Файл: Мотивы поведения детей старшего дошкольного возраста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 1531

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 3 - Тематическое планирование Блок: «Гармонизация психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста их родителей»

Месяц

Тема

1

2

3

Сентябрь

Проведение ознакомительного занятия в сенсорной комнате.

Развитие интереса к играм, упражнениям для сенсорного развития.

Создание условия для адаптации участников программы в новом коллективе.

Упражнения на тактильные ощущения.

Октябрь

Беседа с детьми по теме: «Для чего нужно развивать сенсорное восприятие».

Присутствие родителей и участие обязательно.

Создание условий для развития навыков общения и взаимодействия, развитие полноценной действительности окружающей среды.

Ознакомление с «Ароматерапией» для детей и родителей.

Ноябрь

Дети

«Наши руки не для скуки»

Занятие, направленное на развитие мелкой моторики рук

Развитие навыков общения и взаимодействия при помощи специальных упражнений.

Ноябрь

Родители

Анализ беседы с детьми: «Для чего нужно развивать сенсорное восприятие».

Помимо беседы предполагается применение метода релаксации для родителей (музыкотерапия).

Декабрь

Взаимодействие

Специализированные релаксационные упражнения

Январь

Дети

Управление эмоциями

Стимуляция сенсорных процессов за счёт применения метода дыхательных упражнений

Январь

Родители

Управление эмоциями

Анализ пройденной части программы. Динамика у детей.

Обучение родителей способам релаксации при помощи метода дыхательных упражнений.

Февраль

«Гимнастика для рук»

Занятие, направленное на развитие мелкой моторики рук

Развитие навыков общения и взаимодействия при помощи специальных упражнений.

Март

Управление эмоциями

Стимуляция сенсорных процессов за счёт применения светового, звукового оборудования.

Апрель

Управление эмоциями

Стимуляция сенсорных процессов за счёт применения метода музыкотерапии.

Апрель Родители

Управление эмоциями

Анализ пройденной части программы. Динамика у детей.

Обучение родителей способам релаксации при помощи применения светового, звукового оборудования.

Май

«Гимнастика для рук»

Занятие, направленное на развитие мелкой и средней моторики рук

Развитие навыков общения и взаимодействия при помощи специальных упражнений.

Июнь

Подведение итогов.

Общая конкурсно – игровая программа: «Вместе здорово»

Проводятся различные конкурсы- своего рода тесты, которые отражают все изученные темы и проверяют насколько ребята уяснили их смысл.


Методы, применяемые при организации занятий:

- метод объяснения используется при изучении нового материала или для закрепления сложного, не усвоенного ранее, данный метод предполагает контакт с детьми старшего дошкольного возраста. Использование данного метода позволит привлечь внимание детей к наиболее важным вопросам темы, определить содержание и темп изложения учебного материала с учетом психофизических особенностей, а также позволит определить степень усвоения ими предыдущего материала;

- игровой метод – применение различного рода игровых упражнений (дыхательные упражнения, релаксационные упражнения (с помощью светового, звукового оборудования, специализированных мебельных модулей);

- метод наблюдения;

- метод ароматерапия и музыкотерапия.

- метод соединения теории и практики. Практические занятия, которые дают возможность детям с нарушениями зрения использовать теоретические знания в практической деятельности. Активное участие в практической работе ведет к систематизации и углублению знаний, к выработке умений и навыков.

Включение 3 и 4 этапа продиктовано стремлением создать с помощью специальных занятий в сенсорной комнате максимально благоприятные условия для формирования здоровье сберегающей образовательной среды. Это позволит расслабляться после занятий в форме беседы и на новом уровне удовлетворит образовательные, духовные потребности детей и педагогов, что позволит в полной мере использовать творческий потенциал созданного коллектива.

Современные специалисты в области работы с детьми старшего дошкольного возраста уверены, что систематические сеансы релаксации в сенсорной комнате приносят огромную пользу для детей старшего дошкольного возраста и являются важной помощью их родителям, давая возможность получить эмоциональную разгрузку, так как в будущем предстоит переход в другую образовательную организацию, что сопряжено со стрессом для личности и укрепление психики и развитие мотивов детей старшего дошкольного возраста создает условия для будущей успешной адаптации детей к школе.

Дети старшего дошкольного возраста, как и их родители, постоянно подвергаются стрессу, поэтому мышечная и психологическая релаксация помогает им избавиться от него и приобрести гармонизацию психоэмоционального состояния.

Основные проблема у детей старшего дошкольного возраста — это:

- низкий уровень сформированности представлений об окружающем мире и восприятии окружающей действительности, это связано с тем, что дети по сути видят только детский сад, дом и двор в котором гуляют, стоит еще до школы заняться развитием их социума, то есть развивать их познавательный мотив;


- плохая адаптация в социальной среде, что благодаря программе можно развивать при помощи формирования мотивов межличностных отношений, самореализации личности.

В данной программе определена модель деятельности специалистов по созданию деятельности наиболее эффективных условий формирования мотивов поведении детей старшего дошкольного возраста, необходимых для подготовки к самостоятельной жизни и успешной адаптации в более обширном социуме.

Был определён исходный уровень сформированности мотивов: познавательного мотива, мотива самоутверждения, игрового мотива, мотива положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми – межличностные коммуникаций, у детей старшего дошкольного возраста, необходимых для успешной социальной адаптации и самостоятельной жизни.

Также были учтены особые образовательные потребности детей старшего дошкольного возраста и возможности программного материала на различных этапах её реализации. Программа обеспечивает разнообразие форм, методов и технологий работы воспитателя в плане развития мотивов детей старшего дошкольного возраста по формированию социальных представлений.

В процессе работы по программе у детей старшего дошкольного возраста вырабатывалась активная жизненная позиция, формировались важные личностные качества — отзывчивость, доброта, толерантность, забота о других, умение выполнять практические действия.

Ожидаемые результаты после реализации программы:

- повышение уровня сформированности мотивов: познавательного, мотива самоутверждения, игрового мотива, мотива положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми – межличностные коммуникации.

- формирование уверенного поведения родителей детей старшего дошкольного возраста;

- получение эмоциональной разгрузки и посильной помощи в развитии детей мотивов: познавательного, самореализации, развития межличностных отношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важным моментом в развитии дошкольника является формирование мотивов его поведения. Дошкольник только постигает большой мир и помочь ему развеваться без проблем в нем, обучить ведению диалога и быть успешным - это задача не только родителей, но и современного образовательного учреждения.

Здесь стоит применять целенаправленное взаимодействие воспитателей, родителей и других специалистов, например, психологов, по устранению проблемы не своевременного формирования определенных мотивов поведения. Особенно это важно для детей старшего дошкольного возраста.


При выделении общей характеристике понятия мотивов в психолого-педагогической литературе, было выделено, что мотив – это устойчивое, личностное, побуждающее к совершению определенных действий состояние. Мотив может характеризоваться не только количественно, но и качественно и это аспект поведения, который связан с удовлетворением определенной потребности.

Современные исследователи выделяют:

- Внутренний мотив, который имеет зависимость от представления личности о его деятельности;

- Внешний мотив, который подразумевает влияние на личность при помощи среды.

В отношении анализа характеристики возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста было выделено, что формирование личности происходит достаточно активно и, в основном, на основании изменения возраста, так как происходят значительные изменения, ребенок становится взрослой личностью, которая готовится к серьезным переменам, поступлению в школу, все изменения влияют на поведение и формирование основных мотивов личности.

В старшем дошкольном возрасте можно выделить следующие мотивы:

- познавательный мотив;

- мотив самоутверждения;

- игровой мотив;

- мотив положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми – межличностные коммуникации.

Далее был предложен проект по развитию мотивов в поведении старшего дошкольника. Цель проекта: создание условий для формирования основных мотивов в поведении детей старшего дошкольного возраста: познавательный мотив, мотив самоутверждения, игровой мотив, мотив положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми – межличностные коммуникации.

Задачи проекта:

  • выявить уровень сформированности мотивов детей старшего дошкольного возраста: познавательного, мотива самоутверждения, игровой мотив, мотив положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми – межличностные коммуникации.
  • сформировать навыки по реализации дополнительному развитию выделенных мотивов;
  • гармонизировать психоэмоциональное состояние детей и их родителей в процессе формирования мотивов: познавательного, мотива самоутверждения, игрового мотива, мотива положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми – межличностные коммуникации.

Так же для того, чтобы процесс развития мотивов прошел эффективно, стоит соблюдать нескорые правила:

  1. Создать для ребенка атмосферу безопасности, теплых эмоциональных отношений, доверительного контакта со взрослым;
  2. Работать над повышением самооценки личности ребенка;
  3. Воспитателю стараться не диктовать свои условия, а советоваться с ребенком;
  4. Вовлекать детей в сюжетно-ролевые игры, в которых у детей была бы возможность попробовать разные роли;
  5. Создание ситуации успешности ребенка в каком-либо деле;
  6. Стараться не упрекать и не стыдить ребенка, если у него что-то не получается;
  7. Не сравнивать детей друг с другом.

Эти рекомендации стоит принимать на вооружение воспитателям и так же создавать работу в данном направлении с родителями. В этой связи, цель курсовой работы: выявить основные мотивы в поведении детей старшего дошкольного возраста, стоит считать достигнутой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Азарова Р.И. Досуг современной молодежи//Внешкольник. 2013. - № 10. 128 с.
  2. Акулова Е.Ф. Дидактическая игра как эффективная форма создания социальной ситуации развития дошкольников. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskaya-igra-kak-effektivnaya-forma-sozdaniya-sotsialnoy-situatsii-razvitiya-doshkolnikov (дата обращения: 11.02.2020 года)
  3. Аникина М.А., Бутенко В.Н. Особенности проявления социальных мотивов детей старшего дошкольного возраста. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniya-sotsialnyh-motivov-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения 14.02.2020 года)
  4. Арсентьева, В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В.П. Арсентьева. – Москва: Форум, 2015. – 142 c.
  5. Бабаева, Т.И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников/ Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. // Детский сад: теория и практика. – 2016. – № 1. – С.74-85.
  6. Бажина У.Н. Мотивы благотворительного поведения дошкольников. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivy-blagotvoritelnogo-povedeniya-doshkolnikov (дата обращения 14.02.2020 года)
  7. Бацокин А.О. Актуальность двухфакторной теории мотивации Фридриха Герцберга. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-dvuhfaktornoy-teorii-motivatsii-fridriha-gertsberga (дата обращения 14.02.2020 года)
  8. Белкина В.Н., Захарова Т.Н. Образовательное пространство детского сада как фактор социализации дошкольника. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnoe-prostranstvo-detskogo-sada-kak-faktor-sotsializatsii-doshkolnika (дата обращения дата обращения: 11.02.2020 года)
  9. Берхович Л.С., Копылова Т.В. Мотивация: от теории к практике. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-ot-teorii-k-praktike (дата обращения 14.02.2020 года)
  10. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 2012. С. 59-63
  11. Бычкова, С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников/ С.С. Бычкова. – М.: Аркти, 2015. – 96 с.
  12. Гребенщикова Е.В., Шелехов И.Л., Шелкунова А.Ф. Социально-психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-osobennosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-narusheniyami-rechi (дата обращения 14.02.2020 года)
  13. Губарев Р.В. Анализ современных теорий мотивации и стимулирования труда. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-sovremennyh-teoriy-motivatsii-i-stimulirovaniya-truda (дата обращения 14.02.2020 года)
  14. Гуров В.И., Сухманов И.В. Эволюция теорий мотивации. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-teoriy-motivatsii (дата обращения 14.02.2020 года)
  15. Дементий Л.И., Гроголева О.Ю. Особенности ответственности в дошкольном и младшем школьном возрасте. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-otvetstvennosti-v-doshkolnom-i-mladshem-shkolnom-vozraste (дата обращения 14.02.2020 года)
  16. Демиденко Н.Н. Профиль потребностей и типы мотивации личности. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profil-potrebnostey-i-tipy-motivatsii-lichnosti (дата обращения 14.02.2020 года)
  17. Ефимова Ю.В. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в процессе формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-doshkolnogo-uchrezhdeniya-i-semi-v-protsesse-formirovaniya-osnov-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-u-detey-starshego (дата обращения 14.02.2020 года)
  18. Захарова Т.Н. Социальное партнерство как средство развития личности дошкольника. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-partnerstvo-kak-sredstvo-razvitiya-lichnosti-doshkolnika (дата обращения дата обращения: 11.02.2020 года)
  19. Калина О.Г. Кое-что о переживаниях ребенка, расстающегося с мамой в детском саду: внимание к невербальным коммуникациям. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/koe-chto-o-perezhivaniyah-rebenka-rasstayuschegosya-s-mamoy-v-detskom-sadu-vnimanie-k-neverbalnym-kommunikatsiyam (дата обращения 14.02.2020 года)
  20. Коломийченко М.В. Методологические основы социального развития дошкольников. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovy-sotsialnogo-razvitiya-doshkolnikov (дата обращения дата обращения: 11.02.2020 года)
  21. Красовский Ю. Г. Управление поведением на фирме / Красовский Ю. Г. //- М. «Инфра-М», 2011 г. 321 с.
  22. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М.: Изд-во УРАО. 2011. 224 с.
  23. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. Рузской А.Г. – М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2015. 384 с.
  24. Лысова О.А. Основные проблемы и трудности поведения дошкольников. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-problemy-i-trudnosti-povedeniya-doshkolnikov (дата обращения 14.02.2020 года)
  25. Макушкина Н.Д. Методика и техника прикладных социальных исследований и разработок: учеб. пособ. / Н.Д. Макушкина – Сибирский федеральный университет. - Красноярск 2011 г. 125с.
  26. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М., 2012. С. 41-45.
  27. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - М.: Медпресс, 2012. 427 с.
  28. Мешков Д.И., Мешков Д.Н. Мотивация личности как ключевая проблема психологии. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-lichnosti-kak-klyuchevaya-problema-psihologii (дата обращения 14.02.2020 года)
  29. Мирзоян В.А. Смысл труда и проблема мотивации. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smysl-truda-i-problema-motivatsii (дата обращения 14.02.2020 года)
  30. Николаева А.Г. Образовательное пространство современного дошкольного учреждения, как средство развития социальной активности старших дошкольников. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnoe-prostranstvo-sovremennogo-doshkolnogo-uchrezhdeniya-kak-sredstvo-razvitiya-sotsialnoy-aktivnosti-starshih (дата обращения: 11.02.2020 года)
  31. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: учеб пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М, 2014. 184 с.
  32. Попов В. А., Кондратьева О. Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи // Социологические исследования, 2009. - № 6. С. 96-99.
  33. Попович И.С. Социальные ожидания в теориях мотивации личности. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-ozhidaniya-v-teoriyah-motivatsii-lichnosti (дата обращения 14.02.2020 года)
  34. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М.: изд-во Владос-пресс, 2011. С. 324-330.
  35. Романова А.А., Гусева В.Г., Хакимов Д.М., Ахутина Т.В. Оценка произвольной регуляции у старших дошкольников с помощью подвижных игр. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-proizvolnoy-regulyatsii-u-starshih-doshkolnikov-s-pomoschyu-podvizhnyh-igr (дата обращения 14.02.2020 года)
  36. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2014. – 705 с.
  37. Санькова, О.А. К вопросу формирования коммуникативных умений/ О.А. Санькова // Среднее профессиональное образование. – 2015. – № 10. – С. 21-22.
  38. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смирнова. – М.: Академия, 2014. – 151 с.
  39. Струкова Л.М., Гришаева Н.П. Современная технология эффективной социализации детей в детском саду и школе: модель взаимодействия. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-tehnologiya-effektivnoy-sotsializatsii-detey-v-detskom-sadu-i-shkole-model-vzaimodeystviya (дата обращения 31 июля 2018 года)
  40. Тележников, В.И. Менеджмент: учебное пособие/ В.И. Тележников; под ред. д-ра экон. наук, проф. Н.П.Беляцкого.- Минск: БГЭУ, 2012. С. 133-139.
  41. Чернецкая, А.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников/ А.В. Чернецкая. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2014.- 512 с.
  42. Шкрыль Н.М., Шарафутдинова Л.Н. Взаимодействие дошкольной организации и семьи в вопросах развития у детей творческого потенциала. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-doshkolnoy-organizatsii-i-semi-v-voprosah-razvitiya-u-detey-tvorcheskogo-potentsiala (дата обращения 31 июля 2018 года)
  43. Эльконин, Д. Психология игры/ Д. Эльконин. – М.: Владос, 2014. – 360 с.
  44. Якшина А.Н. Психологические условия развития центрального психологического новообразования дошкольного возраста. Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-usloviya-razvitiya-tsentralnogo-psihologicheskogo-novoobrazovaniya-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения 31 июля 2018 года)