Файл: Процессы принятия решений в организации (Методы управления в организации образования).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 332
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления изменениями в организации образования
1.1 Особенности управления образовательной организацией в современных условиях
1.2 Методы управления в организации образования
Глава 2. Анализ процесса изменений в образовательной организации
Глава 3. Прогноз развития системы управления оборотом документации в школе
3.1 Новые технологии ведения оборота документов и пути их оптимизации в образовательном учреждении
Вторая группа объединила в себе социальные и психологические методы управления. Они основываются на нравственных ценностях и мнении общества. Данные методы заключаются в моральном поощрении коллектива.
Третьей группой представлены организационно – распорядительные методы, определенные правами и ответственностью на всех уровнях хозяйствования и управления. Основой административных методов управления принято считать организационные отношения, предполагающие отношение прав и ответственности, властности и компетентности. Такие методы характеризуются изменениями в законодательстве, трудовых отношениях, отношениях с родителями.
Управление школой предполагает:
Умение администрации школы получать своевременно показатели, характеризующие деятельность школы. Эти показатели дают возможность своевременно определить отклонения от норм деятельности школы. Периодическая проверка знаний обучающихся предоставляет возможность получения таких показателей.
Использование данных о воспитанности и успеваемости учащихся в полной мере администрацией школы для коррекции деятельности образовательного учреждения.
Управление профессиональной квалификацией коллектива, способность учителей критично оценивать свою деятельность и изменять методы своей работы.
Способность к самоорганизации учительского коллектива для урегулирования появляющихся конфликтов и устранению отклонений в своей деятельности без вмешательства администрации школы.
В условиях модернизации среднего профессионального образования перед руководителями ставятся новые задачи образовательного и организационного процесса для достижения, результатов, которые удовлетворяют требованиям ФГОС. Решение такого рода задач вынуждает повышать требования к системе управления образовательным процессом в профессиональных организациях, так же определяет необходимость изменения подходов к практике принятия управленческих решений при планировании и реализации образовательного процесса, который будет полностью удовлетворять запросы требования потребителя образовательных услуг.
Согласно теории управления эффективного управления для любых систем не существует, поскольку управление является объективно ориентированным предметом деятельности. Руководитель школы в современных условиях должен знать объект управления досконально, должен разбираться в образовательном процессе, который осуществляют учителя. Данные знания помогут руководителю школы принимать эффективные решения. Директор школы является главным конструктором школы как педагогической системы (определяет цели системы, знает ее содержание, субъектов) он обязан обеспечить профессиональный рост сотрудников, развивая их и объединять под средством педагогических идей. Руководителем школы может быть только тот, кто может назвать себя «учитель учителей» и профессионально выполнять свои административные функции, а также организационные и методические.
По мнению Волковой Т.К. директор школы начинает деградировать в том случае если перестает знать свои объекты управления, и это происходит если перестать анализировать деятельность учителей, поскольку это способствует своеобразной деградации учителей в профессиональном плане. Потеряв возможность квалифицированно управлять объектами, директор может потерять и свой авторитет в глазах учителей.
Можно отметить что на данный момент появилась необходимость в децентрализации определенных полномочий директоров для того, чтобы высвободить их для выполнения своих функций по роботе с кадрами посредством появления в школе должности заместителя директора по тем или иным вопросам, например по организационно-хозяйственному обеспечению или обеспечению образовательного процесса.
Являясь социальной организацией образовательное учреждение представляет собой совместную деятельность ее субъектов, можно говорить об управлении любой из таких организаций.
Управление осуществляется путем воздействия на условия жизни людей, их мотивацию и интересы, и их ценностные ориентации. Многие ученые воспринимают управление через деятельность или взаимодействие. Пидкасистый П.И. считает, что управление — это процесс воздействия на систему в целях ее изменения используя законы той системы, в которой используется управление.
Сластенин В.А пишет, что «управление понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации». А управление образовательной организацией, по его мнению, представляет собой «целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата».
В настоящее время в образовательных организациях Российской Федерации широко представлены программы автоматизации управления образованием на разных уровнях. И являются разработками каких-либо фирм, продающими данные программы или же, разработка внутри образовательного учреждения, которые позволяю решать актуальные проблемы современного образования.
Управление развитием и функционированием образовательной организации должно с опережением реагировать на изменения в системе образования с целью повышения качества и эффективности образования, инновационной составляющей, укрепления регионального бизнеса и экономики, сотрудничества между разными уровнями образования.
В настоящее время в России образовательные учреждения стали получать больше свободы деятельности что способствовало созданию и использованию баз данных похожих на разрозненные информационные системы управления различного уровня не взаимосвязанные и зачастую дублирующих друг друга.
Применение на практике данного подхода к управлению образовательным учреждением приводит к автономии и отсутствию взаимосвязи между собой информационных ресурсов и систем, которые не позволяют обеспечить единство управления качеством в образовательных учреждениях.
Кузбинский А.Н. и Смыковская Т.К. считали обязательным условием для успешного управления образовательным учреждением является интеграция информации данных учреждений в единую сеть с единым регламентом данных, которые способствуют осуществлению мониторинга качества образования как внутри организации, так и на территории муниципалитета или на территории всего региона [23].
Главными приоритетами оценки качества в образовательных организациях закреплены за такими компонентами как: учащиеся (здоровые и готовые к учебной деятельности), среда (защищенность, считываемость гендерной принадлежности и предоставление нужных ресурсов), содержание (формирование жизненных навыков), процессы (подготовленными педагогическим составом ориентированными на учащегося используя педагогические приемы и технологии), результат ( уровень знаний и навыки полученных в ходе педагогической деятельности, ценностные ориентиры связанные с национальными и региональными приоритетами), реагирование (удовлетворение потребностей учеников в рамках компетенций образовательного учреждения и в целях подотчетности перед официальными представителями учащегося).
Управление образовательной организацией строится на плановых методах управления и самоорганизации обучающих кадров организации. Эффективное функционирование зачастую строится на личности руководителя организации. Должное отношение к преподавателям и наоборот дает почву для планомерного и эффективного управления организацией.
Функциями управленца является организовать деятельность образовательной организации таким образом, чтобы результат работы организации соответствовал требованиям как государственного стандарта, так и запросам потребителей.
1.2 Методы управления в организации образования
Для проведения изменений руководство организации должно осознавать всю необходимость проводимых или подготовляемых изменений учитываю нынешнюю ситуацию и умение руководителя находить положительные или отрицательные последствия в процессе изменения организации. Для получения эффекта управленец в процессе руководства определиться с оптимальными методами достижения цели. Можно утверждать, что процесс изменения обусловлен факторами внутренней и внешней среды которые инициируют изменения внутри организации необходимые для дальнейшего ее существования на рынке и проявления конкурентоспособности.
Эффективное управление изменениями в организации очень трудная и главная задача руководителя.
В образовательной организации для проведения каких-либо изменений нужно оповестить высшее руководство. Для управленца в данной сфере изменений самое сложное это преодолеть консерватизм внутри организации, рутинность и стабильность в организации.
Затруднительными факторами для привнесения нововведений в образовательную организацию всегда были факторы, зависящие от самих организационных изменений, факторы, зависящие от инициаторов нововведений и руководителей, что породили разлад между учителями и администрацией и факторы, напрямую зависящие от отношения к проблемам, внутри организации, которые бы решали вносимые изменения.
Для эффективного управлениями изменений нужно быть объективным на всех этапах управленческого процесса внедрения изменений. Что бы процесс изменений проходил успешно для управленца обязательно целеполагание, стратегическое мышление, ресурсы и положительное влияние внешней среды. В управлении изменениями деятельность учителей является самой главной частью управления изменениями.
Коллектив учителей может определить и решить главные проблемы в процессе организационных изменений такие как успеваемость обучаемого контингента, прививания здорового образа жизни, создание условий для должного обучения учащихся, качество предоставляемых услуг организацией, взаимодействие с окружающей средой. Стоит признать, что привлечение педагогического коллектива в сам процесс изменений, повысит его эффективность и успешность ежели сотрудники были бы против изменений и не желали их проведений.
Проектный метод управления изменениями характеризуется спланированной системой мер, которая направлена на решение задач.
Управление проектом предполагает создание модели, разработку плана проекта и для этого нужно определится с целями и способами их достижения.
Управленец что взялся воплощать проект должен определится со сроками исполнения проекта, ресурсам нужными для проекта и финансы для осуществления проекта.
Проектное управление является главным фактором развития образовательной организации представляя собой универсальный научный процесс, который позволяет сформировать опережающее мышление, проектировочную культуру и т.д.
Основными подходами к проектному методу управления образовательной организацией являются комплексный подход и использование знаний о проектировании технических, социальных, педагогических, экономических систем.
Проблемностью данного подхода может служить недостаток ресурсов финансов и времени на исполнение проекта в образовательной организации так как большая часть таких организаций имеет бюджетную основу и ограниченный список персонала, который может быть допустим, а их качество может стоять под сомнением для исполнения проекта.
При организационном методе развития в процессе учувствует большое количество людей начиная от процесса инициирования проекта и до его завершения.
Данный метод предполагает долгосрочной процесс изменений в образовательной организации. Процесс вертится на улучшении деятелей организации с точки зрения качества и улучшения технического оборудования.
Организационный метод включает в себя как структурный, так и кадровый аспект развития организации, если кадровый подход заключается в мероприятиях по повышению уровня квалификации у преподавателей, то структурный основывается на создании благоприятной обстановки, которая создает условия для достижений целей для которых был применен метод.
Организационные изменения происходят в несколько этапов. На первом этапе нужно поставить под вопрос готовность педагогического коллектива к проведению данных изменений. На втором этапе происходит осуществление процесс изменений, во время которых появляются новые модели поведения и новые методы организационного регулирований, а по завершении этапа они закрепляются. Процесс изменения должен быть логически завершен, так как время на процесс изменения может быть неограниченно и во время данного изменения могут появляться и другие.
Таким образом, подведем следующие итоги.
В период модернизации системы образования происходит переход в образовательных учреждениях на разработанные Федеральные государственные образовательные стандарты. ФГОС были разработаны для каждой ступени образования для формирования на каждой из ступени определенных навыков и развития личностного потенциала каждого из детей или молодых людей.