Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы управления человеческими ресурсами на предприятии
1.1 Сущность и значение человеческих ресурсов и трудового потенциала предприятия
1.2 Элементы и методы управления человеческими ресурсами
1.3 Значение управления человеческими ресурсами в организационном развитии
2 Анализ и оценка системы управления человеческими ресурсами на примере ТОО «Сартан»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ существующей системы управления человеческими ресурсами
2.3 Оценка существующей системы управления человеческими ресурсами
3 Пути совершенствования системы управления человеческими ресурсами на примере ТОО «Сартан»
3.1 Проблемы организации системы управления человеческими ресурсами предприятия
3.2 Направления совершенствования системы управления человеческими ресурсами предприятия
Принцип |
|
Экономичность |
Подразумевает более эффективную и экономичную систему управления человеческими ресурсами, уменьшение доли расходов на систему управления в общих издержках на единицу выпускаемой продукции, рост эффективности производства |
Прогрессивность |
Значит соответствие системы управления человеческими ресурсами передовому западному и казахстанскому опыту |
Перспективность |
При формировании системы управления человеческими ресурсами необходимо учесть перспективы развития организации |
Оптимальность |
Поиск оптимального варианта рекомендаций по формированию системы управления человеческими ресурсами |
Научность |
Создание мер по формированию системы управления человеческими ресурсами |
Оперативность |
Своевременное принятие решений в сфере управления человеческими ресурсами |
Все принципы управления человеческими ресурсами осуществляются во взаимодействии. Их сочетание зависимо от определенных условий функционирования системы управления человеческими ресурсами организации [6, с.14].
1.3 Значение управления человеческими ресурсами в организационном развитии
Определенные авторы применяют термины «управление человеческими ресурсами» и «управление персоналом» как синонимы, иная группа авторов полагает, что понятие «управление человеческими ресурсами» концентрирует внимание на стратегических аспектах принятия кадровых решений, а термин «управление персоналом» в наибольшей степени может характеризовать каждодневную оперативную деятельность с работниками предприятия[11] (см. Табл. 2).
Таблица 2
Соотношение терминов «управление человеческими ресурсами» и «управление персоналом»
Область деятельности |
Цель деятельности |
Основные функции |
Кому необходимо докладывать об осуществлении |
Управление человеческими ресурсами (стратегический аспект) |
Решение глобальных, долгосрочных, непосредственно новых задач |
1) Планирование человеческих ресурсов 2) Совершенствование индивидуальных способностей, возможностей и повышение квалификации 3)Планирование расходов на работников |
Директору |
Управление персоналом (оперативная деятельность) |
Решение каждодневных проблем, которые будут требовать административного вмешательства |
1) Подбор и ротация сотрудников 2) Управление трудовой мотивацией 3) Устранение конфликтных ситуаций 4) Организация оценки персонала 5) Организация оплаты труда |
Заместителю директора |
Управление человеческими ресурсами может исследоваться с различных позиций:
- как система создания и осуществления взаимодействующих, подробно продуманных решений по поводу регламентирования отношений труда и занятости на уровне организации [8, с.3].;
- как направление управленческой деятельности, в которой человеческие ресурсы предприятия исследуется как: 1 из важных ресурсов ее успешного функционирования и развития, показатель ее эффективности и роста, средство достижения стратегических целей [15, с.95].
В начале двадцать первого века в сфере теории управления человеческими ресурсами были выделены и развиты 3 главных подхода - экономический, органический (организационный), гуманистический [7, с.9].
В пределах экономического подхода главная роль отведена технической подготовке сотрудников в организации (которая направлена на овладение трудовыми приемами), а не управленческой. Организация исследуется как большой механизм, все части которого взаимосвязаны друг с другом [4, с.12].
Данная организация построена на таких принципах, как:
- обеспечение единства руководства — подчиненные будут получать указания лишь от одного руководителя;[12]
- строгое соблюдение управленческой вертикали - иерархическая цепь управления применяется как канал для коммуникации и принятия решений;
- четкое разграничение штабной и линейной структур организации — отвечая за содержание деятельности, штабной персонал ни при каких обстоятельствах не может реализовывать властные полномочия, которыми наделяются линейные руководители [11, с.84];
- подчинение индивидуальных интересов общей деятельности посредством твердости, личного примера, честных соглашений и непрерывного контроля [5, с.99].;
- обеспечение равенства на всех уровнях организации, которое основано на доброжелательности и справедливости, а также на заслуженном вознаграждении, которое повышает моральное состояние, но не ведет к чрезмерной оплате либо мотивации.[13]
В пределах организационного подхода был сформирован новый взгляд на работников организации, которых признали не трудовым ресурсом, а человеческим [10, с.57].
Человеческие ресурсы включают комплекс социокультурных и социопсихологических характеристик, и их отличие от трудовых ресурсов заключено в следующем:
- люди наделены интеллектом, а значит их реакция на внешнее влияние (управление) эмоционально-осмысленная, а не механическая; процесс взаимодействия между субъектом управления и сотрудниками считается двусторонним [9, с.77];
- наделенные интеллектом, сотрудники являются способными к непрерывному совершенствованию и развитию, что считается важнейшим и долговременным источником роста эффективности любого предприятия.[14]
Поэтому субъект управления должен предоставить все необходимое для осуществления данных целей, обеспечить условия для воплощения мотивационных установок к трудовой деятельности.[2, с.118].
Гуманистическая парадигма (подход), которая развита в современное время, опирается на представлении об организации как о культурном феномене и концентрируется на непосредственно человеческой стороне организации:
- насколько сотрудники интегрируются в действующую систему ценностей организации (в какой мере они безукоризненно могут принимать ее как свою собственную);
- насколько они являются чувствительными, гибкими и готовыми к изменениям в ценностной области в результате перемен в условиях жизни и деятельности [10, с.17].
Этот подход имеет позитивное значение в понимании организационной реальности, так как:
- представление об организации как культурном феномене дает возможность понимать, каким способом, посредством каких символов и смыслов в организационной среде реализуется совместная деятельность людей. Если экономический и организационный подходы могут подчеркивать структурную сторону организации, то гуманистический отражает, как создавать организационную действительность и воздействовать на нее с помощью языка, нормативов, традиций и т.п. [3, с.47];
- появляется осознание того, что эффективное организационное развитие представляет собой изменение не только структур, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основании совместной деятельности людей [1, с.10];
- продвижение и карьера - во многих предприятиях четко не устанавливаются формализованные принципы и политика заполнения освобожденных должностей.[15] Планирование карьеры не проводится. Успешность зачастую зависима от умения устанавливать доверительные отношения с руководителем и добиваться его личной поддержки;[16]
- проектирование работ и регулирование труда – присутствует наличие огромного числа правил, нормативов и предписаний, хотя как сотрудники зачастую выполняют деятельность на основании неписаных правил, которые стихийно складываются на любом предприятии, поэтому значительна роль сложенной в организации корпоративной культуры [6, с.33];
- оценка деятельности работников и стимулирование - оценка и стимулирование в большинстве случаев случаях построены на итогах деятельности трудового коллектива, поскольку в течение длительного периода времени преобладали уравнительные тенденции в оплате труда;
- мотивация - ощущение гарантий занятости, стабильности, принадлежности к трудовому коллективу высоко оценены. Часто они даже могут взять верх над желанием рисковать в поиске наиболее высокого заработка [4, с.19];
- взаимодействие – большинство людей желают работать в команде. Развито чувство взаимопомощи и сотрудничества, но процессы эффективного взаимодействия являются не отработанными, обмен сведениями организуется неудовлетворительно.[17]
Таким образом, анализируя первую главу курсовой работы, можно сделать следующий вывод.
Управление человеческими ресурсами - это управление работниками предприятия, либо человеческими ресурсами. Предприятие является ответственным за привлечение, отбор, обучение, оценку и деятельность работников, а также наблюдение за управлением бизнесом и жизнью, обеспечение гарантий соотношения правил приема на работу и внутреннего трудового распорядка [1, с.8].
Управление человеческими ресурсами является сложнейшей системой, которая включает в себя взаимодействующие и взаимозависимые подсистемы формирования, использования и развития человеческих ресурсов.[18]
Для роста эффективности использования человеческих ресурсов, особенно в крупнейших организациях, формируется отдел кадров, который осуществляет разработку образующихся потребностей в сотрудниках, их набором и отбором [10, с.50].
Субъект управления человеческими ресурсами - это тот, от кого зависимо качество определения управленческих решений, и, разумеется, следующий итог работы сотрудника, подразделения и всей организации, в общем.[19]
Объект (управляемый элемент, то есть, это то, что исследуется) - это главные элементы системы управления человеческими ресурсами: подбор, расстановка, ротация, оценка, стимулирование и т.п.[20]
Методы управления человеческими ресурсами организации подразделены на 3 группы: административные (формирование структуры управления человеческими ресурсами; подбор и отбор работников, правовое регламентирование и т.д.); экономические (материальное стимулирование и утверждение материальных дотаций; утверждение экономических норм и нормативов, участие в прибылях и капитале и т.д.); социально-психологические (социально-психологический анализ сотрудников трудового коллектива; моральное стимулирование работников, удовлетворение культурных и духовных потребностей работников и т.д.) [9, с.120].
2 Анализ и оценка системы управления человеческими ресурсами на примере ТОО «Сартан»
2.1 Общая характеристика предприятия
Товарищество с ограниченной ответственностью «Сартан» учреждено на основании действующего законодательства Республики Казахстан в 2000 году.
Юридический адрес организации: Республика Казахстан, г. Караганда, Камская улица, 6/2.
ТОО «Сартан» сформировано для реализации таких видов деятельности, как:
1) производственно-хозяйственной: строительно-монтажные работы; производство строительных материалов, конструкций; незавершенное строительство; производство и реализация продукции народного потребления.
2) коммерческой, торгово-закупочной деятельности и предоставление посреднических услуг предприятиям и гражданам.
Помимо вышесказанного, организация производит строительные материалы (блоки, кирпичи), которые применяет в процессе строительства и реализует определенную часть потребителям. Организационная структура управления ТОО «Сартан» представлена в приложении А. В организации сложилась линейно - функциональная структура управления. Организация объединила ряд специальных цехов, которые разделены на участки, являющиеся первичными звеньями управленческой структуры.
Главными задачами основного производства являются обеспечение движения продукта в процессе его изготовления, организация рационального технико-технологического процесса. Вспомогательное производство предоставляет условия для функционирования основного производства.
Основные экономические показатели ТОО «Сартан» представлены в таблице 3.
Таблица 3
Динамика основных экономических показателей работы ТОО «Сартан»
Наименование показателей |
Величина показателя по годам |
|||||
2016 |
2017 |
Темп роста к предыдущему году |
2018 |
Темп роста к предыдущему году |
Темп роста к базовому году |
|
Доход от реализации, тыс.тг. |
2655590 |
2755648 |
103,76 |
3577634 |
129,82 |
134,72 |
Себестоимость продукции, тыс.тг. |
2029750 |
2029881 |
100,00 |
2608103 |
128,48 |
128,49 |
Чистая прибыль, тыс.тг. |
261850 |
267822 |
102,28 |
297745 |
111,17 |
113,70 |
Рентабельность активов, % |
15,7 |
15,8 |
100,63 |
14,4 |
91,13 |
91,71 |
Рентабельность продаж, % |
26,7 |
26,3 |
98,50 |
27,1 |
103,04 |
101,49 |
Рентабельность продукции, % |
9,9 |
9,7 |
97,97 |
8,3 |
85,56 |
83,83 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
58 |
62 |
106,9 |
64 |
103,2 |
110,3 |
Фонд заработной платы, тыс.тг. |
51086,4 |
56172 |
109,9 |
61440 |
109,4 |
120,3 |
Среднемесячная заработная плата работников, тыс.тг. |
73,4 |
75,5 |
102,8 |
80 |
105,9 |
108,9 |
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс.тг. |
900850 |
910241,3 |
101,04 |
913718,5 |
100,38 |
101,42 |
Фондоотдача, тенге |
2,9 |
3,03 |
104,48 |
3,91 |
129,04 |
134,82 |
Фондовооруженность, тысяч тенге/чел |
15532 |
14681 |
94,5 |
14277 |
97,3 |
91,9 |