Файл: Выбор стиля руководства в организации (ООО «PA Феникс-Плюс»).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоритические основы формирования стиля руководства в организации
1.1.Понятие стиля руководства и факторов его формирования
1.2. Классификация стилей руководства
1.3. Тенденции выбора стиля руководства при рыночном управлении
2.Анализ стиля управления, применяемого в ООО «PA Феникс-Плюс»
2.2.Стиль руководства ООО «PA Феникс-Плюс».
2.3.Рекомендации по совершенствованию и повышению стиля руководства организации ООО «PA Феникс-Плюс»
Для каждого работника или стажера утверждаются руководитель стажировки. При этом руководители стажеров должны быть мотивированы соответствующим образом. Они должны получать материальное вознаграждение за успешное прохождение стажером этапов системы служебно-профессионального продвижения.
На таком предприятии, как ООО «PA Феникс-Плюс», где численность персонала не так велика, основная часть резерва кадров может быть сформирована за счет собственных работников. Остальная часть может пополняться за счет выпускников средних и высших специальных учебных заведений, которые в период производственной стажировки (практики) и работы в качестве молодых рабочих и специалистов планомерно готовятся на более квалифицированные рабочие места.
При этом в компании необходимо создавать кадровую конкуренцию и устранение незаменимости любого специалиста. Незаменим не может быть даже директор, в любой момент его обязан заменить заместитель. Кадровая конкуренция может решаться на основе горизонтальной ротации кадров по модели «змея», когда планомерно идет перемещение специалистов по различным должностям. Например, менеджер по продажам работает аналитиком, затем менеджером по маркетингу и закупкам, а потом руководителем отдела по работе с филиалами.
Резерв кадров должен быть гласным и доводится до сведения сотрудников приказом директора предприятия (табл.5).
Таблица 5
Резерв кадров ООО «РА Феникс-Плюс»
Год занятия |
Планируемая должность |
Образование и повышение квалификации |
Стаж работы в должности, лет |
Занимаемая должность |
Ф.И.О. сотрудника |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
2009 |
Директор компании |
Высшее, инженер-технолог (2000г.), школа менеджеров (2000г.), МВА (2004-2006) |
4 |
Руководитель отдела продаж |
Панова И.А. |
2008 |
Директор по работе с филиалами |
Высшее, менеджмент (2002 г.) Курсы повышения квалификации (2005 г.) |
3 |
ММЗ по работе с филиалами |
Коптев В.Р. |
Молодые сотрудники с лидерским потенциалом - это люди, которые в перспективе могут занять руководящие должности в организации.
Суть работы с этой категорией резерва сотрудников ООО «PA Феникс-Плюс» должна заключаться в определении и усиленном развитии сотрудников, обладающих лидерским потенциалом для занятия в дальнейшем ключевых должностей в организации. Особое внимание необходимо обратить на тех сотрудников, личность которых, согласно исследованию, проведенному в компании «PA Феникс-Плюс», имеют управленческий потенциал и уверенность в себе и своих возможностях. Эти люди, в первую очередь, заинтересованы в решении деловых проблем, ориентированы на деловое сотрудничество и способны отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели. Эти сотрудники имеют лидерский потенциал и управленческие качества.
Процесс планирования и развития молодых сотрудников в компании «PA Феникс-Плюс» с лидерским потенциалом во многом схож с процессом работы с дублерами и преемниками. В тоже время он должен иметь ряд особенностей:
- подготовка сотрудников с лидерским потенциалом не должна носить целевого характера – организация должна готовить их к занятию не определенной должности, а руководящей должности вообще;
- особое внимание должно уделяется пониманию специфики деятельности в организации и ее культуры, формированию корпоративного духа и развитию чувства преданности организации;
- руководство ООО «PA Феникс-Плюс» должно стремится познакомить сотрудников с лидерским потенциалом с различными сторонами управления организацией, предоставить им возможность поработать в различных подразделениях;
- необходимо предоставить возможность постоянного обновления управленческих знаний за счет посещения семинаров, курсов повышения квалификации.
При подготовке специалистов с лидерским потенциалом можно использовать все доступные методы профессионального развития от инструктажа на рабочем месте до ротации и обучения с отрывом от производства.
В процессе принятия на работу молодых сотрудников для компании «PA Феникс-Плюс» можно создать специальную программу, включающую в себя работу в различных должностях и подразделениях, участие в межфункциональных группах, специализированное профессиональное обучение и т.д.
Периодическую оценку развития молодых сотрудников с потенциалом должно проводить высшее руководство компании «PA Феникс-Плюс» совместно с управляющими подразделений.
Кроме базового высшего образования в процессе работы руководство компании может повышать профессиональный и личностный уровень менеджеров в процессе переподготовки, повышения квалификации, тематических семинарах и тренингах и т.д. Для этого можно разработать специальные учебные программы для сотрудников фирмы или прибегнуть уже к разработанным методикам развития личности в различных высших учебных заведениях, а также к специальным программам, например Президентской программе подготовки управленческих кадров, созданных в консалтингово-тренинговых центрах.
Для развития управленческого потенциала менеджеров компании необходимо постоянное обучение внутри фирмы. Результатами обучения должна быть способность управленцев находить все более эффективные решения в каждодневной практике.
Для развития личностных характеристик менеджеров компании «PA Феникс-Плюс» можно предложить так называемую методику обучения и развития – «обучение действием». Эта технология была разработана Р. Ревансом (английским консультантом и исследователем) как наилучший способ обучения управленцев с лидерскими качествами без отрыва от повседневной работы.
Суть «обучения действием» Р. Реванса основывается на двух законах.
Первый закон. L=P+Q. Обучение (L) есть функция от двух типов знаний – P и Q. По Р-знаниями понимается так называемые программируемые знания, получаемые в рамках традиционной концепции образования (вуз, курсы повышения квалификации). Под Q – знаниями понимается постижение сути с помощью вопросного подхода. Мы получаем программируемые знания, изучая секреты и теории вчерашнего дня. Эти знания мы получаем задавая актуальные вопросы, побуждающие нас скорее к некой последовательности действий, чем к бесконечному поиску правильных ответов из прошлого опыта. Глубина и ценность Q – знаний заключается в том, что мы узнаем что-то самостоятельно.
Второй закон. Скорость обучения > Скорость изменения среды = Существование. Р. Реванс предполагает, что организация (также как и люди в ней) будет процветать до тех пор, пока темпы обучения ее будут больше или хотя бы равны темпам изменений во внешней среде.
Данная технология поможет руководству компании обучать своих сотрудников, не покидая рабочих мест. При этой методике обучения есть несколько преимуществ:
- сотрудники будут работать над реальными задачами, а не над упражнениями или искусственными ситуациями;
- сотрудники компании будут учиться друг у друга, а не у «учителя»;
- сотрудники будут иметь возможность начать свою карьеру в данной организации с нуля, работая над реальными задачами и их внедрением в организации;
- сотрудники будут работать на внедрение полученных результатов, а не на подготовку доклада, плана или рекомендаций.
Данная методика обучения поможет эффективно развивать менеджмент в компании и подготавливать резерв специалистов. При этом параллельно с обучением кадров будут развиваться и лидерские качества персонала фирмы.
Развитие управленческого потенциала сотрудников ООО «PA Феникс-Плюс» должно представлять собой синтез перспективных технологий и методов обучения, в том числе интенсивных технологий с учетом позитивного опыта западных и отечественных компаний.
В настоящее время все острее возникает необходимость рассмотрения существующих методологических подходов и методик оценки эффективности менеджмента персонала в целом, развития и оценки управленческого персонала в частности, на основе введения количественных значений, с целью выбора методологического подхода.
Экономический эффект должен отражать экономическую сущность процесса удовлетворения потребности производства в персонале. Таковым выражением является труд работников, который «потребляется» производством. Следовательно, экономический эффект управления персоналом может быть выражен через продуктивность (производительность) труда.
Продуктивность (англ. productivity, нем. produktivitat) определяется по отношению к затратам труда, материалов, оборудования, энергии, а также по отношению к суммарным затратам ресурсов.
Продуктивность труда может быть определена по формуле:
Pt =O / T, (3.1)
где Pt - продуктивность труда;
О – объем продукции (услуг) произведенный за определенный промежуток времени в натуральных измерителях;
Т - затраты труда, выраженные в суммарных затратах рабочего времени за анализируемый промежуток времени.
Социальный эффект от управления персоналом должен выражать степень удовлетворенности потребностей персонала. Потребности персонала, в общем виде могут быть сведены к трем типам потребностей: существования, взаимоотношений, роста. Следовательно, в определении социального эффекта управления персоналом следует учитывать степень удовлетворенности данных типов потребностей работников.
Потребности существования - включает в себя, в общем виде, удовлетворение потребностей персонала в средствах к существованию и жилище. Удовлетворение первой потребности достигается путем выплаты заработной платы и предоставлении социальных льгот (в денежном выражении).
Потребности взаимоотношений - включает в себя удовлетворенность потребностей персонала во взаимоотношениях с внешней средой. В качестве средства удовлетворения данной потребности на рабочем месте могут служить условия труда персонала компании, социально-психологический климат в коллективе.
Потребности в росте (самовыражении) - может быть удовлетворены посредством помощи работнику в личностном и профессиональном развитии, а также в предоставлении работнику возможности творческого самовыражения.
Для выявления степени удовлетворения потребностей роста и развития личностного потенциала сотрудников компании «PA Феникс-Плюс» можно предложить методику определения эффективности развития управленческого потенциала.
Основным содержанием методики определения эффективности развития управленческого потенциала сотрудников ООО «PA Феникс-Плюс» могут быть процедуры определения эффективности интенсивных технологий обучения в процессе развития и оценки управленческого персонала (ИТО).
Методика определения эффективности ИТО может быть использована в следующем качестве:
- как вспомогательный материал при обсуждении процесса освоения ИТО и принятия решения о его проведении;
- как средство оценки эффективности учебного процесса;
- как инструмент обратной связи с менеджерами предприятия.
Процедуры определения эффективности следующие.
1. Задачи-технологии. Назначение - определение эффективности технологии с точки зрения содержательных задач.
Таблица 6
Карточка оценки качества используемых технологий в процессе тренинга
Б |
А |
|
Качество от 10 до 1 |
Вес технологий от 7 до 1 |
Технологии |
7,3 |
5,2 |
1. Игры |
6,2 |
6,3 |
2. Тестирование |
7,4 |
5,3 |
3. Дискуссия |
5,7 |
6,1 |
4. Групповая работа |
2. Экономическая эффективность. Назначение – определение экономической эффективности методом экспертных оценок.
Процедуры:
-расчет финансовых затрат на использование технологии (заработная плата участников, оплата транспорта, питания, помещений, стоимость материалов, оплата консультантов и технических работников);
- выделение наиболее весомых задач, полученных при использовании технологии и подсчет ожидаемой от их внедрения экономии;
-подсчет после реализации задач, реальной экономии;
- вычет из ожидаемой и реальной экономии затрат на реализацию технологии.
Полученную сумму можно считать показателем экономической эффективности. Для оценки и реальной экономии от реализации выполненных задач при использовании технологий целесообразно пользоваться экспертным методом.
Рассчитаем средние затраты на обучение одного сотрудника с лидерскими качествами ООО «PA Феникс-Плюс».
Средние затраты на обучение одного работника = общая стоимость обучения / количество обучившихся.
Средние затраты на обучение сотрудников компании «PA Феникс-Плюс» =
30000 рублей (общая стоимость обучения) / 10 (количество обучающихся) = 3000 рублей.
Эффект воздействия программы обучения работников компании «PA Феникс-Плюс» на повышение производительности труда и качества работы можно определить по следующей формуле:
Е = Р*N*V*K – N*Z, (3.2.)
где Р – продолжительность воздействия программы на производительность труда и другие факторы результативности;
N – число обученных работников;
V – стоимостная оценка различия в результативности труда лучших и средних работников, выполняющих одинаковую работу;
К – коэффициент, характеризующий эффект обучения работников (рост результативности, выраженный в долях);
Z – затраты на обучение одного работника.
Стоимостная оценка различия в результативности представляет собой соотнесение (разность) оценок значения для персонала фирмы результатов труда. В данном случае можно учесть производительность труда лучших и средних работников компании.