Файл: Выбор стиля руководства в организации (ООО «PA Феникс-Плюс»).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоритические основы формирования стиля руководства в организации
1.1.Понятие стиля руководства и факторов его формирования
1.2. Классификация стилей руководства
1.3. Тенденции выбора стиля руководства при рыночном управлении
2.Анализ стиля управления, применяемого в ООО «PA Феникс-Плюс»
2.2.Стиль руководства ООО «PA Феникс-Плюс».
2.3.Рекомендации по совершенствованию и повышению стиля руководства организации ООО «PA Феникс-Плюс»
Р
Внимание к Производству
Рис.2 Стили руководства
Тип 1.1 – руководитель ни о чем не заботится, работает так, чтобы не быть уволенным. Такой стиль считается чисто теоретическим.
Тип 9.1 – стиль жесткого администрирования, при котором для руководителя единственной целью является производственный результат.
Тип 1.9 – либеральный или пассивный стиль руководства. В данном случае основное внимание руководитель уделяет человеческим отношениям.
Тип 5.5 – находится в середине «управленческой решетки». При таком компромиссе достигаются средние результаты труда, не может быть резкого прорыва вперед. В то же время такой стиль руководства способствует стабильности и бесконфликтности.
Тип 9.9 – считается наиболее эффективным. Руководитель старается так построить работу своих подчиненных, чтобы они видели в ней возможности самореализации и подтверждения собственной значимости. Цели производства определяются совместно с сотрудниками.
1.3. Тенденции выбора стиля руководства при рыночном управлении
По словам Ф. Тейлора, «управлять – это значит знать точно, что предстоит сделать и как это сделать самым лучшим и дешёвым способом».
Руководителю трудно выбрать стиль руководства, удовлетворяющих всех членов подчиненного ему коллектива. Стиль работы складывается подсознательно и постепенно, пока не определиться совокупность приемов общения с подчиненными и воздействия на них, позволяющих находить наиболее эффективное и правильное решение.
На формировании стиля руководства оказывается также уровень иерархии управления, вид деятельности (линейный, функциональный) и конкретные ситуации (руководитель может быть автократом в одних ситуациях и демократом – в других).
Для осуществления контроля руководителем над ситуацией определяют следующие три переменные.
Отношения руководителя с подчиненными. Данная переменная отражает уровень поддержки, уважения и доверительности, испытываемых и проявляемых подчиненными по отношению к руководителю.
Структурированность работы. Эта переменная отражает уровень структурированности решаемых группой проблем или выполняемых ими заданий и может измеряться рядом составляющих, например:
- ясность цели, т.е. степень, с которой проблема или задание четко сформулированы и доведены до исполнителей;
- множественность средств по достижению цели, т.е. степень возможности, использования различных способов достижения цели;
- обоснованность решения, т.е. степень приближенности полученного решения к тому, что ожидалось при постановке задания;
- специфичность решения, т.е. степень возможности возникновения альтернативных решений.
Следует учитывать, что в условиях структурированности работы возникает более четкое понимание, что и как делать и руководитель получает в данной ситуации больший контроль над исполнителями.
Должностные позиции руководителя. Данная переменная отражает уровень формальной власти руководителя получаемой им на основе занимаемой позиции, т.е. должности. Например, достаточность этой позиции, чтобы вознаграждать или наказывать подчиненных, повышать их в должности или увольнять.
Стиль управления, ориентированный на укрепление коллектива и поддержание человеческих отношений, наиболее подходит в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях, когда у него нет достаточной власти чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными, но если взаимоотношения хорошие то люди в основном благожелательно выполнят предъявляемые к ним требования. В этих условиях ориентация на организационную сторону может вызвать конфликт, в результате которого и без того слабое влияние руководителя на подчиненных упадет еще ниже. Ориентация же на человеческие отношения может повысить влияние руководителя и улучшить его отношения с подчиненными.
Другую модель, описывающую зависимость стиля руководства от ситуации, предложили Т. Митчел и Р. Хаус. По их мнению, исполнители будут стремиться к достижению целей организации, если получат от этого какую-то личную выгоду, поэтому основная задача руководства состоит в том, чтобы объяснить, какие блага их ожидают в случае хорошей работы; устранить помехи на пути ее осуществления; оказать необходимую поддержку, дать совет, направить действия по верному пути.
В неоднозначных ситуациях используйте инструментальный стиль, поскольку руководитель лучше видит ситуацию в целом и его указания могут служить для подчиненных хорошим ориентиром. Однако при этом с указаниями нельзя «перебарщивать», так как исполнители могут принять это за чрезмерный контроль.
По мнению В. Врума и Ф. Йеттона, в зависимости от ситуации, особенностей коллектива и характеристики самой проблемы можно говорить о пяти стилях управления:
- Руководитель сам принимает решения на основе имеющейся информации.
- Руководитель сообщает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решение.
- Руководитель излагает проблему подчиненным обобщает высказанные ими мнения и с учетом их принимает собственное решение.
- Руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему и в результате вырабатывают общее мнение.
- Руководитель постоянно работает совместно с группой, которая или вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее, независимо от того, кто его автор.
При выборе стиля руководители пользуются следующими основными критериями:
- наличие достаточной информации и опыта у подчиненных;
- уровень требований, предъявляемых к решению;
- четкость и структурированность проблемы;
- степень причастности подчиненных к делам организации и необходимость согласовывать с ними решения;
- вероятность того, что единоличное решение руководителя получит поддержку исполнителей;
- заинтересованность исполнителей в достижении целей;
- степень вероятности возникновения конфликтов между подчиненными в результате принятия решений.
В зависимости от этих критериев руководитель использует пять перечисленных выше стилей управления. Одной из отличительных особенностей модели является то, что в целом она делает больший упор на изучение ситуации, чем личности руководителя.
Все рассмотренные модели ситуационного менеджмента главное внимание обращают на воздействие внешних факторов и дополняя друг друга в понимании сущности управления, предлагают различные стили руководства и обосновывают эффективность их применения.
2.Анализ стиля управления, применяемого в ООО «PA Феникс-Плюс»
Группа компаний Феникс-Плюс - динамичное и быстро развивающееся агентство со своей стратегией, структурой и командой опытных специалистов, которые готовы помочь Вам в выборе стратегии продвижения любого бренда из Вашего портфеля.
Главный офис компании располагается в г. Москве и насчитывает в своем штате 30 человек, а так же более 3000 внештатных сотрудников.
Координационный центр по работе с регионами располагается в г. Брянске и насчитывает 40 человек штатного персонала.
Организационная структура ООО «PA Феникс-Плюс» представлена рисунке 3.(Приложение 1)
Данный тип структуры организации относится к дивизиональной. Эффективность данной организационной структуры заключается в том, что она не очень сложная и позволяет проконтролировать все подразделения непосредственно самим директором.
В ООО «PA Феникс-Плюс» применяется принцип делегирования полномочий, т.е. процесс принятия решений распределен по всей иерархической структуре управления. Задачи, стоящие перед фирмой, разбиваются на более мелкие задачи, за решение которых отвечают отдельные отделы и отдельные сотрудники. Работа каждого оценивается самим менеджером, что позволяет объективно посмотреть на свои результаты и сделать соответствующие выводы.
Задачи агентства:
- Разработка концепции мероприятия
- Разработка механики, дизайна
- Брендинг всех зон
- Проведение активностей на площадках мероприятия для демонстрации автофокусировок
- Застройка стендов и зон демонстрации новинок
- Проведение семинаров с ведущими фотографами России
- Производство VIP подарков
- Консультирование
- Демонстрация новинок
- Работа с СМИ
- Работа с гостями мероприятия
Коллектив как первичная ячейка общества выполняет две взаимосвязанные между собой функции: экономическую и социальную.
Экономическая функция заключается в том, что коллектив осуществляет совместную трудовую деятельность на предприятии, в результате которой создаются ценности. Экономическая функция является ведущей в деятельности коллектива.
Социальная функция заключается в удовлетворении социальных потребностей членов коллектива, которые выражаются в возможности трудиться, получать материальное вознаграждение, общаться с членами коллектива, получать признание; участвовать в управлении, общественной деятельности, использовать свои права на отдых, охрану здоровья, жилище, образование, пользование культурными ценностями.
Руководитель должен иметь возможность входить в постоянный непосредственный контакт с сотрудниками, проводить с ними индивидуальную работу, своевременно поддерживать инициативу, контролировать.
Эффект делового взаимодействия определяется качеством организации труда в коллективе. Чтобы создать эффективную формальную структуру коллектива, необходимо объединить всех его членов единством цели, следить за трудовой дисциплиной, поддерживать ритмичную, организованную работу.
Влияние трудового коллектива на личность зависит от того, каков характер сложившихся отношений между членами этого коллектива. На результаты деятельности людей большое влияние оказывает их настроение. Умение создать хорошее настроение в трудовом коллективе – одна из насущных задач управленческой системы, так как это равносильно умножению производительной силы труда. Настроение людей зависит и от самих членов коллектива, от их отношения друг к другу. Взаимное уважение и взаимопомощь, внимание к личности члена коллектива присущи нормальному морально-психологическому климату и являются нормой взаимоотношений.
Важными средствами оценки личности и выявления лидерских качеств являются наблюдение и исследование.
Для определения основных характеристик личности и выявления лидерских качеств в трудовом коллективе ООО «PA Феникс-Плюс» было проведено исследование среди сотрудников компании. В исследовании участвовало 30 человек, в основном менеджеры среднего и высшего звена управления. Из них 10 человек составили высшее звено управления, 20 человек – среднее звено.
Цель исследования: выявление личностных характеристик и лидерского потенциала у сотрудников компании. В данном случае наличие лидерского потенциала предполагает особое положение определенной личности по отношению к остальным членам группы как центра коммуникации группы.
Лидер в команде объединяет, направляет действия группы, формулирует цели ее деятельности, вдохновляет и организует членов группы на их достижения. Группа, в свою очередь, принимает и поддерживает его действия.
Исследование направленности личности и диагностика степени уверенности в себе проводилась по методике Райдаса. Суть диагностики сводится к тому, что сотрудникам компании был выдан опросный лист из 30 утверждений. По каждому из утверждений даны пять вариантов ответов, соответствующие степени уверенности в себе.
Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение, или соответствует реальности. Респондент указывает степень согласия с каждым утверждением в баллах:
-очень характерно для меня, писание очень верное – 5 баллов;
- довольно характерно для меня – скорее да, чем нет, - 4 балла;
- отчасти характерно, отчасти не характерно – 3 балла;
- довольно нехарактерно для меня – скорее нет, чем да, - 2 балла;
- совсем не характерно для меня, описание неверно – 1 балл.
Обработка результатов проводится в два этапа.
На первом этапе обрабатывается каждая заполненная анкета и производится расчет по каждой направленности личности.
На втором этапе производится статистическая обработка ответов. Она проводится по каждому классификационному признаку отдельно, рассчитывается общий балл направленности личности всего коллектива и средний балл каждой характеристики направленности личности.
Результаты были сведены в среднюю оценку для каждого управляющего звена отдельно – высшего и среднего.
Результаты исследования представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Результаты проведенного опроса среди сотрудников компании «PA Феникс-Плюс»
Высшее звено управления, чел |
Среднее звено управления, чел |
Количество набранных баллов |
3 |
2 |
1 |
- |
1 |
0-24 балла |
- |
3 |
25-48 баллов |
3 |
8 |
49-72 балла |
6 |
6 |
73-96 баллов |
1 |
2 |
97-120 баллов |
Из результатов проведенного исследования видно, что большинство сотрудников компании «PA Феникс-Плюс» считают себя вполне уверенными людьми с лидерским потенциалом (90% от всего количества опрошенных).