологического и т.д.) и представление ее посредством различных подсистем- это обусловлено постановкой конкретной задачи. Поэтому анализ внутренней среды организации всегда индивидуален и неповторим. Но общее для всех организаций – полнота анализа и его многофакторность.

Иногда анализ проводится по функциональному принципу, когда объектом анализа выступаютфункциональные подразделения организации, но такой подход может не обеспечить требуемой полноты и целостности результата. Или проводится стратегический анализ по отдельным бизнесм или бизнес- процессам.

На наш взгляд, рационально проводить анализ внутренней среды организации по двум направлениям: анализ эффективности переработки основных видов ресурсов в организации и анализ уровня менеджмента в организации. (см. в приложении Рис 5, 6) [19]


Анализ внешней и внутренней среды организации является важным для разработки стратегии и сложным процессом, который требует внимательного мониторинга процессов, происходящих в среде, и оценивания факторов. В последствии определяются между ними сильные и слабые стороны организации, а также возможности и угрозы, которые имеются во внешней среде. Любая организация исследует среду, чтобы обеспечить дальнейшее свое существование: стремится к своим целям, вырабатывает стратегию для взаимодействия со внешней средой, и стремится к продвижению на рынке.

Глава 2

Анализ внешней и внутренней среды на примере компании «АВВ»

Характеристика компании

Для дальнейшего SWOT-анализа выбрана компании «АВВ».

ABB (произносится Asea Brown Boveri) — это швейцарско-шведская корпорация, специализирующаяся в области электротехники, энергетического машиностроения и информационных технологий.

Компания основана в 1988 году слиянием шведской компании ASEA и швейцарской Brown, Boveri & Cie. 130 лет опыта в развитии инноваций позволяют сегодня АBB лидировать в области цифровых технологий c четырьмя клиентоориентированными подразделениями – «Электрооборудование», «Промышленная автоматизация», «Электропривод» и «Робототехника и дискретная автоматизация» – объединенных общей цифровой платформой ABB Ability™.

Электрооборудование:

Бизнес-подразделение "Электрооборудование" предлагает широкий перечень продуктов, цифровых решений и сервиса - от электроустановочных приборов до комплексных подстанций, обеспечивающих безопасную, интеллектуальную и надежную электрификацию объектов. Предложения включают цифровые и подключенные инновационные технологии для низкого и среднего напряжения, зарядную инфраструктуру для электротранспорта, инверторы солнечных батарей, модульные подстанции, распределенную автоматизацию, защиту электроснабжения, электроустановочные приборы, КРУ, щиты и системы кабелей, датчики и контроллеры.

Промышленная автоматизация:

Подразделение бизнеса "Промышленная автоматизация" предлагает широкий перечень решений для автоматизации процессов в обрабатывающих и гибридных отраслях промышленности, включая специфическую для отрасли интегрированную автоматизацию, электрификацию и цифровые технологии, технологии управления, ПО и комплексные сервисы, а также решения по измерению и аналитике, морской промышленности и турбокомпрессорам.


Электропривод:

Бизнес-подразделение "Электропривод" обеспечивает заказчиков полной гаммой электродвигателей, генераторов, приводов и предложением по сервису, а также компонентами механических трансмиссий и решениями интегрированных цифровых приводных систем. "Электропривод" − №1 на глобальном рынке.

Робототехника и дискретная автоматизация:

Бизнес-подразделение ABB "Робототехника и дискретная автоматизация" предоставляет решения с высокой добавленной стоимостью в области робототехники, промышленных машин и автоматизации предприятий.

ABB ведет бизнес в более чем 100 странах при общем числе сотрудников, превышающем 147 000 человек. Рассмотрим один из филиалов этой компании в Германии городе Мангейм. [20]

Анализ внутренней среды компании методом SWOT

АBB входит в число ведущих фирм в своей отрасли, и ей необходимо сохранить эту позицию. Чтобы провести SWOT-анализ фирмы, необходимо провести интерактивный процесс, координируя действия всех отделов фирмы, таких как: финансы, маркетинг, операции, отдел кадров, логистика, стратегическое планирование, информационные системы управления и т. д..

Основная цель SWOT-анализа состоит в том, чтобы помочь в определении стратегий, которые компания может использовать для наращивания своих сильных сторон, устранения своих слабых сторон, максимально используя возможности и противодействуя угрозам.

В нашей работе мы постараемся с помощью SWOT-анализа определить внутренние слабые и сильные стороны компании, а также внешние возможности и угрозы, с которыми компания сталкивается в своей обширной деловой среде.

Как нам уже известно, к основным элементам внутренней среды организации относятся: миссия и цели организации, деловая стратегия, персонал, структура, ресурсы и технологии. Все эти элементы связаны между собой и если произойдет изменение одного из них, то это повлечет и изменение других.

Итак, рассмотрим сильные стороны ABB (STRENGTHS):

  1. ABB - это бренд, который существует на рынке в течение многих лет, и люди знают об этом. Это делает её узнаваемость бренда высокой. Продукция сохраняла качество на протяжении многих лет и по-прежнему ценится клиентами, которые считают, что цены выгодны, и приобретение продукта АВВ того стоит.
  2. Продукция: АВВ имеет большой портфель продуктов, где она предлагает продукты в широком диапазоне категорий. У компании имеется множество уникальных предложений продукта, которые не предоставлены конкурентами.
  3. Распространение продукции и охват рынка: имеет большое количество торговых точек, поддерживаемых сильной дистрибьюторской сетью, которая обеспечивает своевременную доступность продуктов для большого числа клиентов.
  4. Сообщество дилеров: имеет прочные отношения со своими дилерами, которые не только обеспечивают поставки, но и занимаются продвижением продуктов.
  5. Финансовое положение: АВВ имеет сильное финансовое положение с последовательной прибылью за последние 5 лет, а также с накопленными резервами прибыли, которые можно использовать для финансирования будущих капитальных затрат. Компания имеет большую базу активов, что обеспечивает ей лучшую платежеспособность.
  6. Структура затрат: низкая структура затрат помогает производить продукцию по низкой цене и продавать её по низкой цене, делая ее доступной для своих клиентов. АВВ имеет преимущество в стоимости обслуживания клиентов по сравнению с конкурентами.
  7. Рентабельность капитальных затрат: компания успешно получает положительную отдачу от капитальных затрат, которые она понесла в различных проектах в прошлом.
  8. Автоматизация: на различных этапах производства позволяет более эффективно использовать ресурсы и снизить затраты. Это также обеспечивает постоянство качества продукции и дает возможность наращивать и сокращать производство в соответствии со спросом на рынке.
  9. Квалифицированная рабочая сила: АВВ инвестирует значительные средства в обучение своих сотрудников, в результате чего в ней занято большое количество квалифицированных и мотивированных сотрудников.
  10. АВВ имеет диверсифицированную рабочую силу, с людьми из разных географических, расовых, культурных и образовательных кругов, которые помогают компании, предлагая разнообразные идеи и методологии ведения дел.
  11. Выход на новые рынки: инновационные команды позволяют компании предлагать новые продукты и выходить на новые рынки. В прошлом АВВ была успешной в большинстве инициатив, предпринятых на новых рынках.
  12. Социальные сети: компания активно работает в социальных сетях, имея более миллиона подписчиков на трех самых известных платформах социальных сетей: Facebook, Twitter и Instagram. Она имеет высокий уровень взаимодействия с клиентами на этих платформах с низким временем отклика клиентов.
  13. Веб-сайт: имеет хорошо функционирующий и интерактивный веб-сайт, который привлекает большое количество продаж; имеет хорошо отлаженную ИТ-систему, которая обеспечивает эффективность внутренних и внешних операций.
  14. Компания также владеет рядом прав интеллектуальной собственности, включая товарные знаки и патенты. Это позволяет ей быть эксклюзивным в отношении своих продуктов, и конкуренты не могут копировать или реконструировать их.
  15. Партнерские отношения: АВВ устанавливает стратегические партнерские отношения со своими поставщиками, дилерами, розничными продавцами и другими заинтересованными сторонами. Это позволяет использовать их в случае необходимости в будущем.