Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Развитие различных форм ученического самоуправления напрямую зависит от формирования различных видов внеклассной работы в данной образовательной организации. На современном этапе развития учебно-воспитательного процесса выделяют основные виды деятельности учащихся:
- Учебная деятельность.
- Спортивная деятельность.
- Культурно-массовая работа.
- Туризм.
- Журналистика [15, 18, 36].
Введение указанных видов деятельности ученических коллективов в школьную практику привело к формированию гармоничной системы ученического самоуправления, которая затрагивает все основные стороны школьной жизни. Однако не в каждой образовательной организации одинаково хорошо развиты все перечисленные категории внеклассной деятельности. В одном учреждении сильнее развита спортивная деятельность, в другой - туризм, в третьей – журналистика и др. С одной стороны, это оказывает положительное влияние на развитие ученического самоуправления, это является определённой «визитной карточкой» образовательного учреждения, но с другой стороны, это проявление недостатков в работе педагогов. Ученическое самоуправление призвано развивать в детях как можно больше разносторонних качеств, поэтому администрации образовательных организаций должны привлекать к работе педагогов, способных развить самоуправление как можно шире [28, 39, 43].
Однако при выборе форм в первую очередь следует руководствоваться потребностями учащихся, поскольку ученическое самоуправление предполагает их самостоятельную работу и самостоятельную ответственность за результаты этой работы. Органы ученического самоуправления должны быть созданы самими учащимися [37].
На современном этапе развития основного общего образования существует два основных приёма привлечения школьного актива к организации определённого мероприятия. Первый приём характерен в основном для организаций с развитой системой внеклассной работы, с наличием организованных инициативных групп учащихся. При этом основным помощником педагогов становится инициативная группа, которая берёт на себя ответственность за организацию мероприятия. Вторая форма характерна для организаций, в которых нет хорошо развитых творческих объединений учащихся, по крайней мере, по отельным областям. В таких случаях работа организуется по классам. Классный руководитель берёт ответственность за мероприятия, привлекая свой класс. На собрании класса выбираются ответственные, раздаются поручения. Нетрудно догадаться, что в таких случаях возможности учащихся достаточно ограничены, так как классы состоят из учащихся одного возраста и они не имеют такого опыта, который присущ активу инициативных групп образовательной организации в целом. Также возможны и смешанные формы привлечения школьников к ученическому самоуправлению [37].
Индивидуальные особенности учащихся, их интересы и потребности также являются важной основой выбора форм ученического самоуправления.
В настоящее время ученическое самоуправление может проявляться в самых разнообразных формах. Рассмотрим основные из них.
- Организация мероприятий правовой направленности. Здесь решаются основные вопросы, связанные с созданием учащихся органов самоуправления, распределяются полномочия этих органов, определяются цели, задачи и методы ученического самоуправления. Также во время проведения этих мероприятий возможны встречи с инспекторами ПДН для профилактики различных правонарушений, с общественностью для обсуждения важных социальных проблем и поиска путей их решения, с представителями различных организаций [23, 28, 38].
- Подготовка и организация культурно-массовых мероприятий. Данная форма позволяет учащимся выявить и проявить их творческий потенциал, разнообразные способности. Кроме того, это один из важнейших способов сплочения детского коллектива. Органы ученического самообразования могут подготовить и провести различные конкурсы, праздники, приуроченные к определённым датам (новогодние торжества, День матери, международный женской день и т.д.), выставки, экскурсии и многое другое [26].
- Подготовка и организация спортивных мероприятий. Данная форма способствует развитию лидерских качеств и организаторских способностей. Учащиеся могут подготовить и провести различные соревнования, дни здоровья, спортивные конкурсы и др.[34]
- Работа над коллективными исследовательскими проектами. В настоящее время исследовательская работа учащихся является важнейшим средством развития их интеллектуальных способностей. Коллективная работа над проектами позволит им научиться самостоятельно планировать и проводить несложные эксперименты, разовьёт интерес к самостоятельным рассуждениям и сформирует положительную мотивацию к научно-исследовательской деятельности. Исследовательские проекты активно создаются по разным направлениям (гуманитарному, естественнонаучному, техническому, информационному, экономическому и др.). Часто данные направления интегрируются [12, 16].
- Подготовка и проведение научно-исследовательских конференций школьников. Это одна из самых сложных форм ученического самоуправления. Вместе с тем она является наиболее эффективной для развития их личности. Научно-исследовательская конференция, как правило, является итогом работы учащихся над исследовательскими проектами. Тематика её бывает самой разнообразной и определяется прежде всего интересами и потребностями школьников, а также социально-экономическими условиями [45].
- Шефство старших над младшими. Данная форма активно реализуется при работе старшеклассников в школьном лагере в качестве вожатых, при работе старших школьников в качестве репетиторов. При этом очень важно, чтобы учащиеся, работающие с младшими школьниками, проявляли доброжелательность и внимание по отношению к ним. Только понимающие отношения будут способствовать эффективной деятельности и получению положительных результатов в данном направлении [11, 15].
- Осуществление коллективной трудовой деятельности. Эта форма ученического самоуправления определяется различными видами трудовой деятельности, актуальной в конкретных условиях. Это может быть работа на пришкольном участке, коллективная помощь пожилым людям, деятельность по благоустройству образовательной организации. При осуществлении трудовой деятельности важно, чтобы инициатива этой деятельности исходила от самих учащихся [19].
- Организация мероприятий экологической направленности. В современном состоянии окружающей среды развитие данной формы ученического самоуправления особенно актуально. Они могут быть реализованы в различных мероприятиях, направленных на защиту окружающей среды, на работу, направленную на помощь животным (создание живых уголков, кормушек, скворечников и др.) [40].
Формы ученического самоуправления могут меняться в зависимости от динамики потребностей школьников и изменения внешних условий. Актуальность различных форм ученического самоуправления также непостоянна: с развитием научно-технического прогресса одни формы постепенно меняются на другие [17].
Перечисленные формы ученического самоуправления развиваются на основе ряда критериев:
- Вовлечённость школьников в организацию учебно-воспитательной деятельности и управление ею.
- Способность учащихся организовать коллективную деятельность;
- Осознание школьниками ответственности за собственную коллективную деятельность.
- Умение проводить анализ и определять перспективы развития.
В целом развитие форм ученического самоуправления должно сопровождаться возрастанием доли участия в них школьников: только их самостоятельная деятельность и сознательная активность позволит развивать важнейшие личностные качества.
Возможности государственно-общественного управления образованием в развитии форм и методов ученического самоуправления
В настоящее время возможности государственно-общественного управления образованием во многом определяют пути реализации ученического самоуправления. В настоящее время в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования существует раздел, подразумевающий необходимость осуществления ученического самоуправления. Согласно данному разделу, ученическое самоуправление должно быть частью педагогического процесса [2]. В этом же документе говорится о том, что ученическое самоуправление – это реализация одного их важных прав – права на участие в управлении делами государства. В законе «Об образовании» это право официально закреплено. Осуществление ученического самоуправления определено ст. 35 (пунктом 2), ст. 50 (пунктом 4) федерального закона «Об образовании», а также 9 федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».
На уровне образовательных организаций право учащихся на реализацию ученического самоуправления прописывается в уставе, содержание которого не может противоречить закону об образовании и Конституции РФ.
Все необходимые положения должны быть прописаны в Уставе образовательной организации. Если в Уставе школы (гимназии, лицея и др.) данных положений нет, их обязательно следует разработать и добавить в Устав, поскольку они продиктованы требованием закона, а не являются лишь пожеланиями администрации образовательного учреждения [1,17,25].
Для того чтобы ученическое самоуправление осуществлялось эффективно и обеспечивало положительное воздействие на развитие важных качеств личности учащихся, в конкретных образовательных организациях создаются локальные акты. Это может быть «Положение о самоуправлении в образовательной организации», в котором определяется формы, содержание и структурные элементы ученического самоуправления. Кроме этого, в отдельных организациях принимаются специальные положения о создании внутренних структур, которые формируют систему ученического самоуправления, поддерживают его организацию и контролируют результаты этого процесса. Полномочия отдельных подразделений, осуществляющих различные функции по реализации ученического самоуправления, могут быть определены на педагогическом совете, при проведении общешкольного родительского собрания, а также на заседаниях детской организации.
Согласно данным многочисленных педагогических работ (В. Г. Быковой, Е. А. Жестковой, З. М. Колесникивой, Е. Л. Низиенко, А. С. Прутченкова и др.), эффективность и прогресс ученического самоуправления во многом зависит от руководства образовательного учреждения. Современный подход к управлению образованием подразумевает уважительное отношение к ученическому самоуправлению со стороны администрации образовательной организации, доброжелательное отношение к этому процессу и осуществление поддержки ученического самоуправления на различных этапах его реализации. Помимо помощи школьникам в осуществлении ученического самоуправления, большое значение имеет оказание поддержки педагогам, родителям и даже общественности со стороны руководства образовательной организации [12,15,24,28,44].
В подготовке и реализации ученического самоуправления имеет место деятельность практически всех участников педагогического процесса. При этом роль отдельных представителей образовательного учреждения особенно важна. Рассмотрим влияние различных участников педагогического процесса на организацию и осуществление ученического самоуправления по данным С. Г. Алексеева, В. И. Бочкарёва, В. М. Коротова, Е. В. Котовой, В. С. Собкина, Л. И. Филатовой [5, 8, 21, 22, 55, 83, 90].
- Директор образовательной организации. Его важнейшая функция заключается в разработке стратегии воспитательной работы данной организации и в контроле над её реализацией. Также в полномочия директора входит распределение материальных ресурсов, в частности для осуществления ученического самоуправления [8].
- Заместитель директора по воспитательной работе. Данный участник педагогического процесса контролирует разработку концепции воспитательной работы данной образовательной организации, осуществляет взаимодействие со смежными учреждениями, обеспечивает функционирование дополнительного образования. Также он организовывает участие коллектива организации в различных муниципальных и региональных проектах, находящихся под контролем управления образованием. Всё это неизбежно сказывается на реализации ученического самоуправления внутри образовательной организации [5, 21].
- Педагог-организатор. Данный участник педагогического процесса отвечает за содержание различных коллективных мероприятий, за их подготовку и проведение, а также принимает большое участие в организации дополнительного образования и во внедрении его результатов в общественную деятельность. Также он координирует работу детских организаций, функционирующих в составе образовательного учреждения [5, 22].
- Старший вожатый. Сопровождает учащихся и организовывает их коллективную деятельность, осуществляет контроль над работой общешкольной детской организацией. Его основная работа в реализации ученического самоуправления заключается прежде всего в организации практической деятельности коллектива учащихся [21].
- Педагог-психолог. На основании результатов своих профессиональных методик выявляет лидеров ученического коллектива, которые и составляют актив, обеспечивающий реализацию ученического самоуправления. Определяет качества учащихся, необходимые для оптимизации ученического самоуправления. Помогает развивать лидерские и организаторские способности учащихся, их творческий потенциал, способствует сплочению коллектива [55, 73].
- Социальный педагог. Выявляет детей группы риска, которые могут оказать негативное влияние на организацию ученического самоуправления, и способствует предотвращению нежелательных результатов этого процесса [5, 21].
- Классные руководители. Имеет возможность исследовать интересы учащихся, проводит активную работу с родителями, хорошо знает атмосферу классного коллектива, возможности отдельных учащихся [89].
- Учителя-предметники. Изучают склонности учащихся к какой-либо деятельности, их интересы и способности. Консультирует школьников в рамках своего профиля, участвует в подготовке и осуществлении различных мероприятий (конкурсов, олимпиад, конференций, семинаров и др.) [75].
Таким образом, педагогический коллектив в целом способствует организации ученического самоуправления. Отдельные его представители вносят свой вклад в этого процесс. Так что эффективность и результативность ученического самоуправления во многом зависит от комплексного воздействия всех участников педагогического процесса.
Работа педагогического коллектива, направленная на успешную реализацию ученического самоуправления, очень важна. Однако решающее значение для этого процесса имеют личностные качества учащихся, которые на всех этапах организации и функционирования ученического самоуправления являются самостоятельным органом. Для того чтобы ученическое самоуправление давало положительные результаты, учащиеся должны обладать рядом качеств. Очень важно при этом контролировать развитие этих качеств и регулярно проводить анализ результатов этого развития [48, 87, 93].
Согласно данным ряда авторов (В. В. Созонова, И. Н. Хуснутдиновой, Штерингарц, Е. М.), одним из важнейших качеств, способствующих эффективному ученическому самоуправлению, являются организаторские способности учащихся. Хорошее развитие организаторских способностей актива школьников позволяет учащимся осуществлять практическую работу в области ученического самоуправления, что является самой важной частью этого процесса. Организаторские навыки помогают школьникам самостоятельно выбрать направления и формы практической деятельности, осуществить их коллективную работу [52, 57, 58, 82].
Ещё одно важное условие для продуктивного ученического самоуправления – это развитие лидерских качеств учащихся. Различные авторы (Л. А. Байкова, А. С. Соколова, Н. Викторов, Т. В. Сорокина) считают, что школьники, обладающие развитыми лидерскими качествами, имеют адекватно высокую самооценку, проявляют уверенность в себе и в своей работе, стремятся помогать своим товарищам в общественной работе. Лидеры среди школьников – это активные учащиеся, настроенные на получение положительного результата в различных видах коллективной деятельности, стремящиеся к развитию своих способностей [65, 66, 69, 70].
Помимо организаторских способностей и лидерских качеств учащихся, для реализации ученического самоуправления большое значение имеет стремление школьников к личностному росту. Это одна из мощных движущих сил развития их творческих, интеллектуальных и физических способностей, что во многом определяет цели и результаты их самоуправления [32, 94].
Следующее качество личности школьников, которое имеет значение для получения положительных результатов ученического самоуправления, это уровень развития их интеллектуальных способностей. Высокий уровень развития интеллекта позволит учащимся эффективно осуществлять различные виды деятельности, требующие глубоких знаний и самостоятельной мыслительной активности [29, 35].