Файл: Процессы принятия решений в организации (Методы управления в организации образования).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 339
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления изменениями в организации образования
1.1 Особенности управления образовательной организацией в современных условиях
1.2 Методы управления в организации образования
Глава 2. Анализ процесса изменений в образовательной организации
Глава 3. Прогноз развития системы управления оборотом документации в школе
3.1 Новые технологии ведения оборота документов и пути их оптимизации в образовательном учреждении
ФГОС является механизмом изменений в образовательной среде способствуя профессиональному росту педагогических ресурсов и управленческих качеств у руководителя образовательной организации.
ФГОС позволяет внедрить в образовательные учреждения качественную модель управления образовательной организации, что способствует выполнению майских указов Президента Российской Федерации.
Образовательная организация под воздействием государственного стандарта образования постоянно обновляется как в качественном плане, так и в учебно-методическом изменяя учреждение.
Управляя образовательной организацией, руководитель должен выполнять своевременно функции управленческого цикла и своевременно реагировать на изменения в системе образования, чтобы организация успела адаптироваться и не потерять ни своего потенциала, ни качества работы, совершаемой учителями.
Руководитель Образовательной организацией должен поддерживать функционирование организацией на оптимальном уровне, управлять саморазвитием организации и способствовать данному, также должен самостоятельно развиваться в сфере своих профессиональных компетенций, а также осуществлять развитие своего педагогического состава.
В процессе изменения организации руководитель должен обеспечить минимизацию негативных явлений в деятельности образовательной организации, а также обеспечить педагогический состав средствами адаптации к произошедшим изменениям.
Для поддержания конкурентоспособности образовательной организации при помощи проектного метода управления стоит задуматься об отношении к проекту у педагогического коллектива, ведь они могут, будучи на стороне нововведений помогут снизить к минимуму негативные последствия что последуют за процессом изменений внутри организации.
При организационном методе изменений в образовательной организации нужно учитывать готовность к таким изменениям у учительского состава, властные отношения должны сходить на минимум и даже переходить на партнёрские с взаимным доверием, поскольку изменения затрагивают многих и сразу.
Глава 2. Анализ процесса изменений в образовательной организации
2.1 Характеристика инноваций, внедряемых в систему управления документооборотом образовательной организацией
Средняя общеобразовательная школа № 367 была образована в 1936 году. В 1994 году школа № 367 была преобразована в гимназию № 1530 «Школа Ломоносова». В 2007 году гимназия была реорганизована путем присоединения к ней ГОУ Центра образования имени А.С. Пушкина № 1402. В 2014 году на базе гимназии был образован комплекс, в состав которого вошли три школы и пять детских садов.
В соответствии с п. 6.4.1 Устава гимназии органом самоуправления в период между общими собраниями является Совет гимназии, со всеми полномочиями органа общественного самоуправления.
1. Отдел науки и образования.
Отвечает за создание условий для учебной деятельности школьников; сбор информации об учебном процессе; проверку дневников, учебников; проведение интеллектуального марафона.
2. Отдел культуры и досуга.
Отвечает за подготовку и проведение вечеров отдыха, праздников, фестивалей, интеллектуальных игр, выставок, конкурсов, театральных постановок.
3. Отдел здравоохранения и спорта.
Отвечает за подготовку и проведение спортивных соревнований, участие в общегородских спортивных мероприятиях, сбор информации о спортивных достижениях учащихся школы.
4. Отдел труда и заботы.
Отвечает за уборку помещений школы в конце четверти, распределение классов для дежурства по школе, помощь администрации в обеспечении порядка в школе, оказание помощи младшим, заботу о ветеранах.
5. Информационный отдел.
Отвечает за формирование имиджа школы, выпуск школьной газеты, обмен информацией с другими организациями.
6. Отдел правопорядка.
Отвечает за дежурство по школе, охрану порядка на школьных вечерах, ознакомление учащихся школы с правилами безопасного поведения, выполнение контроля за выполнением требований.
На основании данной лицензии МБОУ «СОШ № 1» имеет право осуществлять образовательную деятельность.
Основной деятельностью школы является интеллектуальное, культурное, нравственное и физическое развитие кадет, их адаптация к жизни в обществе, формирование высокого патриотического сознания, создание основы для дальнейшего освоение профессиональных образовательных программ, направленных на подготовку к служению Отечеству на гражданском и военном поприще с учетом культурно-исторических традиций казачества.
Анализ состояния автоматизированной системы управления документооборотом в школе
Современные перспективные направления совершенствования документационного обеспечения управления и ведения делопроизводства неотделимы от процесса внедрения вычислительной и организационной техники, средств связи, которые дают возможность перейти к принципиально иной и значительно более эффективной информационной технологии в органах управления. Работа с документами отнимает значительную часть рабочего времени руководителей и работников учреждений, которым нужны не сами документы, а содержащая в них информация.
Компьютеризация процесса управления не отрицает ведущей роли человеческого фактора при выполнении функций управления. Компьютер играет в этой деятельности вспомогательную роль и выполняет за человека множество технических операций по своевременной выдаче ему полезной и полной ситуационной информации. Применение вычислительной техники позволяет максимально освободить руководителей и специалистов от нетворческих операций. Окончательное управленческое решение всегда принимается человеком.
Управленческая информация поступает в автоматизированную систему с юридически оформленного (официального) документа, выходная информация также фиксируется в виде документа на бумажном носителе, который требует юридического оформления.
Компьютеризация процесса управления позволяет:
- создать условия для безбумажного документооборота;
- значительно сократить в оперативной управленческой работе число традиционных документов: справочных, текущих, отчетных, информационных и другие.
Одновременно в минимальном объеме сохраняются важнейшие управленческие документы на бумажном носителе (приказы, планы, отчеты и др.), имеющие юридическое значение и требующие постоянного хранения в архивах.
Начало широкому применению вычислительной техники для автоматизации делопроизводственных операций положили организационные системы управления (АСУ). Они начали разрабатываться в России с середины 60-х гг. ХХ в. Появление в начале 80-х гг. в современных типов малых компьютеров открыло широкие возможности для создания принципиально новых систем обработки управленческой информации – автоматизированных систем документационного обеспечения управления (АСГБОУ).
Отличие АСГБОУ от других автоматизированных систем делопроизводственной ориентации в том, что она положила начало интенсивному переходу от локальной автоматизации единичных делопроизводственных операций к автоматизации всего комплекса операций по обработке управленческих документов в целом: регистрации (учета) документов, справочной, контрольной и поисковой работы, хранение документной информации, процессов составления документов и др.
В настоящее время наиболее распространенный тип технического обеспечения АСГБОУ – персональные компьютеры. Они позволяют вести индивидуальную рассредоточенную (децентрализованную) обработку информации в пунктах ее возникновения. Персональный компьютер становится неотъемлемой частью рабочего места сотрудника документационной службы.
1. Технологический процесс обработки информации.
Технологический процесс обработки информации документируется следующим образом.
Входные машинно-ориентировочные документы, поступающие в образовательное учреждение, подлежат регистрации в том же порядке, как и другие входящие документы. Машинные носители регистрируются в журнале регистрации поступления входной информации. Информация, полученная по каналам связи, также вносится в журнал учета. В журнале регистрации отмечаются: код и наименование абонента, дата и время поступления документов, принятое количество документов, отметка о передаче документов на обработку или отправку другому абоненту. На каждый вид носителя ведется самостоятельный журнал, или в общем журнале выделяются самостоятельные разделы по виду носителей.
Выходная информация может пересылаться абонентам по каналам связи, а также в виде документа на машинном носителе. Выходные документы (машинограммы) размножаются посредством копировальной техники и также регистрируются в журнале. В журнале регистрации отправляемой информации указываются: наименования и шифры распечаток, наименования и шифр абонента, количество экземпляров и дата выдачи. На машинограмме ставится штамп, подтверждающий ее достоверность.
Выделяют три этапа технологии обработки и движения документной информации: домашинный, машинный, послемашинный.
Домашинный этап включает:
- отбор документов, подлежащих вводу; систематизацию документов по важности и срочности;
- регистрацию документов на машинно-ориентированных РКК;
- заполнение карточек – изменений исходных сведений и т.д.
Этап машинной обработки состоит из операций переноса данных на машинный носитель информации; контроля достоверности данных; обработки информации по заданной программе; вывода промежуточной или результатной информации.
На послемашинном этапе машинограммы размножаются и передаются руководителю или исполнителям.
Подсистема контроля исполнения документов позволяет максимально сократить трудоемкость и длительность домашинного и послемашинного этапов.
2. Автоматизированная технология контроля исполнения документов.
Автоматизированные системы (подсистемы) контроля исполнения документов предназначены для оперативного обеспечения руководителей и сотрудников информацией о составе контролируемых документов (приказы, решения, задания, поручения) и состоянии их исполнения. Они также выполняют функции предупредительного контроля, анализа и систематизации информации об уровне исполнительской дисциплины.
Основными задачами автоматизированных систем контроля исполнения являются:
- формирование и корректирование базы данных по всем документам, поставленным на контроль;
- оперативное сигнальное информирование руководителей и сотрудников о документах, поставленных на контроль, и документах, срок исполнения которых истекает или уже истек;
- периодическая выдача информации о документах с истекшим сроком исполнения в разрезе видов и категорий документов и сотрудников, их исполнявших;
- выдача информации на разовые запросы о ходе исполнения конкретного документа;
- справочная работа по исполненным документам;
- предоставление информации о состоянии исполнительской дисциплины по структурным подразделениям и сотрудникам.
Функционирование подсистемы обеспечивается комплексом входных и выходных документов, на которых фиксируется информация о контролируемых документах. Основным требованием к комплексу входных и выходных документов является информационная совместимость этих документов по составу и объему формализованных показателей.
При совмещении в учреждении одновременно традиционной (ручной) и автоматизированной систем обработки информации о контролируемых документах комплексы входных и выходных документов этих подсистем должны быть едиными по составу, содержанию и форме.
Входные документы (технологические документные формы) включают:
- машинно-ориентированные регистрационно-контрольные карточки;
- перечни документов, поставленных на контроль;
- другие документные формы, предназначенные для формирования машинного массива информации, и прочие документные формы для внесения изменений и дополнений в этот массив;
- документные формы для снятия документов с автоматизированного контроля.
Наиболее эффективным документом для формирования и корректировки базы данных автоматизированной системы является машинно-ориентировочная типовая РКК, с обязательным и дополнительным составом реквизитов. Типовая форма регистрационно-контрольной карточки входит в состав подсистемы унифицированных форм документов, обеспечивающих функционирование автоматизированного контроля исполнения документов УСОРД.