Файл: Понятие и признаки государства (государство, анализ основных подходов к его пониманию, закономерностей его развития).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Высказывается точка зрения, что понятие «государственный аппарат» отражает все государственные органы в статике, а понятие «механизм государства» – то же самое, но в динамике. При рассмотрении аппарата государства обычно подчеркивают следующие черты: преимущественное назначение, порядок образования, компетенцию определенного государственного органа. При изучении механизма государства подчеркивают непосредственно деятельность государственных органов, их взаимосвязи при осуществлении функций государства[25].

Структура механизма современных государств характеризуется высоким уровнем сложности, а также многообразием составляющих его подсистем и частей. Под структурой механизма государства понимается его внутреннее строение, порядок расположения его элементов, их взаимосвязь и соотношение. Структура механизма государства состоит из государственных органов, государственных предприятий и государственных учреждений. Целостность государственного механизма обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов, предприятий и учреждений, общими целями. Между составляющими элементами механизма государства существует иерархическая связь: различные органы и учреждения занимают неодинаковое место в государственном механизме. Только органы государства наделяются властными полномочиями, с помощью которых происходит управление делами общества[26].

Государственный орган - это составной элемент механизма государства, который непосредственно осуществляет функции государства и наделенный властными полномочиями. Государственные органы взаимосвязаны отношениями субординации. Система всех государственных органов составляет аппарат государства. Государственные предприятия основываются для осуществления хозяйственной деятельности с целью производства необходимой государству продукции, выполнение различных работ и оказания различных услуг для удовлетворения потребностей общества.

Государственные учреждения - это государственные организации, которые осуществляют практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: социальной, культурной, образовательной, в сфере здравоохранения и тому подобное[27].

Таким образом, государственные предприятия и учреждения подчиняются государственным органам и осуществляют соответствующие функции государства в сфере производственной деятельности (предприятия) или в сфере нематериального производства, выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки (учреждения). Государственные учреждения и предприятия, в отличие от государственных органов, не являются носителями государственной власти.


Механизм государства и его структура отличаются динамизмом. Структура механизма государства подвержена воздействию как внутренних, так и внешних факторов. Таким образом, в структуре механизма государства можно выделить систему элементов, отлаженное взаимодействие которых обеспечивает эффективное функционирование всего общества.

Понятие «функции государства» весьма сложно и многогранно, но является фундаментальным термином в теории государства. По данному определению имеется множество споров, и многие авторы по-разному дают определение. Функции государства исчерпывающе определены в основном законе – Конституции РФ, а именно принципы на которых построен этот закон. Например, Венгеров А.Б. дает следующее определение функции государства – это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства на определенном направлении и обеспечивающие ее средства и способы[28]. Другой автор предлагает следующее определение, функции государства - это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению стратегических задач и достижению целей, стоящих перед ним в конкретный исторический период, в которых раскрывается его социальная сущность и назначение в обществе. В юридическом словаре функции государства - направление и содержание деятельности государства, обусловленные назначением государства и характером стоящих перед ним задач[29]. И там же еще один термин классические функции государства - обеспечение и защита свободы, безопасности и собственности путем установления и охраны правопорядка, разрешения в правовой форме конфликтов социальных интересов. По смыслу определения однозначны, но везде выделяются свои основные моменты по поводу того, что же все таки такое функции государства.

Иногда в юридической литературе встречаются определения «деятельность государства», «социальное значение государства» и другие. А значит, раскрывая понятие «функция государства», необходимо понимать различия похожих и однотипных понятий. Данная работа представляет собой попытку проанализировать, наиболее важные научные подходы к понятию «функция государства» и выработать свою точку зрения по этому вопросу. Стоит отметить, что само понятие «функция» имеет различные значения. Так, математике логике, функция – это правило, закон, формула, дающая возможность найти правильное решение и т.п. В философии, «функция» что-то на подобии внешнего проявления обязанности, свойств объекта в данной системе отношений. Самое распространенное определение, имеется в учебнике Рассказова Л.П., функции государства - это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение, которые задаются характером исторически определенного общества[30].


Таким образом, государство имеет определенное разделение на несколько ветвей, в которой выделяется главное в определенный исторический период времени, за ним следует второстепенное. Это значит, что функций не одна и не две, их столько, сколько необходимо на данный момент, они в комплексе работают и зависят друг от друга. Признаки функций государства, иными словами это классификационные критерии, позволяющие отнести те или иные функции к определенному классу, группе, имеют разный характер. Делается для научных и практических целей. Венгеров А.Б. дает, например, вот такую классификацию функций государства (признаки, по которым выделяют данные функции): по времени действия: постоянные (осуществляемые государством на всех этапах его существования); временные (появление которых вызвано специфическими условиями общественного развития); по сферам политической направленности: внутренние (представляющие деятельность внутри страны); внешние (представляющие деятельность за пределами страны, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с другими государствами)[31].

Также имеется деление функций государства на основные и не основные. Встречается редко, не во всех теоретических изданиях. К числу критериев Венгеров относит и принцип разделения властей. Например, это будет выглядеть так: законодательная, исполнительная и судебная власть. В таком деление стоит отметить проблему, которая разделяет функции государства на «главные и второстепенные». Проблема заключается в том, что нельзя использовать такое разделение, т.к. каждая функция является главной, что составляет единый механизм всего государства в целом. И если, образно выражаясь, одна функция в системе будет нерабочей, то может полететь весь механизм, что не допустимо. Самая распространенная классификация среди многих авторов это внутренняя и внешняя деятельность государства. И в данной работе будет характеризоваться именно эта классификация. Более подробно о классификации функций государства (внешней и внутренней) будет представлено в другом разделе работы.

Таким образом, классификации функций разнообразны. По причинам возникновения: функции, вытекающие из потребностей общества (функции общих дел: экономическая, экологическая и др.), и функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.). По значению: на основные и неосновные (второстепенные). По продолжительности действия: постоянные и временные. По степени отражения интересов различных групп населения: классовые и надклассовые. По влиянию на общество: охранительные и регулятивные[32].


Государство – организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность. Как и у любой организации, у государства есть определённые функции, для осуществления которых оно и создавалось изначально. Функции государства отражают его динамическую характеристику. В них проявляется та реальная роль, которую оно играет в решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны[33].

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВО КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

2.1. Государственно-правовой режим как отражение политической организации общества и его виды

Государственный и политико-правовой режим являются полными синонимами. Наименование «политико-правовой режим» - это компромиссное наименование, которое обособляется от режима «политического» и подчеркивает его правовую сущность. То есть по сути это политический режим, действующий в правовых формах. В некоторых случаях употребляется понятие «политический (государственный) режим». Тем самым понятия государственного и политического режима отождествляются, и в то же время указывается, что политический режим понимается именно как режим государственный[34].

Под политическим режимом А.В. Малько определяет «совокупность средств и способов осуществления государственной власти, регулировании взаимоотношений государства и общества»[35]. Под политическим режимом понимается сложившийся в обществе порядок осуществления власти национальной элитой, сочетающий определенные методы, способы, приемы и средства воздействия на отношения между людьми. Власть осуществляется методами убеждения и принуждения, способами господства и влияния, диктаторскими и демократическими приемами, с помощью различных материальных средств, включая армию и полицию, сеть концлагерей. Специфика политического режима заключается в том, что он определяет функциональные связи между обществом, государством и личностью[36].


На сегодняшний момент существуют множество критериев классификации, а также месторасположения политических режимов относительно друг друга, тем не менее, большинство ученых придерживаются деления политических режимов на три больших группы: демократические режимы; авторитарные режимы; тоталитарные режимы. Демократия восходит к греческим городам-полисам, где эта форма осуществления власти получило свое закрепление.

С учетом усложнения структуры государственной власти реализация демократических принципов осуществления власти в классическим греческом варианте не представляется возможным. Однако демократическая форма активно культивируется в зарубежных государствах. Некоторые страны достаточно далеко продвинулись в этом направлении (к примеру, Швейцария, Швеция и др.).

В целом к основным признакам демократического политического режима мы отнесем следующее: провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; принятие решений большинством, однако с учетом интересов меньшинства; развитие элементов правового государства и гражданского общества; выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям; силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества; доминирование методов убеждения над принуждением; политический плюрализм; гласность; свобода средств массовой информации от цензуры; власть подразделяется на три ветви (законодательная, исполнительная и судебная), каждая из которых независима друг от друга.

Деятельность ветвей власти осуществляется по принципу «сдержек и противовесов»[37]. Все демократические режимы характеризуются общностью родовых признаков. В конституциях демократических стран нормативно оформляется правовое состояние народовластия, закрепляется разветвленная система прав и свобод человека и гражданина, возводятся в ранг закона институты представительной и непосредственной демократии, устанавливается режим законности[38]. При режиме демократии граждане и их объединения в условиях свободной конкуренции принимают участие в формировании и осуществлении государственной власти, в контроле за ее функционированием. Тем самым обеспечивается правление большинства политически активных граждан при непременном условии соблюдения и охраны прав и законных интересов меньшинства. Однако демократические режимы неоднородны по своему составу. В их числе выделяются следующие режимы: либерально-демократический, социально-демократический, национально-демократический и клерикально-демократический.