Файл: Понятие и признаки государства (государство, анализ основных подходов к его пониманию, закономерностей его развития).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сущность тоталитарного режима состоит во всеохватывающем объеме государственного регулирования общественных отношений, в насильственном пресечении любых проявлений социальной саморегуляции, местного и профессионального самоуправления, самостоятельности в личных и семейных делах, в области науки и культуры. Во взаимоотношениях государства и гражданина требуется руководствоваться общим правилом: все не предписанное властью - запрещено. В тоталитарных государствах вся полнота власти сконцентрирована в одних руках. Она принадлежит или одной партии, или узкой группе лиц, или вождю. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви теряет всякий смысл. Право утрачивает социальную ценность, оно становится средством проведения политики правящей верхушки, по воле которой пишутся законы, осуществляется управление страной, творится судебный произвол[39].

Тоталитарные режимы неоднородны по своему составу. Всемирной истории известны фашистский, монократический, военно-диктаторский, расистский, теократический, диктаторская тирания и социалистический политические режимы. Фашистский тоталитарный режим - представляет собой открытую террористическую диктатуру наиболее шовинистических и расистских кругов общества, направленную на ликвидацию демократии внутри страны, обеспечение исключительного положения титульной нации, проведение агрессивных войн, порабощение или полное уничтожение других народов. Фашистский режим можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Фашизм в Италии был установлен в 1922 году. Для итальянского фашизма характерным было стремление к возрождению великой Римской империи. Фашизм в Германии утвердился в 1933 году, целью которого было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская.

Тоталитарный политический режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя[40]. Фашистский политический режим отошел в историю, не сохранился ни в одной стране мира. Однако без знания его конституционных признаков нельзя понять и смежные с ним виды тоталитарных режимов, что делает изучение фашизма в курсе конституционного права весьма актуальным.


Основными характеристиками тоталитарного политического режима являются следующие: государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти; общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа; монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей; государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа; доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор[41]; господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил; права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации; фактически устраняется плюрализм; централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением; бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества и т.д.

Авторитарный режим представляет собой установленный национальной конституцией порядок осуществления публичной власти, при котором гипертрофированная роль отводится главе государства или главе исполнительной власти страны. Он является либерализованным видом тоталитарного политического режима или разновидностью демократии, которая постепенно утрачивает свои наиболее характерные свойства. Современный авторитаризм представлен на политической карте мира следующими видами:

  1. Авторитарно-консервативный режим - представляет собой такой порядок осуществления власти национальной элиты, который обеспечивает сохранение сложившегося конституционного строя страны, экономических и социальных систем, надвластный характер главы государства. Его отличительные особенности заключаются в том, что он ограничивает права и свободы граждан лишь в экономической и политической сферах. Вне пределов государственного контроля остаются личная жизнь граждан и социально-культурная сфера общества.
  2. Авторитарно-модернизационный режим можно определить как такой порядок осуществления власти национальной элиты, при котором ведущую роль играют высшие исполнительные органы государства, призванные обеспечить, вопреки сложившимся традициям, проведение глубоких политических реформ в целях структурной перестройки экономики, внедрения в производство новейших технологий, повышения эффективности управления всеми отраслями и сферами жизнедеятельности общества, улучшения качества жизни населения страны. Этот режим утвердился в Сингапуре, Республике Корея, Малайзии. В состав правящей элиты стран с авторитарно-модернизационным режимом входят лица, обладающие исключительными качествами, позволяющими им достигнуть наивысших результатов в определенной области государственного управления при наименьших затратах трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Процесс формирования правящей элиты в этих странах находится под жестким контролем общества и государства.
  3. Авторитарно-патриархальный режим представляет собой порядок осуществления власти феодально-монархической аристократии с применением на основе права религиозных и нравственных норм, методов убеждения и принуждения, использования способов влияния и господства с целью воздействия на волю и сознание подданных, выраженные в традиционных для народа формах. Он утвердился в Бахрейне, Кувейте и Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), которые по форме государственного правления являются монархиями. В состав правящей элиты в странах с авторитарно-патриархальным режимом входят все лица монаршей династии, родоплеменная аристократия и мусульманское духовенство. Они играют ведущую роль в осуществлении государственной власти. Экономическую основу авторитарно-патриархального режима составляет многообразие форм собственности, среди которых выделяются государственная, частная и родоплеменная формы собственности.
  4. Авторитарно-этнический режим. Под этим режимом следует понимать такой порядок властвования национальной элиты, при котором от участия в осуществлении государственной власти отстраняются методами принуждения этнические меньшинства, проживающие на территории страны.

Итак, основные характеристики авторитарного политического режима следующие: в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти; игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать; суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы; сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению; в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, и т.п.

2.2. Форма правления как структурная организация общества и её виды

Форма государственного правления – доминантный инструмент организации социально-политических отношений. Основу исследований данного концепта заложили мыслители Древней Греции: это и философский подход Платона к пониманию форм правления и их транзитивных способностей, и учение Аристотеля о правильных и неправильных формах государственной власти. В процессе дальнейшего генезиса научной политической мысли теоретическая база форм государственного правления наполнилась вариативными концепциями и креативными интерпретациями[42]. Как представляется под формой правления необходимо понимать организацию высших органов государственной власти, порядок их образования, принципы их взаимоотношений между собой, степень участия народных масс в их формировании и деятельности.

По мнению И.Р. Кушхова в понятие «форма правления» включаются отношения между государством и населением, между высшими государственными органами, между этими органами и центрами экономической и политической власти, политическая среда, в которой реализуются все эти отношения[43]. Как отмечает А.Л. Бредихин, «в реальной жизни нет форм правления вообще, существующих независимо от конкретной государственно-правовой системы в некоем обобщенном виде[44]. Нет абстрактных монархических или республиканских форм, это теория. На практике же существуют формы правления тех или иных государств, а также их конкретные, обусловленные различными причинами объективные и субъективные разновидности.


Таким образом, подводя итог мы согласны с авторами, которые дают следующее определение: форма правления - это способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, а также степень участия населения в формировании данных органов. Нам представляется, что столь широкая трактовка позволяет рассмотреть все аспекты и специфические черты формы правления как юридической категории.

Формы государственного правления современных государств бывают: монархические, т.е. единоличные, наследственные; республиканские, т.е. коллегиальные, выборные.

Итак, монархия представляет собой форму правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Монархия обладает следующими признаками: вся полнота власти принадлежит монарху и осуществляется им единолично; монарх пользуется властью пожизненно; власть передается по наследству; монарх юридически безответственен. Как отмечает Хропанюк В.Н. республика – это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, которые избираются населением на конкретный срок. Как известно, республиканская форма правления обладает такими признаками, как существование единоличного и коллегиального главы государства; выборность главы государства и других верховных органов на определенный срок; осуществление государственной власти по поручению народа; юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом; обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов; защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства[45].

Как показывает опыт, именно эти две формы правления существуют в наше время до сих пор, поскольку они смогли приспособиться к различным условиям и эпохам политической истории. Рассмотрим критерии, согласно которым и различаются формы правления.

1. По способу участия народа в принятии законов различаются: формы правления с участием народа в законодательстве - непосредственная республиканская форма правления, а также монархия с соучастием народа в законодательстве; государства с выборными представительными органами власти - республика, ограниченная монархия, формы правления, где нет участие народа в законодательстве - абсолютная монархия; а также некоторые особые формы правления).


2. В зависимости от объема полномочий представительного законодательного органа государства, формы правления делятся на: парламентские формы правления - парламентская республика и парламентская монархия. Как извечно. В данных государствах закреплено политическое верховенство парламента; формы правления, при которых парламент не может быть единственным верховным институтом политической власти или же он вообще может отсутствовать.

3. В зависимости суверенитета и режима ответственности главы государства среди форм правления выделяют: Монархии (единоличные, наследственные); Республики (коллегиальные, выборные). Также следует сказать и о том, что можно в мире встретить и особые формы правления или государства, которые не относятся ни к монархии, ни к республике. При монархии верховная власть осуществляется единолично и переходит по наследству.

Таким образом, формы государственного правления современных государств бывают: монархические и республиканские.

2.3. Форма государственного устройства как территориальная организация общества и её виды

Понятие «государственное устройство», несмотря на широкое распространение, как в научной, так и в учебной литературе, до сих пор остается дискуссионным и подвергается серьезной критике. Основным недостатком данного термина, по мнению Куканова А.З. является его многозначность и как следствие неопределенность. Его использование, как в узком, так и в широком смысле, «не отвечает требованиям общепонятности и однозначности, столь необходимым в праве»[46].

В широком значении понятие «государственное устройство» используется в качестве синонима понятия «государственный строй», включающего как социально-экономические, политические основы государства, так и основы правового статуса его граждан, территориальное устройство государства, систему государственных органов. Использование данного термина в широком смысле в большей степени распространено в неюридической литературе, среди философов, историков и представителей иных общественных наук. В узком смысле под государственным устройством понимается территориальный аспект, выраженный в соотношении государства как целого с его составными частями