Файл: Понятие и признаки государства (государство, анализ основных подходов к его пониманию, закономерностей его развития).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наиболее распространенным является выделение двух форм государственного устройства: унитарной и федеративной. Именно эти две формы государственного устройства можно назвать бесспорными.

К числу наиболее спорных, но в тоже время часто выделяемых относятся конфедерация и империя. Итак, одной основных форм государственного устройства является унитарное государство. Унитарное государство (от лат. «unitas» - единство) - простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета.

Каждое унитарное государство в своей основе имеет специфические характеристики, обладает главными качествами: общая конституция для всей страны; все органы государственной власти подчинением центральному управлению; территориальные части унитарного государства не имеют самостоятельности; наличие единого гражданства.

В унитарном государстве все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене и отвечают за внешнюю политику. Правом налогообложения наделено государство, а не отдельные территории. Территории в составе унитарного государства не могут по своему усмотрению устанавливать или отменять налоги.

Унитарное государство бывает простым, для которого характерно только административно-территориальное деление (Беларусь, Польша и т. д.), и сложным – когда в его составе находятся политические автономии и колонии (Франция, Италия, Великобритания). Автономии по объему полномочий подразделяются на административные и политические. Унитарную форму своего политико-территориального устройства, как наиболее удобную и эффективную выбрало 85% современных стран. Унитарными сегодня в мире являются и крупные развитые и среднеразвитые государства. Это - Великобритания, Франция, Нидерланды, Словакия, Румыния, Болгария, Япония, Саудовская Аравия, Италия, Испания, Иран, Украина, Египет и другие страны.

Таким образом, унитарное государство - это единое государственное образование. Для унитаризма характерно существование единой конституции для всей страны и отсутствие деления на административно-территориальные части[47]. Унитаризм как форма государственного устройства, несмотря на действие центробежных сил в государстве доказал свою устойчивость. А естественный процесс, стремления территорий унитарного государства к большой самостоятельности приводит к формированию автономий и расширению их прав. В современном мире ширится многообразие автономий. В этом процессе отражается демократизация власти и ее сближение с народом. Развитие унитарного государства в будущем лежит в направлении эффективного сочетания централизации и самостоятельности местного самоуправления.


Федерация (форма территориального устройства России) - это союз нескольких относительно суверенных государств. Федеративная форма подразумевает достаточно сложное образование, которое включает в свой состав единицы, менее масштабные в смысле своих размеров и юридической международной значимости. Входящие в него субъекты могут именоваться по-разному: штаты, земли, кантоны, эмираты, провинции и так далее.

Таким образом, здесь фактически существует два уровня государственного аппарата: высший - федеральный, власть которого распространяется на всю страны, и власть территориальных субъектов федерации - она распространяется лишь в пределах земель каждого субъекта. В числе характерных особенностей федеративного государства можно назвать следующее: государство состоит из множества отдельных субъектов, которые имеют свои властные органы; парламенты федеративных государств обязательно являются двухпалатными, поскольку одна из палат является общефедеральной, а другая состоит из представителей земель. Впрочем, следует отметить, что двухпалатный парламент может функционировать и в унитарном государстве, не обязательно являясь признаком именно федерации; во многих федерациях существует понятие двойного гражданства: локального для республик и общего; внешнеполитические сношения в таких странах являются исключительной прерогативой центральных органов правления.

Основным признаком федеративного государства считается присутствие двух ступеней властных органов. Этот признак, в свою очередь, является в то же время и отличием от унитарного государства. Первая система органов власти в федерации называется федеральной, вторая заключает в себя органы субъектов федерации. У субъектов федерации есть право издавать различные нормативные, правовые документы, в числе которых могут быть законы, приказы, распоряжения и даже собственная конституция. Изданные таким субъектом федерации нормативно-правовые акты будут обладать юридической силой лишь на территории этого субъекта. Кроме того, у субъектов есть право на свой собственный флаг, герб, гимн. У них может быть собственная столица и отличный от федерации институт гражданства. Единственное, чего не может быть у такого субъекта, - суверенитета[48].

Федеративные отношения можно в целом определить как урегулированные нормами права отношения между федеральным центром и его субъектами по поводу осуществления государственной власти[49].


Особую значимость в сфере федеративных отношений играет правовое регулирование вопроса разграничения предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами. Существующие федеративные государства можно разделить на симметричные и асимметричные. Федеративная система государства подразумевает деление на виды и по критериям их формирования. Здесь такие государства могут быть подразделены на национальные и территориальные. Также существуют и комбинированные, или смешанные, федерации. Следующее разделение федеративных государств происходит по способу образования. Бывают договорные и конституционные федерации.

Конфедерация - это временный союз государств, созданный для достижения определенной цели. Целями в данном случае чаще всего называют военное либо внешнеполитическое (в большей степени экономическое) сотрудничество. Конфедерация характеризуется следующими признаками: это союз нескольких самостоятельных государств, обладающих суверенитетом. Решения союзной власти не приобретают юридическую силу без согласия субъектов конфедерации. Создается на время для достижения определенных политических или иных целей. Конфедерация имеет неустойчивый характер, поэтому либо распадается на самостоятельные государства, либо преобразуется в федерацию.

Ярким примером преобразования конфедерации в федерацию являются США, Швейцария. Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется договором на основе принципа добровольности и согласия всех членов. Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода. Отсутствует единый центральный государственный аппарат. Отсутствует единая система права. Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов ее субъектов. Правом непосредственного налогообложения, как и возможностью принудительного взыскания взносов, конфедерация не обладает. Отсутствует единая денежная система, единое гражданство.

Как считает Кондратьев М.Н. определение, и признаки конфедерации указывают на то, что это все - таки не форма государственного устройства, а межгосударственное объединение[50].

В то же время, на что верно указывают некоторые авторы, конфедеративная форма государственного устройства - форма государства, при которой его субъекты не просто сохраняют свой суверенитет, но и имеют все признаки государственности. У данных субъектов существуют собственные органы власти и законодательства.

В качестве формы государственного устройства некоторые исследователи рассматривают также и империю. В то же время единого мнения относительно природы данного явления не существует. Империя как форма государственного устройства - наиболее узкая трактовка - находит достаточно широкое распространение, особенно в учебной литературе.


Империя - форма государства, характеризующаяся обширной, но не обязательно целостной территорией, многонациональным составом населения; централизованным (монархическим) управлением стремлением к политическому и силовому господству в мировом масштабе. Этот подход аккумулирует различные позиции, но главное, что их объединяет, - восприятие империи как достаточно широкого понятия, не сводимого ни к форме государственного устройства, ни к форме правления. Империя как идеальный тип властвования вместе с тем частично присутствует в каждой из них: демонстрируя свойственную ей централизацию власти, она может напоминать по форме диктатуру или монархию, в плане же территориального устройства и управления - федерацию или унитарную государственность.

2.4. Форма российского государства

Признаком, позволяющим установить особенности того или иного государства, является его форма. Форма государства - это, прежде всего, порядок образования органов государства, особенности структуры высших органов государства, взаимоотношения между ними и органами составных частей государства и местными органами, а также методы их деятельности по руководству обществом.

Всякая форма государства складывается из трех её структурных элементов, а именно: формы правления, государственного устройства и формы политического режима.

Форма правления – это элемент формы государства, который охватывает порядок формирования высших органов государства, их компетенции, структуру, а также принципы взаимоотношения органов власти между собой и с населением. Иными словами, форма правления отвечает, кто правит и как осуществляет верховную власть в государстве. Дискуссионным представляется вопрос о форме правления в России, поскольку Конституция Российской Федерации не определяет вид республики, к которой относится Российская Федерация (статья 1 Конституции). Среди отечественных учёных установились две основные позиции по обозначенной проблеме. Сторонники первой утверждают, что Россия – президентская республика, так как само по себе наличие некоторых элементов парламентаризма не делает президентскую республику парламентской. Так, например, доктор юридических наук О. Е. Кутафин и доктор юридических наук Е. И. Козлова в научных трудах указывают на то, что по мере становления России как конституционного государства, черты президентской республики усиливались, и что в конечном счёте она стала по своему характеру полностью президентской, однако сохраняющей «некоторые внешние признаки парламентского государства»[51].


Данные выводы подкрепляются тем, что Президент РФ избирается всенародным голосованием, является верховным главнокомандующим, имеет значительные полномочия в целом. Однако есть и Правительство, которое обязано ежегодно отчитываться перед Парламентом, что нехарактерно для президентской республики.

Также следует отметить поддержку данной позиции Председателем Конституционного Суда России В. Д. Зорькиным, который в докладе на юбилейной Конференции РАН сказал следующее: «Я сам, когда эта Конституция обсуждалась, многое в ней резко критиковал. И Президента, роль которого была гипертрофирована, критиковал тоже. … И я твердо убеждён, что только акцент Конституции 1993 года на полномочиях президентской власти спас нашу Россию от государственного распада. Я хорошо вижу те процессы, которые продолжают создавать угрозы этого распада. И я считаю, что для отражения этих угроз в стране должна быть сильная президентская власть»[52].

Председатель Правительства РФ, Д. А. Медведев в докладе на конференции, посвящённой пятнадцатилетию Конституции РФ, высказал мысль о том, что Россия носит президентский характер государства и что это является оптимальным [8]. Сторонники иной позиции говорят о смешанном характере республики в Российской Федерации. Доктор юридических наук В. Е. Чиркин обращает внимание на то, что отношения, складывающиеся внутри государства, фактически имеют более важное значение, чем юридические нормы. Так, правовед отмечает: в форме правления РФ есть не только некоторые черты парламентарной республики, но и «существенные черты президенциализма». Это приводит автора к выводу о том, что Россия – полупрезиденсткая республика с доминирующим положением Президента в структуре власти.

Форма государственного устройства - это способ (форма) территориальной организации государственной власти, который выражается в национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.

В соответствие со статьей 1 Конституции РФ Российская Федерация является государством с федеративной формой государственного устройства.

Основные характеристики Российской Федерации как федеративного государства:

- субъекты РФ обладают равноправностью (часть 4 статьи 5 Конституции РФ).

- территория РФ - совокупность территорий ее субъектов (часть 1 статьи 67 Конституции РФ).