Файл: Формы государственного устройства..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Единой точки зрения на вопрос о структурных элементах государства не имеется, в прочем, как и на большинство вопросов во всем праве. Поэтому преобладающей считается то мнение, которое поддерживается большинством. В нашем случае в вопросе об элементах права это традиционная трехчленная структура. При этом в советский период развития права содержание формы государства отождествлялось с его формой правления, то есть только лишь с одним его элементом. Основанием подобного суждения являлось то, что в советское время была распространена идеология о том, что единственных основополагающим для формы государства элементом являлся вид политического уклада государства , при этом яростной критике подвергались основополагающие труды теории права таких известных правоведов как Бюрдо, Дюверже и Руффия[10]. Таким образом советские ученые-правоведы делали акцент на суверенитет государства, упуская из виду его внутренние основополагающие законы и принципы устройства. Так, согласно суждениям В. С. Петрова форма устройства государства есть его территориальное устройство государственной власти, характеризующееся видом взаимоотношений между органами власти и всем государственным аппаратом в целом[11].

Сегодня же, наоборот для права характерна и другая крайность - это преуменьшение значения определения элементов формы государства. Дело в том, что сегодня превалирует мнение, что элементы формы государства чересчур раздут и значение их преувеличено. Говоря об этом В.Е . Чиркин утверждает, что в правовых источниках придается уж слишком большое значение содержанию понятия «форма государства». При этом очень часто происходи путаница самого содержании этого понятия и в него вкладывают как вид государства, так и просто политический уклад государства . Именно по этой причине сегодня в праве стараются избегать чрезмерного употребления данного словосочетания и заменяют его синонимичными высказываниями тип «административно-территориальное деление» или «политический уклад жизни общества».

Достигая компромиссного решения в этом вопросе М.В. Корельский подразумевает под формой государства как территориальный орган, так и достижения в государстве общего баланса правления путем взаимодействия отдельных его компонентов. О.О. Миронова тоже поддерживает данное суждение о том, что форма государства, это прежде всего баланс его государственных органов и процесс достижения этого баланса с помощью установления вида политической системы и формы политического устройства[12].


А.Б. Венгеров также анализирует данный термин и указывает на то, что конфигурация государственного и административно-территориального устройства соединяет в себе методику объединения народонаселения на установленной территории, а также вид его взаимоотношения посредством различных территориальных и политических организаций с государством в целом, а также взаимоотношение главных и местных органов власти и управления, разделение полномочий между ними[13][14]Продолжая нить своего размышления далее В.Е. Чиркин также предлагает воспринимать государственное устройство страны как способ организации всех структурных его элементов для достижения оптимального его функционирования достижения политической уели и общего благосостояния его народа . Именно по этой причине не нужно бороться за терминологические названия, потому как сущность их одна - достижения наиболее благоприятных условий при осуществлении управления государством. При этом народы и политическая верхушка каждого конкретного государства сами для себя решают, какими способами и приемами для них будет наиболее благоприятно достигать поставленной цели.

Отталкиваясь от вышеописанных умозаключений, можно сделать вывод, что форма государства — это совокупность его структурных элементов, которые позволяют достичь благополучного развития этого государства.

Глава 2. Характеристика отдельных форм государственного устройства

2.1. Унитарное государство. Понятие и признаки

территориальный унитарный федеративный государство

Наиболее распространенной формой государственного устройства являются унитарные государства.

Унитарное государство – единое, централизованное государство, составные части которого не обладают суверенностью и представляют собой административно-территориальные образования. Они выделяются для удобства управления, а чаще складываются исторически. Центральная власть формирует местную власть и передает ей часть полномочий (это необходимо, т.к. все вопросы невозможно решать в центре, без учета местной специфики).


Унитарная форма государственного устройства произошла одновременно с государством. Все государства древнего мира и средних веков по форме государственного устройства являлись унитарными. Это Римская империя, Китай, Япония, средневековые европейские государства.

Развитие идей в эпоху просвещения привели к появлению иных форм государственного устройства – федераций и конфедераций союзов.

В наше время, как уже говорилось выше, унитарное государство существует в большинстве из более чем 200 стран мира.

Унитарная форма характерна чаще всего для следующих государств:

Расположенных на небольшой территорию. Это связано с тем, что небольшой территорией легче управлять с помощью обычных административных методов;

мононациональных, так как отсутствует необходимость осуществления права каждого народа на самоопределение и самостоятельное государственное строительство;

монархических, для которых данная форма является традиционной.

Примерами унитарных государств являются Италия, Япония и др. Кроме этого, унитарная форма характерна для субъектов федерации. Например, любая республика в составе Российской Федерации является государством с унитарной формой правления.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

единые для всей страны исполнительные, представительные и судебные органы власти;

наличие одной конституции, единой системы законодательства, одного гражданства (подданства);

наличие и руководство едиными вооруженными силами, с помощью центральных органов государственной власти.

административно-территориальные единицы унитарного государства (области, провинции, департаменты, округа) государственным суверенитетом не обладают;

осуществление межгосударственных отношений только центральными органами государства;

наличие национальных или законодательных автономий при проживании на территории государства небольших по численному составу национальностей;

В зависимости от степени и формы контроля центральной власти над местными органами управления унитарные государства можно разделить на централизованные и децентрализованные.

Профессор Людмила Александровна Морозова называет симметричные и асимметричные унитарные государства. К первым из них (симметричным) ученый относит те, административно-территориальные единицы которых имеют равное положение по отношению к государству в целом. Ко вторым (асимметричным) – те, на территории которых есть регионы, обладающие национальными, культурными, историческими особенностями, которые являются политической или административной автономией. Л.А. Морозова выделяет также централизованные и децентрализованные унитарные государства.


К унитарным государствам могут быть отнесены – Великобритания, Голландия, Дания, Венгрия, Китай, Монголия, Япония и др. По сведениям проф. Виталия Васильевича Оксамытного, в настоящее время существует примерно 170 государств с унитарной формой территориального устройства. При этом ученый отмечает, что такие государства могут либо вообще не иметь территориального деления (Бахрейн, Ватикан, Сингапур), либо разграничиваться на полностью зависимые от центра административно-территориальные единицы (Кипр, Латвия – 26 районов, Польша – 49 воеводств и 2468 гмин, Уругвай – 19 департаментов), либо в них могут быть созданы территориальные автономии (Великобритания, Испания, Италия, Португалия).

В современном мире насчитывается значительное число стран (унитарных государств), которые имеют в своем составе автономные образования. «Последние следует понимать как самоуправляющиеся территориальные единицы в рамках унитарного государства, пользующиеся определенной самостоятельностью, степень которой регулируется конституцией страны и общегосударственными законами». Проф. Виталий Васильевич Оксамытный полагает, что «страны, имеющие в своем составе те или иные формы автономии, относятся к сложным унитарным государствам, а некоторые из них получили названия регионалистских либо унитарных стран с элементами федерации, полуфедераций.

К странам, в которых просматривается так называемая сложная унитарная форма территориального устройства, могут быть отнесены государства:

1) в которых административно-территориальные единицы наделены правом самоуправления по решению вопросов местного значения.

Такие единицы территории унитарного государства, как правило, являются островными либо полуостровными частям страны. Примерами могут служить:

а) Дания – Королевство Дания. Государство, расположенное на северо-западе Европы и занимающее большую часть полуострова Ютландия и группу близлежащих островов. Столица – Копенгаген. В состав страны входят 14 административных единиц – амтов – областей. Во главе каждого амта стоит амтманн, назначаемый королем, и действуют выборные советы. В состав Дании также входят Фарерские острова, пользующиеся внутренней автономией на основе Закона о самоуправлении от 23 марта 1948 г., и самый большой в мире остров Гренландия, расположенный в Северном Ледовитом и Атлантическом океанах, объявленный «самоуправляющейся территорией в составе Датского королевства» на основе Конституции Дании 1953 г. и Закона о расширении внутренней автономии Гренландии от 17 ноября 1978 г., одобренном на референдуме в Гренландии 17 января 1979 г.;


б) Португалия – государство, расположенное на юго-западе Европы, в западной части Пиренейского полуострова. Столица – Лиссабон. В административном отношении страна делится на области, в каждой из которых действуют выборные ассамблеи, исполнительные органы – жунты, консультативные органы – советы. В состав страны также входят Азорские острова и остров Мадейра, которые в соответствии со ст. 6 Конституции Португальской Республики являются автономными областями, имеющими политико-административные статусы и собственные правительственные органы;

в) Финляндия – государство, расположенное в Северной Европе. Столица – Хельсинки. Страна разделена на 12 губерний – ляни, которые в свою очередь подразделяются на уезды. Конституции нет, но действуют 4 органических закона – «Форма правления Финляндии» 1919 г., «Акт об Эдускунте» 1928 г., «Акт о праве парламента контролировать законность деятельности Государственного совета и канцлера юстиции» 1922 г., «Акт о государственном суде» 1922 г. В этом государстве Аландские острова – губерния Ахвенанма, обладает частичной автономией, население наделено правом на самоуправление, избирает собственный однопалатный парламент – Ландстинг – 30 депутатов;

2) в которых есть национально-территориальные автономии (Каракалпакия в Узбекистане, Нахичевань в Азербайджане, Абхазия и Аджария в Грузии, Гагаузия в Молдавии), имеющие исторические, этнические, религиозные, национально-культурные особенности. К таким государствам могут быть отнесены:

а) Великобритания – Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии. Государство в Западной Европе, расположенное на Британских островах.

Столица – Лондон. В состав страны входят: 4 историко-географических области – Англия – 39 графств, 6 метрополитенских графств и особая административная единица – большой Лондон; Уэльс – 8 графств; Северная Ирландия – 26 округов; Шотландия – 9 районов – областей, а также остров Мэн и Нормандские острова, которые являются самостоятельными административными единицами. В каждом графстве, округе, области действуют выборные советы. На взгляд проф. Виталия Васильевича Оксамытного, в Великобритании в настоящее время происходит процесс ее федерализации. Этот вывод ученый аргументирует тем, что в сентябре 1997 г. в результате проведенных референдумов жители Шотландии и Уэльса высказались за создание в своих регионах парламентов, пользующихся законодательными правами. В мае 1999 г. прошли выборы в парламенты Шотландии и Уэльса, и по их итогам сформированы правительства этих фактических автономий. В июне 1998 г. прошли выборы в законодательный орган Северной Ирландии, который получил широкие полномочия в решении местных вопросов этой части Соединенного Королевства;