Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
В целом исследовательская деятельность является мощной базой для развития форм ученического самоуправления, однако успешным оно будет только в том случае, если взаимодействие педагогов и учащихся окажется сбалансированным и целесообразным.
Таким образом, можно подвести следующие итоги по первой главе.
- На современном этапе развития педагогики ученическое самоуправление является не прерогативой деятельности отдельных школ, гимназий и лицеев, а обязательным компонентом работы каждой образовательной организации, регулируемой ФГОС и Уставом конкретного учреждения.
- В организации ученического самоуправления принимают участие практически все педагогические сотрудники. При этом роль каждого из них определяется конкретной ситуацией.
- Для эффективной работы учащихся в рамках ученического самоуправления необходимо развитие определённых качеств их личности: лидерских качеств, энергичности, целеустремлённости, высокой самоорганизации, эрудированности, трудолюбия.
- Выбор форм ученического самоуправления необходимо осуществлять с учётом их индивидуальных особенностей. Интересов и потребностей.
- Роль влияния дополнительного образования на развитие форм ученического самоуправления определяется главным образом уровнем его организации.
- Большое значение для развития форм ученического самоуправления имеет вовлечение школьников в исследовательскую работу.
Глава 2. Апробация форм ученического самоуправления в условиях реализации государственно-общественного управления образованием на примере дополнительного образования и проектной деятельности школьников
Организация и содержание опытной работы по развитию форм и методов ученического самоуправления
Экспериментальная работа выполнялась с 2016 по 2018 гг. в Государственном учреждении МБОУ «СШ №29» отдела образования города Норильска Красноярского края.
ГУ МБОУ «СШ №29» отдела образования города Норильска Красноярского края создана в 1997 году.
Организационно-правовая форма – муниципальное бюджетное учреждение. Тип учреждения – общеобразовательное учреждение.
Вид учреждения – средняя общеобразовательная школа.
Сфера деятельности - образование.
Характер образовательных услуг – услуги в системе среднего образования. Школу посещают дети с 6,5 лет на основании заявлений родителей (законных представителей). Учебный год занимает 34 учебных недели и разделяется на четыре семестра. Обучение в школе организовано в одну смену. Школа функционирует в условиях шестидневной рабочей недели, начальные классы - в условиях пятидневной рабочей недели. Среднее количество уроков в день 5-6. Продолжительность уроков - 45 минут. До начала уроков ежедневно проводится утренняя гимнастика. После уроков организовано дополнительное образование.
Для детей функционирует горячее питание. Школьная столовая рассчитана на 120 мест. Горячим питанием охвачено 88% учащихся.
Управление школой и педагогическим процессом осуществляется на основе Устава школы, Закона об образовании и других нормативных и правовых актов.
Для решения проблем, касающихся работы школы, привлекаются все участники образовательного процесса, в том числе обучающиеся и их родители. В течение учебного года проводятся общешкольные родительские собрания, после каждой четверти осуществляются классные родительские собрания. В школе созданы управляющий и попечительский советы, актив школы.
На сегодняшний день в школе работают 86 педагогов, из которых 26 человек имеют категорию на соответствие занимаемой должности, 38 педагогов имеют первую категорию, 23 человек – высшую. Высшим органом является администрация во главе с директором школы.
В школе работают следующие методические объединения:
ШМО учителей начальных классов;
ШМО классных руководителей;
ШМО учителей гуманитарного цикла;
ШМО учителей естественно- математического цикла.
Административное управление осуществляет директор школы и его заместители по учебно-методической и воспитательной работе. Главная функция директора школы - координация работы всех участников образовательного процесса через методический совет школы, педагогический совет, родительский комитет. Заместитель директора по учебно -воспитательной работе осуществляет оперативное управление образовательным процессом и реализует информационно- аналитическую, планово прогностическую, организационно – исполнительную, контрольно – регулировочную и оценочно – результативную функции.
Школа взаимодействует с учреждениями образования различного уровня.
Практическая работа проводилась с участием школьников данной образовательной организации.
В педагогических экспериментах мы использовали методические рекомендации Коньковой Н. Л. «Развитие ученического самоуправления в общеобразовательных организациях» (Биробиджан, 2012), а также «Методические рекомендации по проведению психологического исследования» (Л. В. Куликов, 2001). Математическую обработку полученных результатов проводили с использованием рекомендаций Грабарь М.И., Краснянской К.А. «Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы» (1977) [18], а также с помощью программы Microsoft Office Exel 2010.
Базой для экспериментальной части стала деятельность актива в области дополнительного образования и его работа, связанная с организацией форм исследовательской деятельности.
Нами было проведены исследования, посвящённые развитию форм ученического самоуправления, связанные с проектной деятельностью учащихся, деятельностью школьной секции эстетической гимнастики, а также с работой объединения «Путешественники».
При оценке результатов исследований учитывали степень самостоятельности работы школьников в рамках ученического самоуправления, а также эффективность развития форм ученического самоуправления.
В методических рекомендациях Л. В. Куликова отмечено, что для получения достоверных результатов психологического исследования нельзя заставлять испытуемых принимать участие в экспериментальной работе против их желания.
В связи с этим нами были использованы приёмы повышения мотивации к участию подростков в экспериментальной работе. Мы включили экспериментальную работу в оригинальное внеклассное мероприятие, которое вызвало значительный интерес со стороны учащихся.
С целью выявления особенностей личности учащихся, определяющих направления ученического самоуправления, нами были применены следующие методики:
- «Доминирующее состояние» (автор Л. В. Куликов, 2000)
- Анализ сфер интересов учащихся
- Диагностика нравственной самооценки
- Диагностика нравственных мотиваций
- Многофакторный тест Кеттелла.
Данные методики (кроме многофакторного теста Кеттелла, проводимого дважды) проводились после реализации педагогических экспериментов. В экспериментальной работе принимали участие 2 группы школьников:
Группа 1. Учащиеся, осуществляющие работу в области ученического самоуправления (36 человек).
Группа 2. Учащиеся, не включённые в данную деятельность (41 человек).
Помимо этого, нами были проведены четыре масштабных педагогических эксперимента:
Эксперимент 1. Определение развития форм ученического самоуправления при взаимодействии актива со школьным объединением «Путешественники».
Эксперимент 2. Определение развития форм ученического самоуправления при взаимодействии актива школы со школьной секцией эстетической гимнастики.
Эксперимент 3. Определение роли исследовательских проектов в развитии форм ученического самоуправления.
Эксперимент 4. Организация проектов в рамках непрерывного бизнес-образования школьников и осуществление ученического самоуправления на её основе.
Анализ результатов опытной работы по развитию форм и методов ученического самоуправления в условиях государственно-общественного управления образованием
Проведённый анализ литературных источников и интернет-ресурсов, обработка результатов, полученных при проведении экспериментальной работы, выявили, что на развитие форм ученического самоуправления оказывает влияние ряд факторов государственно-общественного управления образованием:
- Учёт личностных качеств и интересов учащихся, вовлечённых в ученическое самоуправление.
- Учёт социальных и экономических условий при организации педагогического процесса.
- Стремление к личностному росту учащихся в процессе их управленческой деятельности.
- Определение возможных перспектив школьников, осуществляющих деятельность в рамках ученического самоуправления.
- Регулярный анализ результатов деятельности учащихся при организации ученического самоуправления.
Выявление данных факторов позволило разработать методические рекомендации по развитию форм ученического самоуправления.
- Построение ученического самоуправления с учётом личностных качеств и интересов учащихся. Эффективность ученического самоуправления во многом зависит от того, насколько школьники замотивированы на его реализацию. Для выявления данных характеристик целесообразно использовать «Методические рекомендации по проведению психологического исследования» (Л. В. Куликов, 2001).
- Постепенное усложнение форм ученического самоуправления. На начальном этапе реализации ученического самоуправления целесообразно применять простые формы. Например, организацию учащимися несложных конкурсов для небольшого количества участников. Со временем организационные и коммуникативные качества школьников, вовлечённых в процесс ученического самоуправления, будут развиваться и усложнение форм ученического самоуправления станет возможным. Они смогут осуществлять управленческие функции для значительного количества человек и их роль в жизни образовательной организации существенно возрастёт.
- Постепенное повышение самостоятельности учащихся при принятии ими управленческих решений. На начальном этапе реализации ученического самоуправления педагог организовывает и направляет деятельность детей. Впоследствии они собственными силами смогут осуществлять управленческие решения в рамках их компетенции.
- Систематический анализ результатов ученического самоуправления и определение новых перспектив его реализации. В постоянно меняющихся социально-экономических условиях жизни общества важно учитывать возможные изменения окружающей среды для конструктивной социализации учащихся. С данной целью необходимо регулярно выявлять развитие полезных качеств учащихся, полученных в ходе реализации ученического самоуправления, и на основе информации об этих качествах развивать новые формы самоуправления школьников.
Таким образом, подведем следующие итоги по второй главе.
- Дополнительное образование является благоприятной базой для развития форм ученического самоуправления. При этом большое значение имеет характер взаимодействия представителей актива с воспитанниками секций и кружков образовательной организации.
- Развитие форм ученического самоуправления, связанное с взаимодействием актива школы со школьными кружками и секциями, шло по пути усложнения структуры, повышения масштабности и зрелищности, увеличения числа зрителей, участников и организаторов.
- В процессе развития форм ученического самоуправления постепенно происходило увеличение степени самостоятельности работы актива школы.
- Организация различных форм ученического самоуправления на базе дополнительного образования привело к развитию качеств учащихся, способствующих их личностному росту.
- Разработка исследовательских проектов и бизнес-проектов школьников является одной из самых благоприятных возможностей развития форм ученического самоуправления.
- Развитие форм ученического самоуправления в процессе работы над исследовательскими проектами школьников в ГУ МБОУ «СШ №29» отдела образования города Норильска Красноярского края началось с организации несложной экспериментальной работы активом данного образовательного учреждения. Постепенно организация исследований усложнилась.
- Следующий этап эволюции форм ученического самоуправления – помощь в организации научно-практических конференций школьников. При этом происходило постепенное увеличение самостоятельности актива в процессе их организации.
- Самостоятельная разработка бизнес-проектов активом школы привела к осуществлению новых форм ученического самоуправления: коллективной трудовой деятельности и организации бизнес-конференции школьников.
- Анализ результатов педагогических экспериментов, а также сравнение показателей, полученных в результате проведения различных методик, среди учащихся, включённых в ученическое самоуправление, и школьников, не охваченных данным видом деятельности, позволяет сделать выводы о том, что гипотеза данной исследовательской работы нашла своё подтверждение, а также разработать методические рекомендации по развитию форм ученического самоуправления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Осуществление ученического самоуправления в образовательных организациях на современном этапе развития отечественной педагогики является необходимым условием реализации государственно-общественного управления образованием. При этом происходит развитие различных форм ученического самоуправления.