Файл: Формы государственного устройства..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

б) Испания – государство на юго-западе Европы, занимает примерно 85% территории Пиренейского полуострова, а также Балеарские и Питиузские острова в Средиземном море, Канарские в Атлантическом океане. Столица – Мадрид. Территориальное устройство Испании включает муниципии, провинции и учреждаемые автономные Сообщества.

Все эти внутригосударственные территориальные образования пользуются автономией при ведении своих дел, что предусмотрено ст. 137 Конституции Испании. В административно-территориальном отношении Испания разделена на 52 провинции, объединенные в 17 автономных областей, которые в значительной степени самостоятельно решают вопросы развития. Каждая область имеет свой парламент (ассамблею), который принимает законы, а также формирует правительство.

В Испании национально-территориальные автономии имеют статус самостоятельных единиц в силу сложившихся исторических традиций национальных меньшинств (Страна Басков, Каталония, Галисия, Андалусия и еще 13 регионов);

в) Италия – государство, расположенное на юге Европы в бассейне Средиземного моря, занимает Апеннинский полуостров, острова Сицилия, Сардиния. Столица – Рим. В пределах территории Италии находятся два государства – Ватикан и Сан-Марино (государство в северо-восточной части Апеннинского полуострова, делится на 9 округов. Республика. Конституция принята в 1600 г. с изменениями 1906 г.). Территория Италии разграничена на 20 областей, пять из которых – Трентино-Альто Адидже, Валле деАоста, Фриули-Венеция Джулия, Сицилия и Сардиния – обладают специальным статусом, самой широкой автономией.

В областях действуют выборные органы власти – советы, осуществляющие законодательные, распорядительные и иные функции.

Советы образуют исполнительные органы – джунты. Деятельность советов координируется назначаемыми центральным правительством комиссарами.

Испанию и Италию проф. Ирина Анатольевна Конюхова (Умнова) относит к полуфедерациям или квазифедерациям, поскольку в этих государствах, на взгляд автора, происходят процессы децентрализации и регионализации государственной власти.

Проводя итог вышесказанному, можно заключить что унитарное государство – это единое государственное образование. Государство при этом делиться лишь на административно-территориальные части Для такого государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой судебной системы и конституции. Унитаризм вызвался потребностями единого рынка, удобствами осуществления государственной администрации и не ставился в связь национально-этнической или расовой структурой населения. Подавляющее большинство современных унитарных государств - государства мононациональные.


2.2. Федерация. Понятие и признаки

Федеративное устройство – способ территориальной организации федеративного государства, определяющийся характером взаимоотношений субъектов федерации с федеральными органами власти, а также между собой. В отличие от административно-территориального устройства (деления), присущего унитарным государствам, федеративное устройство имеет в своей основе гораздо более усложнённые взаимоотношения, и связано это в первую очередь со сложным механизмом взаимодействия различных частей федерации. Единицами территориального деления являются субъекты федерации, наименования которых могут быть различным: штаты, республики, края, земли, области и иные.

В разных странах федеративное устройство имеет особенности, которые являются следствием исторических условий образования конкретной федерации и зависят от национального состава страны, от своеобразия народов, входящих в государство.

Федеративное государство характеризуется:

1) двухуровневой системой органов публичной власти – федеральные и субъектов федерации (региональные) представительные (законодательные), исполнительные и судебные органы государственной власти;

2) двухуровневой иерархической и отраслевой системой нормативных правовых актов – федеральных и субъектов федерации;

3) двойной финансовой и налоговой системой – федеральной и субъектов федерации;

4) разграничением компетенции (полномочий и предметов ведения) между федерацией и ее субъектами, закрепленной либо в конституции, либо в федеративном договоре;

5) двухпалатным строением парламента, при котором одна из палат (как правило, верхняя) представляет интересы субъектов федерации.

Проф. Людмила Александровна Морозова пишет, что «существуют две концепции теоретического обоснования федерализма как формы организации управления страной: дуалистический и кооперативный федерализм. Концепция дуалистического федерализма базируется на принципе жесткого разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами.

Каждый из них имеет строго фиксированную компетенцию и не вмешивается в дела другого, т.е. самостоятельно реализует свой статус. Кооперативный федерализм основан на принципе взаимного дополнения и взаимовыгодного сотрудничества федерации и субъектов, солидарной ответственности в сфере совместного ведения». Л.А. Морозова называет также национальную и территориальную, симметричные и асимметричные федерации.


Проф. Валерий Николаевич Протасов полагает, что федерации могут быть административно-территориальными (образованными на основе территориального принципа) и национально-государственными (образованными по национальному принципу). Административная федерация (например, США, ФРГ), на взгляд В.Н. Протасова, является достаточно эффективным способом децентрализации, «дробления» власти и на этой основе – демократизации общества. Ученый выделяет также:

1) симметричную федерацию (члены федерации имеют одинаковый правовой статус) и асимметричную, для которой характерно неравенство правового положения субъектов;

2) договорную (в основу федерации положен договор ее субъектов) и конституционную (правовым основанием федерации является закрепление факта ее образования в Основном Законе страны.

Проф. Валерий Васильевич Лазарев в зависимости от принципа образования выделяет национально-государственные (Бельгия, Эфиопия, СССР) и административно-территориальные (Австралия, Австрия, Бразилия, Германия, США) федерации, в зависимости от статуса субъектов федерации различает симметричные (СССР) и асимметричные (Россия) федерации, в зависимости от вариантов взаимоотношения между центральной федеральной властью и органами субъектов федерации определяет относительно централизованные и относительно децентрализованные федерации.

Проф. Сергей Александрович Комаров относит к видам федеративного устройства государств автономную и союзную (договорную) федерации. По мнению проф. Александра Федоровича Черданцева, федерации могут быть конституционными и договорными или конституционно-договорными, а также симметричными и асимметричными. Проф. Виталий Васильевич Оксамытный называет федерации, сформированные по национальному либо территориально-национальному признаку.

Проф. Ирина Анатольевна Конюхова (Умнова) классифицирует федерации по следующим основаниям:

1) в зависимости от способа образования федеративного государства федерации бывают союзными и децентрализованными.

Первые – союзные образуются на основе объединения независимых государств в результате договора, соглашения – США, СССР, СФРЮ, ОАЭ, Объединенная Республика Танзания. Вторые – децентрализованные создаются либо путем преобразования унитарного государства в федеративное на основе правового акта – Индия, Канада, Пакистан, либо на основе договора с составными частями государства о децентрализации власти на принципах федерализма, положения которого инкорпорируются в федеральную конституцию – РФ;


2) по количеству уровней федеративных отношений федерации бывают двухуровневыми и трехуровневыми. Первые – двухуровневые – в федеративных отношениях имеют две стороны – федерацию и ее субъектов. Вторые – трехуровневые – помимо двух названных еще и третью сторону – территории местного самоуправления;

3) в зависимости от способа разделения государственной власти по вертикали федерации бывают делегированными (когда полномочия центральной власти определяются государствами, образующими союз) и децентрализованными (когда центр передает определенный объем государственной власти территориям с учетом их интересов);

4) с точки зрения характера отношений, определяемого наличием или отсутствием элементов соподчиненности, а также уровня централизации в системе разделения государственной власти выделяются три вида федерализма – централизованный, нецентрализованный и смешанный;

5) в зависимости от характера и степени взаимоотношений и взаимозависимости субъектов федеративных отношений в системе разделения государственной власти выделяются два типа федерализма – дуалистический и кооперативный;

6) в зависимости от статуса субъекта федерации – симметричные (абсолютных не существует, но тенденция в этом направлении наблюдается у США), асимметричные (ограниченная асимметрия, выражается в различиях в правосубъектности однородных по природе и соответственно одинаковых по названию субъектов федерации, Индия и абсолютная асимметрия, наличие разных по природе субъектов федерации, у которых неравный объем прав и обязанностей – Танзания) и симметричные с элементами асимметрии (таких федераций большинство, субъекты федерации однородны по природе и статусу, но конституция допускает из общего правила исключения, которые касаются отдельных элементов статуса субъекта федерации – это Австрия, Германия, Бразилия, США, Швейцария).

По сведениям проф. Марченко Михаила Николаевича девятая часть государств мира – 21 государство – являются федерациями, в них проживают около трети населения Земли. Проф. Виталий Васильевич Оксамытный полагает, что в настоящее время в мире насчитывается 25 государств с федеративным устройством. Проф. Рашид Тазитдинович Мухаев считает, что в настоящее время в мире насчитывается 24 федеративных государства, их население превышает 1 млрд. человек. Проф. Людмила Александровна Морозова не определяет точное количество федераций, существующих в настоящее время, и отмечает, что всего в мире более 20 федеративных государств.


Существующие ныне федерации различаются и по количеству в их составе субъектов федерации.

Так, в Австралии 8 субъектов федерации – 6 штатов (Новый Южный Уэльс, Виктория, Квинсленд, Южная Австралия, Западная Австралия, Тасмания) и 2 территории (Северная и Австралийская столичная). В каждом субъекте федерации (штате) есть губернатор, назначаемый английской королевой, парламент, правительство и судебные органы.

Австрия включает 9 субъектов федерации (земель): Нижняя Австрия, Верхняя Австрия, Бургенланд, Штирия, Каринтия, Тироль, Форарльберг, Зальцбург, Вена. Каждый субъект федерации имеет свою конституцию, парламент (ландтаг – нем., ланд – земля, таг – собрание), правительство.

В состав Бельгии входит 10 провинций, которыми управляют губернаторы, назначаемые королем, а также провинциальные советы (выборные органы) и постоянные депутации (исполнительные органы). На территории Бельгии существует 5 или 6 субъектов федерации:

б) три региона – Фландрия, Валлония и Брюссель, осуществляют территориально-экономическую автономию. Законодательные органы сообществ – советы, исполнительные – правительства.

ФРГ включает в себя 16 субъектов федерации (земель): Баден-Вюртемберг, Бавария, Берлин, Бранденбург, Бремен, Гамбург, Гессен, Мекленбург-Передняя Померания, Нижняя Саксония, Северная Рейн-Вестфалия, Рейнланд-Пфальц, Саар, Саксония, Саксония-Анхальт, Шлезвиг-Гольштейн и Тюрингия. Каждая земля имеет собственную конституцию, выборный законодательный орган – однопалатный парламент (ландтаг – нем., ланд – земля, страна; таг – собрание), в Баварии – двухпалатный, а также правительство.

Таким образом, федерация как форма государственного устройства-это единое государство, объединяющее в своем составе либо состоящее из выделяемых в пределах ее территории самостоятельных государственных образований, обладающих властью ив отношении тех вопросов, которых не относиться к компетенции федеральной власти. Значит федерация – это уже не союз разрозненных государств, каковым является конфедерация, а единое государство, которое может быть союзным, если в его основе лежит союзный договор, либо не обладать качеством союзного государства. Но в любом случае она является государством, существующим сверх и на ряду с теми государствами, которые входят в ее состав.

2.3. Формы межгосударственного устройства