Файл: Формы государственного устройства..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формы межгосударственного устройства – это объединения государств на основе их взаимных политических, экономических, социальных, военных и иных интересов. Наряду с данным термином в правовой литературе используется также и термин «межгосударственное объединение», под которым, например Владимир Александрович Четвернин, понимает союз государств, в рамках которого существуют общие государственные или надгосударственные органы, но объединяющиеся государства сохраняют свой суверенитет. В этом контексте автор различает следующие формы межгосударственного объединения:

личную и реальную унии (лат. единство, объединение, союз государств под властью одного монарха, на основе договора)

протекторат (лат., покровитель, форма зависимости, главным образом колониальной, устанавливаемой в результате неравноправного договора) и ассоциированные государства, конфедерация, содружество.

Личная уния – это простейшая форма межгосударственного объединения, возникающая как следствие монархической формы правления. Она возникает тогда, когда монарх приобретает права на корону другого государства либо в порядке престолонаследия, либо вследствие передачи этого права монарху другого государства. Реальная уния означает правовой союз государств на основе создания общего института главы государства – монарха и других общих органов государственной власти. Протекторат означает такой правовой союз между государствами, при котором одно государство оказывает внешнеполитическое и военное покровительство другому, фактически зависимому от него государству. Таким образом, можно предположить, что конфедерация является одной из форм межгосударственного объединения.

Конфедерация – это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения общих интересов.

При данном устройстве государства члены конфедерации сохраняют свои суверенные права во внутренних, и внешних делах.

Признаки конфедерации:

отсутствие у субъектов общих законодательных, исполнительных и судебных органов;

отсутствие общей армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;

граждане стран, участниц конфедерации сохраняют гражданство своих государств;

государства могут временно ввести единую денежную систему, единые таможенные правила, принять межгосударственную кредитную политику.

Проф. Михаил Николаевич Марченко также считает, что конфедерация есть одна из важнейших форм государственного устройства. Ученый полагает, что «конфедерацию можно весьма условно, с учетом принципов ее организации и перспектив ее развития, относить к формам государственного устройства, впрочем, как и к «чисто» классическим международным организациям.


Однако проф. Людмила Александровна Морозова пишет, что «в учебниках конфедерация рассматривается как форма государственного устройства, что вряд ли правильно, поскольку все входящие в конфедерацию государства сохраняют свой суверенитет и нового государства не образуют. Л.А. Морозова также полагает, что на современном этапе конфедеративных объединений в «чистом» виде не существует».

Между тем проф. Валерий Николаевич Протасов отмечает, что по данному вопросу существует две точки зрения. Согласно одной из них «при всей своей неустойчивости конфедерация является все-таки формой государственного устройства, а не формой международно-правового союза. Согласно другой – конфедерация не является формой государственного устройства, а представляет собой международно-правовое объединение, союз суверенных государств. Споры на этот счет, – пишет В.Н. Протасов, – ведутся уже долгое время, и студентам в этом вопросе следует определиться самим».

Успешное функционирование и развитие конфедеративных образований, во многом, напрямую зависит от той компетенции (совокупности полномочий в отношении определенных предметов ведения), которой ее наделяют входящие в состав конфедерации государства-члены. Как представляется, это ключевой вопрос конфедеративного устройства, так как в зависимости от того, как он разрешен, определяется баланс власти в территориальном аспекте.

ГЛАВА 3. РОССИЯ КАК УНИКАЛЬНОЕ ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО

3.1. Формирование и развитие федерализма в России

Российское государство сегодня — это уникальный пример для подробного анализа федеративного устройства государства, не имеющего аналогов по всему миру.

В своем формировании российский федерализм миновал три ключевых этапа:

  1. образование федеративной базы в социалистический период (1918 - 1936 гг.)
  2. закрепление фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937 - 1985 гг.)
  3. тотальное изменение всего государственного устройства перед принятием Конституции 1993 г.

Федерализм был присущ исконно для российского государства. В царский период он проявлялся в виде наличия земель, губерний и уездов. Даже после революции 1917 года новые органы государственного управления не смогли избежать федерального устройства России, поэтому РСФСР была образована именно как федеративное государство с учетом самобытности народов, которые образуют государство РСФСР[15]. Утвержденная в июле 1918 года первая Конституция нового государства также отразила ее федеративное устройство и позицию системы государственного целостности РСФСР. Первоначально в РСФСР господствовала автономная форма самоуправления в виде республики, позднее были учреждены коммуны и автономные области. Высшей формой организации позднее стала автономная республика, которая была автономна в принятии своих законов и осуществления своих интересов. При этом автономные рабочие коммуны и автономные области не имели атрибутов государственности в отличие от республик.


Вхождение РСФСР в состав СССР ознаменовал собой этап окончания становления самой Российской Федерации. В 1923 г. Воплощаются в жизнь самые широкомасштабные реформации форм автономии: упраздняются автономные рабочие коммуны, которые реформируются в автономные республики, появляется новая форма автономии - национальный округ (первым образован Коми-Пермяцкий) .

В Конституции РСФСР 1925 г. проблемам автономии была посвящена целая глава, где были определены две формы автономии - автономная республика и автономная область и расписаны соответствующие их полномочия.

Принятая 21 января 1937 г. Конституция РСФСР огласила наличие в составе России семнадцать автономных республик и шесть автономных областей, во всех автономных республиках были приняты собственные конституции.

Формирование федеративного устройства в период с 1937г. до утверждения Конституции РСФСР 1978 г. имело сложный и разноплановый характер: в период Великой Отечественной войны образовалась организация по упразднению автономных формирований, заселенных представителями следующих национальностей: балкарцев, ингушей, крымских татар, поволжских немцев, чеченцев и других. После XX съезда КПСС снова начала возрождаться государственность репрессированных народов, их права [16][17][18][19] восстанавливались; в связи с добавлением новых территорий в состав РСФСР вливались новые автономные образования.

Конституцией РСФСР 1978 г. декларировала, что в составе РСФСР наличествовало 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 автономных округов.

Значительным шагом в формировании РСФСР явилось принятие 12 июня 1990г. первым Съездом народных депутатов РСФСР Декларации «О государственном суверенитете РФСР» [20][21].

Распад СССР спровоцировал формирование сепаратистских идей в национально-государственных формированиях, входящих в состав Российской Федерации. На IV Съезде народных депутатов России была подтверждена важность поднятия юридического статуса во всех автономных республиках, упразднив из их названия слово «автономия», результатом чего явилось утверждение нового официального наименования этих республик - «республики в составе РСФСР» .

«Конституция - это самый важный для государства закон. Это особый нормативный правовой акт, который имеет высшую юридическую силу. Конституция определяет основы политической, правовой и экономической систем государства»[22][23]. Конституция принимается путем всеобщего равного референдума или учредительным собранием.


«В праве различают юридическое и фактическое понятие конституции. Юридическая конституция - системы правовых норм, которые регулируют определённый круг общественных отношений. Фактическую конституцию

составляют реально существующие отношения» .

По форме конституции бывают двух групп учреждения: Писаные и неписаные. Писаные конституции - единый нормативно-правовой акт или

совокупность конституционных законов. Писаные конституции в свою очередь делятся на кодифицированные и некодифицированные. Кодифицированные - состоят из одного нормативного правового акта - конституции. Некодифицированные - совокупность законов и других нормативно-правовых актов, имеющие нигде не закрепленное название «конституция».

Неписаные конституции - конституции, состоящие из норм конституционного характера, которые содержатся в конституционных обычаях и других актах.

«Конституцию может составлять и принимать учредительное собрание (например, Конституция Франции, конституция Италии 1947 года), регулярным парламентом (например, Конституция Дании, конституция РСФСР 1978 года), съездом советов депутатов (Конституция РСФСР 1917 года), временным парламентом (например, Конституция ФРГ и ГДР 1949 года), народом (например, Конституция России 1993 года), главой государства (Конституция Германии 1871 года)» .

Конституция в отличие от других нормативно-правовых актов обладает высшей юридической силой, которая действует на территории всего государства, а также является базой для всего законодательства. Конституция закрепляет в себе форму государственного устройства, форму правления, политический режим и систему высших органов власти.

Конституция включает в себя различные права и обязанности. К ним можно причислить следующие: право личной неприкосновенности, тайна частной переписки; свобода труда и передвижения; свобода совести; свобода слова и печати; гражданское равенство; свобода собраний и союзов; право подавать петиции; право граждан принимать участие в народном и местном областном представительстве; в контроле за деятельностью властей, в политической и общественной деятельности страны. [24]

Конституция отличается от других нормативно правовых актов порядком ее принятия. Принятие конституции происходит с соблюдением принципа гласности и при поддержании высокого общественного интереса. Вопрос о принятии конституции выносится на всегосударсвтенный референдум. Закон о порядке внесения изменений и дополнений в конституцию принимается парламентом.


Таким образом, можно сделать вывод, что конституция - нормативно­правовой акт, обладающий высшей юридической силой, которая распространяется на всю территорию государства.

Конституция является факультативным признаком, потому что она не обязательна для государства. Были в истории страны, которые существовали без конституции. Например, когда СССР распался в 1991 году, Украина стала существовать как отдельное государство, а конституция у неё появилась только в 1996 году .

Государственные символы - это закрепленные в конституции внешние знаки государства, которые выражают принципы государственной власти и государственный суверенитет.

Государственные символы также являются факультативными признаками государства, а значит, не является обязательным. В государственные символы входит государственный гимн, герб, флаг и столица государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что государственные символы, ровно, как и конституционные признаки не являются наиболее важными признаками государства. В подтверждение тому можно привести следующий пример: Государственный герб Украины отсутствует и это никак не мешает ей существовать как государство.

По форме государственного устройства Россия - федерация договорно­конституционная, ассиметричная, созданная по национальному (республики) [25] и территориальному (края и области) качеству. РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов - равноправных субъектов РФ. Республика (государство) имеет свою собственную конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют собственный устав и законодательство. Федеративное устройство РФ сформировано на ее государственной неделимости, единстве системы государственной власти, размежевании предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равенстве и самоопределении народов в Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными организациями государственной власти все субъекты РФ между собой равны. В статье 65 главы 3 «Федеративное устройство» Конституция РФ[26] определила, что в составе РФ находятся 85 субъектов, учитывая недавнее присоединения Крыма и Севастополя[27].

Конституция 1993 г. продолжила процесс улучшения федеративных взаимоотношений. Она фиксирует утверждение, которое дозволяет одолеть крайние подходы к государственному устройству, каковые культивируются некоторыми политическими силами: сепаратизм республик, то есть их выход из состава РФ, с одной стороны, и возвращение к унитарной структуре регионов - с другой.