Файл: Процессы принятия решений в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наряду и интеллектуальными способностями учащихся, при осуществлении ученического самоуправления значительную роль играет творческий потенциал школьников. Активная и результативная творческая деятельность учащихся при реализации ученического самоуправления – одно из непременных условий [7, 13, 16, 27].

Также немаловажную роль играет самоорганизация школьников. Ученическое самоуправление предполагает самоконтроль школьников во время выполнения коллективной деятельности, их самоанализ этой деятельности. Самоорганизация является отражением развития волевых качеств личности учащихся и их мотивации к определённым видам деятельности [11, 38, 91].

Успешное осуществление ученического образования невозможно без высокого развития таких взаимозависимых качеств, как настойчивость и целеустремлённость. Данные качества позволят школьникам не остановиться на первых достигнутых результатах, осуществлять регулярные коллективные и индивидуальные действия, направленные на достижение целей ученического самоуправления [31, 37].

Следует также отметить большую роль развития коммуникативных качеств личности школьников, которые являются важным критерием установления деловых связей.

Все вышеперечисленные личностные качества должны быть исследованы различными членами педагогического коллектива. Их развитие всех этих качеств является важной задачей специалистов образовательной организации.

Педагог-психолог проводит индивидуальные и групповые методики, выявляющие развитие различных качеств личности учащихся, используя при этом свои профессиональные методик. Получив результаты данной диагностики, он разрабатывает программу, позволяющую развивать положительные качества, необходимые для осуществления ученического самоуправления, а также проводит работу по устранению негативных качеств, препятствующих успешной реализации данной деятельности. В этом педагогу-психологу помогает весь педагогический коллектив. Методы и результаты данной работы обсуждаются на педагогических советах образовательного учреждения. Здесь же производится анализ развития благоприятных качеств личности школьников, обсуждаются необходимые условия и формы деятельности в данном направлении [11, 20, 92].

Важно систематически проводить анализ развития личностных качеств, грамотно выбирать пути их совершенствования. Только в этом случае ученическое самоуправление может привести к положительным результатам.

По данным ряда исследователей (С. В. Кульневич, А. И. Майкон, А. М. Матюшкина, М. В. Подобед, А. С. Прутченкова), основные направления деятельности органов ученического самоуправления должны строиться с учётом индивидуальных особенностей школьников: их целей, интересов, склонностей и способностей. Участие школьников в работе этих направлений во многом определяется соответствием их форме и содержания потребностям детей [24, 26, 30, 38, 41].


Благодаря положительному опыту различных образовательных организаций, можно выделить следующие направления ученического самоуправления:

  1. Общественно-политическое. Работа данного направления, как правило, определяется деятельностью Совета школы в решении общешкольных и общественных проблем, принятии решений, имеющих значение в школьной жизни. Деятельность в этом направлении, как правило, затрагивает интересы всех представителей ученического самоуправления, поэтому различные решения здесь должны приниматься коллективно, с учётом мнений всех участников [66, 91].
  2. Гражданское и патриотическое. Данное направление является очень важным. В современных условиях необходима активная гражданская позиция. Подрастающее поколение должно гордиться историей своего государства, иметь цель его успешного дальнейшего существования [17].
  3. Экологическое. Работа данного направления становится всё более актуальной в современных условиях, поскольку экологическое воспитание является одним из наиболее перспективных направлений педагогики. В процессе работы органов ученического самоуправления большое значение имеет организация живых уголков, работы на пришкольном участке, деятельность в области защиты окружающей среды. Как правило, экологическое направление выбирают школьники, проявляющие склонности к естественнонаучному образованию, любящие животных и растения, стремящиеся познать собственный организм и воздействие на него внешних условий. В процессе реализации данного направления большое значение имеет заинтересованность учащихся, поэтому важно разработать такие формы организации его, которые будут положительно ими восприняты [69].
  4. Профориентационное. В работе данного направления должны учитываться интересы и возможности учащихся как будущих профессионалов. Деятельность здесь может осуществляться в различных сферах, позволяющих учащимся выявить их потенциал и определить будущую профессию [23, 33].
  5. Спортивно-оздоровительное. В реализации данного направления большое значение имеет деятельность спортивных секций внутри образовательной организации. Как правило, работа этих секций способствует не только развитию физических качеств учащихся, но и способствует формированию волевых качеств, активности, целеустремлённости, а также помогает сплочению коллектива учащихся [6, 13, 18].
  6. Эстетическое. В современных условиях, принимая во внимание огромную загруженность как взрослых, так и детей, высокий ритм жизни, весьма сложно найти возможности воспитания эстетической культуры школьников. Вот почему данное направление ученического самоуправления является актуальным и перспективным [25]. Тематику деятельности школьников в данном направлении можно объединить в несколько основных блоков:

Блок 1. Диагностика творческого потенциала и возможностей обучающихся.

Блок 2. Создание эстетически организованной среды.

Блок 3. Воспитание средствами искусства нравственных принципов и этических норм культуры действий, поведения и общения.

Блок 4. Развитие интереса к исследовательской деятельности, чувства прекрасного в окружающем мире и навыков самообразования в данной области [39].

Формы работы данного направления также различны. Вот некоторые из них:

1) Участие в мероприятиях НХТ

2) Проведение семинаров и мастер-классов

3) Проведение выставки

4) Создание объектов творческой деятельности

4) Организация конференции.

7. Благотворительная деятельность. Важное условие успешной организации ученического самоуправления – это способность учащихся к сопереживанию и стремление помогать окружающим, которые нуждаются в этой помощи. Данное направление реализуется в шефстве старших над младшими, в помощи пожилым людям, в проявлении заботы о животных [31].

8. Воспитание этической культуры. Данное направление призвано контролировать нормы поведения учащихся, оказывать помощь в разрешении конфликтов. Оно может реализоваться в работе школьных служб медиации, в объединяющих центрах и др.

9. Развитие ученических средств массовой информации. Это создание тематических газет, участие школьников в составлении контента сайта, проведение интервью с участием школьников, освещение различных событий, связанных со школьной жизнью и с различными участниками педагогического процесса. В данном направлении, как правило, участвуют школьники, имеющие высокоразвитые коммуникативные способности, любящие общение и проявляющие способности будущих журналистов [31 ].

10. Установление внешних связей. Данное направление предполагает взаимодействие актива данной образовательной организации со смежными учреждениями, подготовка и проведение мероприятий на различном уровне, привлечение внешних ресурсов в школьную жизнь. Школьники могут осуществлять взаимодействие с другими образовательными организациями, с муниципальными органами управления, с культурными и досуговыми учреждениями, с учреждениями здравоохранения и оздоровительными центрами, с научными организациями, с общественностью и с частными лицами [14].

Как видно из приведённых примеров, направления ученического самоуправления могут быть самыми разными, но при их выборе необходимо учитывать интересы и потребности учащихся.

В условиях государственно-общественного управления образованием ученическое самоуправление реализуется в процессе различных видов деятельности. Нами проведён анализ возможностей дополнительного образования и исследовательской деятельности учащихся для развития форм и методов ученического самоуправления.


В настоящее время дополнительное образование является одним из важнейших регуляторов формирования и развития различных форм ученического самоуправления. Рассмотрим, какие факторы при этом воздействуют на указанный процесс.

1.Направление дополнительного образования. Согласно действующему ФГОС, существует несколько основных направлений дополнительного образования в образовательных организациях (рис. 1.1).

Рисунок 1.1. Основные направления дополнительного образования (ссылка на ресурс http://fb.ru/misc/i/gallery/7450/2070583.jpg)

При этом в каждой образовательной организации развиты определённые направления, отличные от других образовательных организаций. Основные направления дополнительного образования определяются с учётом интересов учащихся и квалификации педагогических работников [16,47].

2. Формы реализации дополнительного образования. В настоящее время структурно-организационные формы дополнительного образования реализуются на четырёх основных уровнях.

Первый уровень характеризуется спонтанным выбором кружков и секций. Решающее значение при этом имеет квалификация педагогических работников и условия образовательной организации. Учёт интересов учащихся при этом минимален.

Второй уровень организации дополнительного образования более развит. Он предполагает различную направленность, что позволит школьникам выбрать интересное им направление. Однако работа не построена на единой содержательной основе. Из-за отсутствия базовой программы она разделяется на отдельные фрагменты, не связанные между собой. Работа педагогов дополнительного образования при этом не координирована.

Третий уровень предполагает развитие дополнительного образования как отдельного структурного подразделения школы, в котором разнооб­разные творческие объединения работают на основе единой образовательной программы, а педагоги дополнительного образования могут координиро­вать свою деятельность.

Четвёртый уровень предполагает интеграцию основного и дополнительного образования учащихся, организационное и композиционное единство основных структур образовательной организации. На этом уровне их деятельность строится с учётом основных кон­цептуальных идей, обеспечивающих развитие организации в целом [38, 48].

Чем выше уровень организации дополнительного образования, тем эффективнее может осуществляться ученическое самоуправление.

  1. Содержание дополнительного образования. В настоящее время к содержанию дополнительного образования предъявляется ряд требований согласно ФГОС. Для успешной реализации ученического самоуправления основным критерием является соответствие содержания дополнительного образования интересам и потребностям школьников [26].
  2. Квалификация педагогов, осуществляющих дополнительное образование. Профессионализм педагога дополнительного образования определяется его навыками в рамках выбранного направления, педагогическим мастерством, уровнем развития творческих способностей, а также грамотной организацией взаимоотношений с учащимися [40].

В целом влияние дополнительного образования на развитие форм ученического самоуправления может быть даже более значимым, чем воздействие на этот процесс основного компонента образовательной программы при определённых интересах и потребностей учащихся.

Исследовательская деятельность учащихся также является важным фактором развития форм ученического самоуправления.

На современном этапе становления образовательных организаций исследовательская деятельность учащихся занимает особое место в педагогическом процессе. В настоящее время она является не только мощным фактором развития интеллектуальных способностей и творческого потенциала школьников, но во многих случаях определяет будущую профессию учащихся, которой они посвятят всю свою жизнь. Роль педагогов при организации исследовательской работы школьников велика и многогранна. Они не только определяют направление исследовательской деятельности, но и направляют при этом школьников в нужное русло [39, 40, 50, 53].

Для успешного развития форм ученического самоуправления при организации исследовательской деятельности учащихся важно руководствоваться следующими принципами.

  1. Безопасность исследований для жизни и здоровья школьников.
  2. Принцип доступности исследовательской работы для школьников. Для его реализации важно соответствие теоретических знаний и практических навыков учащихся сложности исследований, наличию необходимых условия для осуществления исследовательской деятельности.
  3. Соответствие исследовательской деятельности интересам и потребностям детей.
  4. Возможность самостоятельных действий в рамках реализации исследовательской деятельности [16].

На современном уровне развития системы образования исследовательская деятельность позволяет осуществлять ученическое самоуправление в различных формах.

  1. Создание исследовательских проектов. Самостоятельная коллективная работа над разработкой исследовательских проектов и получение практически значимых результатов исследований способствует не только развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, но и формирует их коллектив, а также устанавливает прочные связи.
  2. Осуществление сотрудничества с другими образовательными организациями. В рамках исследовательской работы учащиеся осуществляют взаимодействие с различными организациями (другими школами, вузами, научными организациями, организациями дополнительного образования, специализированными учреждениями и др.). Всё это способствует развитию их коммуникативных качеств, деловых навыков, организаторского мастерства.
  3. Проведение научно-практических конференций учащихся. В последние годы всё чаще научно-практические конференции организуются на базе школ, лицеев, гимназий. Как правило, руководство школы осуществляет основную подготовку к их проведению. Однако самостоятельная деятельность школьников при этом возрастает с каждым годом. В некоторых случаях активу школы доверяют создание программы конференции, музыкальное сопровождение конференции, оформление зала и другие значимые вопросы. Если ученическое самоуправление активно развивается, актив школы может самостоятельно организовать научно-практическую конференцию внутри образовательной организации [16].
  4. Создание сборника научных статей. Как правило, сборник научных работ школьников формируется по итогам проведения научно-практических конференций. При эффективно организованном ученическом самоуправлении актив школы может самостоятельно составить подобный сборник и представить его в бумажном виде или на электронных носителях [16].