Файл: менеджмент человеческих ресурсов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Теоретические основы управления человеческими ресурсами на предприятии

1.1 Сущность и значение человеческих ресурсов и трудового потенциала предприятия

1.2 Элементы и методы управления человеческими ресурсами

1.3 Значение управления человеческими ресурсами в организационном развитии

2 Анализ и оценка системы управления человеческими ресурсами на примере ТОО «Сартан» 

2.1 Общая характеристика предприятия

2.2 Анализ существующей системы управления человеческими ресурсами

2.3 Оценка существующей системы управления человеческими ресурсами

3 Пути совершенствования системы управления человеческими ресурсами на примере ТОО «Сартан»

3.1 Проблемы организации системы управления человеческими ресурсами предприятия

3.2 Направления совершенствования системы управления человеческими ресурсами предприятия

Заключение

Список использованных источников

Принцип

Экономичность

Подразумевает более эффективную и экономичную систему управления человеческими ресурсами, уменьшение доли расходов на систему управления в общих издержках на единицу выпускаемой продукции, рост эффективности производства

Прогрессивность

Значит соответствие системы управления человеческими ресурсами передовому западному и казахстанскому опыту

Перспективность

При формировании системы управления человеческими ресурсами необходимо учесть перспективы развития организации

Оптимальность

Поиск оптимального варианта рекомендаций по формированию системы управления человеческими ресурсами

Научность

Создание мер по формированию системы управления человеческими ресурсами

Оперативность

Своевременное принятие решений в сфере управления человеческими ресурсами

Все принципы управления человеческими ресурсами осуществляются во взаимодействии. Их сочетание зависимо от определенных условий функционирования системы управления человеческими ресурсами организации [6, с.14].

1.3 Значение управления человеческими ресурсами в организационном развитии

Определенные авторы применяют термины «управление человеческими ресурсами» и «управление персоналом» как синонимы, иная группа авторов полагает, что понятие «управление человеческими ресурсами» концентрирует внимание на стратегических аспектах принятия кадровых решений, а термин «управление персоналом» в наибольшей степени может характеризовать каждодневную оперативную деятельность с работниками предприятия[11] (см. Табл. 2).

Таблица 2

Соотношение терминов «управление человеческими ресурсами» и «управление персоналом»

Область деятельности

Цель деятельности

Основные функции

Кому необходимо докладывать об осуществлении

Управление человеческими ресурсами (стратегический аспект)

Решение глобальных, долгосрочных, непосредственно новых задач

1) Планирование человеческих ресурсов

2) Совершенствование индивидуальных способностей, возможностей и повышение квалификации

3)Планирование расходов на работников

Директору

Управление персоналом (оперативная деятельность)

Решение каждодневных проблем, которые будут требовать административного вмешательства

1) Подбор и ротация сотрудников

2) Управление трудовой мотивацией

3) Устранение конфликтных ситуаций

4) Организация оценки персонала

5) Организация оплаты труда

Заместителю директора


Управление человеческими ресурсами может исследоваться с различных позиций:

- как система создания и осуществления взаимодействующих, подробно продуманных решений по поводу регламентирования отношений труда и занятости на уровне организации [8, с.3].;

- как направление управленческой деятельности, в которой человеческие ресурсы предприятия исследуется как: 1 из важных ресурсов ее успешного функционирования и развития, показатель ее эффективности и роста, средство достижения стратегических целей [15, с.95].

В начале двадцать первого века в сфере теории управления человеческими ресурсами были выделены и развиты 3 главных подхода - экономический, органический (организационный), гуманистический [7, с.9].

В пределах экономического подхода главная роль отведена технической подготовке сотрудников в организации (которая направлена на овладение трудовыми приемами), а не управленческой. Организация исследуется как большой механизм, все части которого взаимосвязаны друг с другом [4, с.12].

Данная организация построена на таких принципах, как:

- обеспечение единства руководства — подчиненные будут получать указания лишь от одного руководителя;[12]

- строгое соблюдение управленческой вертикали - иерархическая цепь управления применяется как канал для коммуникации и принятия решений;

- четкое разграничение штабной и линейной структур организации — отвечая за содержание деятельности, штабной персонал ни при каких обстоятельствах не может реализовывать властные полномочия, которыми наделяются линейные руководители [11, с.84];

- подчинение индивидуальных интересов общей деятельности посредством твердости, личного примера, честных соглашений и непрерывного контроля [5, с.99].;

- обеспечение равенства на всех уровнях организации, которое основано на доброжелательности и справедливости, а также на заслуженном вознаграждении, которое повышает моральное состояние, но не ведет к чрезмерной оплате либо мотивации.[13]

В пределах организационного подхода был сформирован новый взгляд на работников организации, которых признали не трудовым ресурсом, а человеческим [10, с.57].

Человеческие ресурсы включают комплекс социокультурных и социопсихологических характеристик, и их отличие от трудовых ресурсов заключено в следующем:

- люди наделены интеллектом, а значит их реакция на внешнее влияние (управление) эмоционально-осмысленная, а не механическая; процесс взаимодействия между субъектом управления и сотрудниками считается двусторонним [9, с.77];


- наделенные интеллектом, сотрудники являются способными к непрерывному совершенствованию и развитию, что считается важнейшим и долговременным источником роста эффективности любого предприятия.[14]

Поэтому субъект управления должен предоставить все необходимое для осуществления данных целей, обеспечить условия для воплощения мотивационных установок к трудовой деятельности.[2, с.118].

Гуманистическая парадигма (подход), которая развита в современное время, опирается на представлении об организации как о культурном феномене и концентрируется на непосредственно человеческой стороне организации:

- насколько сотрудники интегрируются в действующую систему ценностей организации (в какой мере они безукоризненно могут принимать ее как свою собственную);

- насколько они являются чувствительными, гибкими и готовыми к изменениям в ценностной области в результате перемен в условиях жизни и деятельности [10, с.17].

Этот подход имеет позитивное значение в понимании организационной реальности, так как:

- представление об организации как культурном феномене дает возможность понимать, каким способом, посредством каких символов и смыслов в организационной среде реализуется совместная деятельность людей. Если экономический и организационный подходы могут подчеркивать структурную сторону организации, то гуманистический отражает, как создавать организационную действительность и воздействовать на нее с помощью языка, нормативов, традиций и т.п. [3, с.47];

- появляется осознание того, что эффективное организационное развитие представляет собой изменение не только структур, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основании совместной деятельности людей [1, с.10];

- продвижение и карьера - во многих предприятиях четко не устанавливаются формализованные принципы и политика заполнения освобожденных должностей.[15] Планирование карьеры не проводится. Успешность зачастую зависима от умения устанавливать доверительные отношения с руководителем и добиваться его личной поддержки;[16]

- проектирование работ и регулирование труда – присутствует наличие огромного числа правил, нормативов и предписаний, хотя как сотрудники зачастую выполняют деятельность на основании неписаных правил, которые стихийно складываются на любом предприятии, поэтому значительна роль сложенной в организации корпоративной культуры [6, с.33];


- оценка деятельности работников и стимулирование - оценка и стимулирование в большинстве случаев случаях построены на итогах деятельности трудового коллектива, поскольку в течение длительного периода времени преобладали уравнительные тенденции в оплате труда;

- мотивация - ощущение гарантий занятости, стабильности, принадлежности к трудовому коллективу высоко оценены. Часто они даже могут взять верх над желанием рисковать в поиске наиболее высокого заработка [4, с.19];

- взаимодействие – большинство людей желают работать в команде. Развито чувство взаимопомощи и сотрудничества, но процессы эффективного взаимодействия являются не отработанными, обмен сведениями организуется неудовлетворительно.[17]

Таким образом, анализируя первую главу курсовой работы, можно сделать следующий вывод.

Управление человеческими ресурсами - это управление работниками предприятия, либо человеческими ресурсами. Предприятие является ответственным за привлечение, отбор, обучение, оценку и деятельность работников, а также наблюдение за управлением бизнесом и жизнью, обеспечение гарантий соотношения правил приема на работу и внутреннего трудового распорядка [1, с.8].

Управление человеческими ресурсами является сложнейшей системой, которая включает в себя взаимодействующие и взаимозависимые подсистемы формирования, использования и развития человеческих ресурсов.[18]

Для роста эффективности использования человеческих ресурсов, особенно в крупнейших организациях, формируется отдел кадров, который осуществляет разработку образующихся потребностей в сотрудниках, их набором и отбором [10, с.50].

Субъект управления человеческими ресурсами - это тот, от кого зависимо качество определения управленческих решений, и, разумеется, следующий итог работы сотрудника, подразделения и всей организации, в общем.[19]

Объект (управляемый элемент, то есть, это то, что исследуется) - это главные элементы системы управления человеческими ресурсами: подбор, расстановка, ротация, оценка, стимулирование и т.п.[20]

Методы управления человеческими ресурсами организации подразделены на 3 группы: административные (формирование структуры управления человеческими ресурсами; подбор и отбор работников, правовое регламентирование и т.д.); экономические (материальное стимулирование и утверждение материальных дотаций; утверждение экономических норм и нормативов, участие в прибылях и капитале и т.д.); социально-психологические (социально-психологический анализ сотрудников трудового коллектива; моральное стимулирование работников, удовлетворение культурных и духовных потребностей работников и т.д.) [9, с.120].


2 Анализ и оценка системы управления человеческими ресурсами на примере ТОО «Сартан» 

2.1 Общая характеристика предприятия

Товарищество с ограниченной ответственностью «Сартан» учреждено на основании действующего законодательства Республики Казахстан в 2000 году.

Юридический адрес организации: Республика Казахстан, г. Караганда, Камская улица, 6/2.

ТОО «Сартан» сформировано для реализации таких видов деятельности, как:

1) производственно-хозяйственной: строительно-монтажные работы; производство строительных материалов, конструкций; незавершенное строительство; производство и реализация продукции народного потребления.

2) коммерческой, торгово-закупочной деятельности и предоставление посреднических услуг предприятиям и гражданам.

Помимо вышесказанного, организация производит строительные материалы (блоки, кирпичи), которые применяет в процессе строительства и реализует определенную часть потребителям. Организационная структура управления ТОО «Сартан» представлена в приложении А. В организации сложилась линейно - функциональная структура управления. Организация объединила ряд специальных цехов, которые разделены на участки, являющиеся первичными звеньями управленческой структуры.

Главными задачами основного производства являются обеспечение движения продукта в процессе его изготовления, организация рационального технико-технологического процесса. Вспомогательное производство предоставляет условия для функционирования основного производства.

Основные экономические показатели ТОО «Сартан» представлены в таблице 3.

Таблица 3

Динамика основных экономических показателей работы ТОО «Сартан»

Наименование показателей

Величина показателя по годам

2016

2017

Темп роста к предыдущему

году

2018

Темп роста к предыдущему году

Темп роста к базовому году

Доход от реализации, тыс.тг.

2655590

2755648

103,76

3577634

129,82

134,72

Себестоимость продукции, тыс.тг.

2029750

2029881

100,00

2608103

128,48

128,49

Чистая прибыль, тыс.тг.

261850

267822

102,28

297745

111,17

113,70

Рентабельность активов, %

15,7

15,8

100,63

14,4

91,13

91,71

Рентабельность продаж, %

26,7

26,3

98,50

27,1

103,04

101,49

Рентабельность продукции, %

9,9

9,7

97,97

8,3

85,56

83,83

Среднесписочная численность работников, чел.

58

62

106,9

64

103,2

110,3

Фонд заработной платы, тыс.тг.

51086,4

56172

109,9

61440

109,4

120,3

Среднемесячная заработная плата работников, тыс.тг.

73,4

75,5

102,8

80

105,9

108,9

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс.тг.

900850

910241,3

101,04

913718,5

100,38

101,42

Фондоотдача, тенге

2,9

3,03

104,48

3,91

129,04

134,82

Фондовооруженность, тысяч тенге/чел

15532

14681

94,5

14277

97,3

91,9