Файл: Понятие и признаки государства (государство, анализ основных подходов к его пониманию, закономерностей его развития).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 163

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Государство явление чрезвычайно многогранное и важное для жизнедеятельности человеческого сообщества. Не случайно его изучением занимаются несколько областей гуманитарного знания - от истории и философии до правоведения, социологии, политологии.

Постижение сущности понятия государства составляет одну из основных задач теории государства. Познать сущность государства - значит, выявить главное и определяющее в его функционировании и развитии, в его социальной ценности и назначении.

Государство не только и не столько особый аппарат управления обществом, сколько организация, интегрирующая социально дифференцированное общество для его сохранения и обеспечения наилучшего развития. Государство выступает не в качестве аппарата власти, но организатором общества. Государство нельзя изучать в отрыве от общества, можно лишь в некоторой степени абстрагироваться от последнего.

Актуальность данной работы заключается в том, что вопрос о понятии государства является одним из основополагающих и остродискуссионных в теории государства. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названный вопрос прямо или опосредованно затрагивает интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство - очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Суть государства заключается в том, что оно является единственной организацией политической власти, которая управляет всем обществом.

Объектом данной работы является государство, анализ основных подходов к его пониманию, закономерностей его развития.

Предметом данной работы выступают труды ученых, которые в своих работах исследуют особенности государства, закономерности его развития.

Целью настоящей работы является комплексное изучение сущности государства, а также анализ основных подходов понимания государства и закономерностей его развития.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

раскрыть понятие и признаки государства;

рассмотреть формы и виды государства;

проанализировать структуру и функции государства;

дать анализ государственно-правовому режиму как отражение политической организации общества;


охарактеризовать форму правления как структурную организацию общества;

исследовать форму государственного устройства и форму российского государства.

Методологическую основу исследования составили методы анализа и синтеза, формально-логический и формально-юридический методы исследования, метод сравнительного правоведения, исторический метод.

Теоретическую основу настоящей работы составляют труды отечественных ученых в области теории государства. При написании настоящей работы, использовались труды таких ученых как Абдулаев М.И., Гиляров Е.М., Григорьева И.В., Демидов А.Б., Диденко А.А., Матузов Н.И., Малько А.В., Мелехин А.В., Мусатов Ф.В., Мухаев Р.Т., Сокольщик И.М., Суслина И.А. и др.

Данная работа состоит из введения, двух глав, которые, в свою очередь, разбиты на параграфы, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВА

1.1. Государство, его понятие и признаки

В настоящее время известны сотни (некоторые авторы пишут «тысячи») определений государства и причин его появления. Можно выделить пять основных подходов к понятию государства, сформулированные Чиркиным В.Е. в учебнике «Государствоведение»: теологический, арифметический (классический), юридический, социологический и технико-кибернетический[1]. Согласно теологическому подходу представление о государстве явление получило свои истоки еще в древних Египте, Вавилоне, Китае, но как общественное явление его истолковали в священных текстах в таких религиях как иудаизм, христианство, ислам. Естественно, в каждой религии толкование было разным, но суть заключалась в том, что государство создано Богом. Именно поэтому нельзя идти против государства, так как против Бога выступать невозможно.

Заветы о государстве также истолковали структуру государства в качестве «идеальной организации», к которой надо стремиться при его построении. На сегодняшний день такой подход не является распространенным, однако некоторые арабские государства, такие как Саудовская Аравия, ОАЭ, (в меньшей степени – Непал, Бутан) официально провозглашены исламскими монархиями или республиками. Теологический подход обладает весьма позитивными взглядами на взаимоотношение общество и государства. Так, в христианстве – это призыв к государству (правителям) соблюдать общечеловеческие ценности (справедливость, взаимопомощь и т.д.).


Арифметический подход рассматривает государства как некое объединение людей с целью построение цивилизованной жизни на определенной территории (для упорядочения отношения людей), используя власть народного собрания. Важно отметить, что данный подход наиболее близок к современному представлению понятия государства и объективную действительность, так как он определяет три соединенных между собой элемента, образующие государство: власть, территория и население. Минус данного подхода, что он подходит не ко всем государствам, например, у государства кочевников-монголов территория подвижна. Кроме того, данный подход не уточняет характер термин «власть» и не определяет ее основные характеристики, учитывая различные виды власти (родительская, власть старейшин и пр.), в виду этого, можно считать понятие «государства» раскрыто не полностью.

Юридический подход был достаточно актуальным в период Первой мировой войны. Он провозглашал свержение абсолютизма и закрепление правовых норм (прежде всего речь идет о конституции), регулирующих отношения людей на принципах свободы, равенства и братства. Идеи, которые составляли сущность данного подхода были весьма прогрессивны. Основная суть заключалась в борьбе против абсолютизма и обеспечение общечеловеческих ценностей (права и свободы человека), в виду чего идеи были поддержаны народом. Согласно юридическому подходу государство выступает как субъект права в международных отношениях в мировом сообществе, а также и в отношениях внутри самого государства, в случае, например, нанесенного вреда органами государства личности человека именно государство несет за это ответственность (гражданский иск к президенту).

Сторонники данного подхода также разделяют государство (ограниченная власть) и деспотию (неограниченная власть)[2]. Но, наиболее широкое распространение уже в современной науке получил социологический подход с политологическим акцентом. Представителями данного подхода выступила марксистская школа, положившая начало коллективистской концепции государства, при этом односторонне рассматривая государство, прежде всего с классовых позиций.

С точки зрения марксизма-ленинизма государство является органом диктатуры какого-либо определенного класса (рабовладельцев, феодалов, буржуазии). В результате социалистической революции оно становится диктатурой пролетариата. Анализируя современную марксистскую литературу, государство можно определить как универсальная политическая организация экономически господствующего класса (классов) в обществе страны, одной из основных функций которого – регулирование отношения классов и иных социальных слоев (интеллигенции) путем применения публичной власти государственным аппаратом.


Данный подход среди признаков государства помимо основополагающего признака – власти особого рода, как правило, называют: распределение населения по административно-территориальным единицам, налоги и сборы, суверенитет и право в качестве особой системы общеобязательных норм, которые обеспечиваются государственным принуждением. Наконец, технико-кибернетический подход, который согласно тенденциям перехода к постиндустриальному, информационному обществу, появился в США в 60-ых гг. XX в. В контексте данного подхода государство выделялось в качестве элемента политической системы, которая работает на основе ввода – вывода: ввод информации, последующее преобразование ее в рецепторах, управленческое решение в качестве вывода системы (например, принятие законов, иных нормативно-правовых актов и др.) и снова последующий новой информации, то есть происходит повторение цикла.

Несмотря на существование различных подходов к пониманию государства, до настоящего времени единый и признаваемый всеми подход в науке государства и права отсутствует. Причиной тому является историческая эволюция государства на протяжении всей истории его развития. Исторические события накладывали свои отпечатки на понимание сущности государства его исследователями, которые в свою очередь воспринимали происходящие государственно-правовые явления по-разному, соответствующее ее трактовали в своих трудах.

Однако, несмотря на индивидуальные особенности всех государств наукой государства и права определены основные черты, определяющие государство в качестве организованной политической формы. К ним относят: наличие аппарата государственной власти, государственный суверенитет, территориальная организация, общеобязательный характер актов государства, налоги и государственная казна[3].

Проведённый комплексный теоретический анализ научно-правовых источников по исследуемому вопросу продемонстрировал, то, что понятие государства в разные исторические периоды трактовалось по - разному. Так, Н. М. Коркунов определял государство как общественный союз, представляющий собою самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми. Как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории трактовал государство Г. Ф. Шершеневич. Л. Гумплович определял государство как «естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка. То есть большинство мыслителей прошлого рассматривало государство, прежде всего с социологической точки зрения. Однако предпринимались попытки дать ему и юридическое определение[4].


Гегелевское понимание государства базировалось на его общей философской системе, трактующей государство как порождение особых духовных начал человеческого бытия: «Государство есть действительность нравственной идеи – нравственный дух как очевидная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она знает»[5].

Марксистско - ленинская наука определяла государство исходя из его классовой природы. К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали государство как аппарат угнетения одного класса другим, а В. И. Ленин – как машину подавления одного класса другим. Многообразие взглядов на государство обусловлено тем, что оно является сложным, многогранным и исторически меняющимся явлением. Определяя признаки государства и их правовой статус, Г. Еллинек относил к таковым государственную территорию, население (народ) и государственную власть. Сконструированная им трехэлементная конструкция впоследствии стала достаточно популярной. Ею пользовался, в частности, Л. Дюги. Он выделял следующие элементы государства: коллективность (нация, народ), территория, суверенитет. Останавливаясь на признаках, которыми характеризуется государство, В. М. Хвостов усматривал их в «особенностях, свойственных трем основным элементам государства; эти элементы суть: верховная власть, территория, население».

Итак, почти вся научная история понятия государства оперирует различными определениями, в ориентально-обобщенном виде можно свести к следующим: государство как аппарат власти (характерное определение для государства эпохи древнего мира); государство как организация политической власти (эпоха Средних веков и Нового времени); государство как политическая организация общества (Новое и Новейшее время); государство как публичная организация политической власти общества (Новейшее время)[6].

Отечественная университетская юридическая мысль дореволюционного времени оперировала, в частности, такими понятиями: объединение свободных людей, где порядок обеспечивается установлением монополии государственных органов на осуществление принуждения (Б. Чичерин); правовая организация народа, обладающая во всей полноте собственной самостоятельной первичной властью (Б. Кистяковский)[7].

В 30-50-х гг. ХХ ст. понятие государства ограничивалось классовыми позициями: политическая организация экономически господствующего класса; аппарат власти; машина, при помощи которого этот класс осуществляет свою диктатуру, держит в повиновении своих классовых врагов и защищает материальные условия своего существования от всяких посягательств со стороны враждебных ему сил как внутри, так и снаружи (В. Ленин). Хотя Ф. Энгельс в свое время писал, что государство есть только, по общему правилу, является государством самого могущественного, экономически господствующего класса; государство является формой организации всего общества в целом. В 60-80-х гг. ХХ ст. эволюция понятия государства сопровождается постепенным отходом от абсолютизации классовых позиций в пользу общих универсалий: историческое выделение из общества; особая организация политической власти; политическая организация; материальный носитель политической власти; публичная власть; институт политической системы общества.