Файл: Понятие и признаки государства (государство, анализ основных подходов к его пониманию, закономерностей его развития).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВА
1.1. Государство, его понятие и признаки
1.3. Структура и функции государства
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВО КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
2.1. Государственно-правовой режим как отражение политической организации общества и его виды
2.2. Форма правления как структурная организация общества и её виды
2.3. Форма государственного устройства как территориальная организация общества и её виды
Современная отечественная юридическая наука оперирует различными понятиями, однако в обще-ориентальном виде уже преимущественно в русле общих универсалий, анализ которых дает основания утверждать, что исследователи пытаются вложить в понятие государства преимущественно тот смысл, который для исследователя считается наиболее правильным. Это приводит к тому, что само понятие государства снова становится аморфным и лишенным, как оказывается, собственной (аксиома) содержательной основы. В определяющем аспекте доминируют формально - логические позиции, которые в большинстве случаев сводятся к перечислению преимущественно того, что в дальнейшем будет определено как признаки, свойства государства, выделение и уяснение логики связей между ними.
Почти все ученые-правоведы согласны с тем, что государство характеризуется наличием следующих основных признаков: наличие политической публичной власти; население; территория; суверенитет; наличие системы специализированных органов и организаций, создаваемых государством для выполнения ее функций и задач; возможность самостоятельно разрабатывать, принимать или санкционировать общеобязательные правовые нормы, распространяющие свое действие на всю территорию государства; возможность самостоятельно определять и устанавливать систему налогообложения с целью удержания государственных органов и выполнение общестроительных социальных функций[8].
Кроме указанных основных признаков государства, в современной научной литературе выделяют еще так называемые факультативные, или дополнительные признаки государства, к которым относятся: наличие собственной денежной единицы, наличие вооруженных сил и наличие собственной государственной символики[9].
Н. Н. Алексеев считал элементами государства «следующие всем известные элементы: территория, население, власть, организованный порядок. Первые три элемента относительно общепризнанны, хотя третий из них (власть) с большей или меньшей последовательностью включается представителями… юридической школы»[10]. Н. И. Лазаревский был убежден, что «народ и власть не только не являются отличительными признаками государства, но они не могут быть признаны и его элементами... логически правильнее говорить, что элементами государства являются люди, состоящие между собой в таких отношениях, что одни подчинены другим». Трёхэлементный набор признаков государства, предложенный Г. Еллинеком, хотя и не раскрывает до конца сущность данного явления, тем не менее, позволяет дать ему формальное определение: государство – это территориальное объединение людей, основанное на суверенной публичной власти.
Как итог, основные признаки государства следующие: территория, население, суверенная публичная власть.
1.2. Формы и виды государства
В современной литературе существует несколько подходов к пониманию формы государства. В частности, в энциклопедической литературе форма государства определена как непосредственный носитель ее сути и содержания. Каковы суть и содержание (функции) государства, такой в конце концов и будет ее форма. Суть государства проявляется в том, волю и интересы которых слоев, групп, классов государство представляет и защищает.
Исследовать государство с точки зрения формы - значит, в первую очередь, изучить ее состояние, ее основные составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти. Одним из тех, кто считал, что форма государства зависит от многих факторов: способа организации государства, характера и уровня развития населения, отношений, которые сложились между классами, экономических условий существования общества и т.д., был Н.К. Ренненкампф[11].
Ренненкампф считал, что, учитывая факторы, которые влияют на форму государства, одна и та же форма государства в разные периоды существования общества не может быть одинаковой, так, например, республика и монархия древнего мира не похожи на республику и монархию современности. Ученый обратил внимание, в частности, и на элементное наполнение такого термина как «форма государства», использовать который начали еще в XVIII веке в философской и юридической литературе.
Современный термин «форма государства» тоже служит доктринальным целям, в частности классификациям современных государств. Понятие «форма государства» обычно рассматривается в трех его проявлениях (элементах): 1) форма государственного правления; 2) форма государственного устройства; 3) форма (тип) политического режима. Такое понимание формы государства сложилось не сразу. Долгое время считали, что она состоит из формы правления и формы государственного устройства, к которым в дальнейшем добавили политический режим. В научной литературе высказывались различные мнения относительно тех или иных аспектов синтетического понятия «форма государства». Так или иначе, на сегодняшний день наиболее распространенной является концепция организации государственной власти, заключается в единстве трех элементов - правления, государственного и политического режимов[12]. Определив форму государства как совокупность трех основных элементов, логично встает вопрос количественного наполнения формы государства, поскольку такой Трехэлементный состав не всегда был приемлемым, и до сих пор не определен, ведь как уже отмечалось выше, понятие формы государства является чрезвычайно сложным и комплексным.
В научной литературе разных периодов существует несколько точек зрения относительно количества элементов, которые входят в понятие «форма государства», и какое значение имеет каждый из них. Вопрос о том, что же необходимо понимать под составляющими формы государства, имеет долгую и своеобразную историю в юридической науке. В середине XX века он стал предметом оживленного обсуждения, что проводил среди советских государствоведов. Не будет преувеличением признать, что древнее и наиболее изученным элементом формы государства является форма государственного правления как способ устройства высших органов власти. Дореволюционные авторы писали о способах правления, в рамках которых рассматривались, в основном, вопросы формы правления, однако внимание было уделено и вопросам территориального устройства государства[13]. В 40-60 гг. XX в. в советской науке было распространено двоелементним концепция, согласно которой форма государства включает в себя форму правления и форму государственного устройства.
Такой точки зрения придерживались М.А. Аржанов, С. А. Голунский, А. Денисов и другие[14]. При этом некоторые из этих ученых уточнял, что в широком смысле под понятием форма государства следует понимать два вышеупомянутые элементы, а в узком вообще только один - форма правления[15]. Впоследствии Л. П. Рожкова отмечала, что форма государственного устройства во многом является производной от формы правления. Под формой государства целесообразно было бы понимать, прежде всего, форму государственного правления, а форму государственного устройства рассматривать как конкретизирующий признак, позволяющий дополнительно классифицировать формы государств в пределах основных классифицируя признаков[16]. В конце 40-х - начале 50-х годов было предложено включить в понятие форма государства также третий элемент - политический режим, отражающий совокупность методов существования государственной власти. Эту позицию разделяли, в частности, И. Д. Левин, и М. П. Фарберов[17]. И. А. Иванников считал, что появление в юридической литературе термина «политический режим» предоставила новый импульс дискуссии о структуре понятия форма государства[18]. Так Г. М. Манов предложил в форме государства понимать именно политический режим, «а форму правления и форму государственного устройства рассматривать как элементы или составные части политического режима»[19].
В свою очередь А. Денисов, Г. А. Белов и некоторые другие авторы предлагали ввести политический режим в рамки категории формы государства и использовать его для характеристики сущности и содержания государства[20].
По мнению М. М. Вопленко, в качестве элемента формы государства должна рассматриваться не весь политический режим, а лишь его часть - государственный режим[21]. Ф. М. Бурлацкий, наоборот, предложил расширенное четырех-элементную трактовку формы государства, в состав которой он включил также политическую динамику, характеризовать изменения, которые будут происходить в трех основных элементах[22]. Кроме того, понятие «форма государства» начали рассматривать под углом внутренней и внешней формы. Л.И. Каск использует термин «внутренняя форма» для характеристики политического режима, а понятие «внешняя форма государства» - для характеристики формы правления и формы государственного устройства[23]. В свою очередь, В. С. Петров различает понятия «внутренняя» и «внешняя»форма государства в зависимости от наличия или отсутствия связи с конкретным классовым содержанием государства.
В современной юридической литературе наиболее традиционной является Трехэлементные трактовка формы государства, в состав которой входит форма государственного правления, форма государственного устройства и политический режим (В. В. Лазарев, В. Е. Чиркин, М. М. Марченко и другие). При этом за последним элементом (политический режим), как правило, признают главную роль, поскольку изменения в политическом режиме влекут за собой изменения, как формы правления, так и формы государственного устройства. Как нам известно, форма правления, а также форма государственного устройства и конечно же, политический режим входят в состав общественного явления, как форма государства.
Следует отметить, что территория, также население и власть представляют собой содержательные характеристики государства, отражающие то общее, что присуще всем государствам. При этом нужно сказать, что государства сильно отличаются друг от друга с точки зрения своей внутренней организации, что выражается в понятии «форма государства». Соответственно, можно сказать, что форма государственного устройства представляет собой территориальную организацию государственной власти, которая непосредственно выражается в соотношении властных полномочий центральных и местных государственных органов[24].
Безусловно, организация государства следует рассматривать с точки зрения распределения государственной власти, также государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства согласно форме государственного устройства государства бывают трех видов: унитарные; федеральные; конфедеративные. Следует отметить, политический режим - это общий характер методов, как система различных приемов и средств, которые используются при осуществлении государственной власти. Что касается государственных режимов, то они, как правило, бывают двух видов: демократическими режимами; антидемократическими режимами, т.е. тоталитарными авторитарными и расистскими. Вот именно по этой причине главным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти.
Итак, форма государства - это его структурное, территориальное и политическое устройство, объединяющая три его элемента: форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Именно в данном понимании форма государства и дает характеристику государства с позиций того, как организована верховная государственная власть, каковы принципы её взаимодействия с населением, каким образом государство в целом строит свои взаимоотношения с входящими в него составными частями, и с помощью каких способов и методов осуществляется государственная власть.
1.3. Структура и функции государства
Государство проявляет себя как механизм в процессе работы упорядоченной системы специальных органов, коллективов должностных лиц и служащих, которые управляют делами общества в пределах собственных полномочий. Подобные коллективы обычно функционируют на постоянной и профессиональной основе. Этими чертами они выделяются из общества, что ставит их над обществом. Граждане могут участвовать в жизнедеятельности и управлении страной, но в конечном счете именно государственные органы и их должностные лица отвечают за эффективность собственной работы. Деятельность системы государственных органов и их профессиональных коллективов образует механизм государства.
Таким образом, механизм государства представляет собой систему государственных органов, ключевой чертой которых является осуществление власти, выполнение своих задач и функций. Механизм государства формирует реальную организационную структуру, имея которую оно осуществляет определенную политику. В юриспруденции понятие «механизм государства» и понятие «государственный аппарат» обычно используются как синонимы. Однако имеется точка зрения, что государственный аппарат представляет собой система органов, которые непосредственно осуществляют управленческую деятельность и наделены для этого властными полномочиями. А понятие «механизм государства» помимо государственного аппарата включает ещё государственные учреждения и организации (армия, полиция и т.д.), используя которые государственный аппарат и действует.