Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Философия управления японским предприятием
1.2 Основы управления фирмами в Японии
2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ TOYOTA - TPS (TOYOTA PRODUCTION SYSTEM)
2.1 Структура системы toyota production system и основные признаки
2.2 Инструменты toyota production system
3. ПРОВЕДЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА КОМПАНИЙ TOYOTA MOTOR
3.1 Краткая характеристика организации Toyota Motor
Каждая организация должна стремится совершенствовать свои производственные процессы, следуя определенным правилам, которые являются уникальными для каждой отдельной организации.
Сущность стройного производства не в том, чтобы копировать инструменты Toyota, разработанные для конкретного производственного процесса. Стройное производство означает, что нужно разработать принципы работы именно той организации, на которой оно внедряется и придерживаться их, эффективно создавая добавленную ценность для потребителей и общества. Так компания сможет стать рентабельной и конкурентоспособной. Принципы дао Toyota представляют собой отправную точку.
3. ПРОВЕДЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА КОМПАНИЙ TOYOTA MOTOR
3.1 Краткая характеристика организации Toyota Motor
Компания Toyota является одной из крупнейших компаний – производителей в мире. Toyota поставляет свои автомобиле на все континенты мира. Сейчас компания Toyota располагает заводами в 18 странах. В состав Toyota Motor Corp. входят такие фирмы и подразделения как Daihatsu, Lexus, Scion, Subaru (долевое участие) и грузовое отделение Hino. С каждым годом объемы продаж компании растут.
Toyota в 2007 году положила конец лидерству General Motors - крупнейшего мирового автопроизводителя. Стратегия компании направлена на захват 14% мирового рынка до 2020 года, начиная с 11% в 2005 г. Общий объем продаж автомобилей компании в 2020 г. должен вырости до 73 млн. в сравнении с 65 млн. в 2015 г., вероятнее всего за счет увеличения производства в Индии и Китае. Компания уже работает над новым автомобилем, специально разработанным для развивающихся стран, где количество продаж автомобилей растет, но семейные бюджеты до сих пор остаются маленькими.
Toyota осуществила свою организационную реформу во всех административных и технических подразделениях, а также в зарубежных филиалах и производственных отделениях. Реформа затронула примерно 20 000 человек из 67 000 сотрудников компании.
Можно выделить следующие преимущества перехода от многоуровневой иерархической структуры к плоской структуре.
- Ускоряется процесс принятия решений; упрощается система одобрения решений, поскольку сокращается как число менеджеров на каждом уровне управления, так и число самих уровней управления.
- Полномочия по принятию решений больше не распределяются по различным уровням управления и структурным подразделениям, а сосредоточены у лидера группы и его руководителя. Четко разработанные правила регулируют передачу полномочий.
- Число уровней управления среднего звена сокращается примерно наполовину, что позволяет сотрудникам низшего уровня быстрее донести свои идеи до топ-менеджеров.
При внедрении новой организационной структуры была создана также «система аккредитации навыков», позволявшая оценивать квалификацию сотрудника и соотносить ее с определенной должностью в рамках прежней структуры. Такие формальности соблюдались потому, что японское общество - все еще классовое общество, и если бы менеджеры Toyota лишились традиционных статусов в компании, им было бы сложно осуществлять контакты со своими клиентами и внешними организациями. Однако во внутренней деятельности Toyota стремится уменьшить статусное неравенство. Например, служащим было позволено обращаться к своим непосредственным руководителям по именам (например, г-н Ямада или г-жа Аоки) вместо традиционного обращения по должностям. Это было сделано потому, что одна из основных целей плоской организационной структуры - помочь молодым и инициативным менеджерам низшего звена доносить свои идеи до руководства. Было понятно, что плоская структура сама по себе не улучшит процесс принятия решений, если сохранится атмосфера ограничения свободного выражения идей. Кроме того, изменение традиции — обращение к менеджерам по именам — помогает служащим изменить мнение об организации, почувствовать себя лично вовлеченным в процесс реформирования.
3.2 Анализ внутренней среды
Изучении истории компании и ее методов формирует определенные теоретические знания, которые являются ценной информацией для применения в своей организации. Чтобы получить более полное представление организационных процессов в компании Toyota, следует провести анализ ее внутренней среды.
В каждой организации присутствует большое количество людей, которые выполняют свои роли и обязанности. Для успешного функционирования компании, необходимо чтобы каждая составляющая в системе функционировала как единое целое. В масштабах целой организационной системы можно выделить группы, которые оказывают определенное влияние на производственные процессы (см. таблица 1).
Таблица 1 – Оценка групп влияние в организации
Группа влияния |
Интересы, предъявляемые к организации |
На какие цели могут повлиять интересы группы влияния |
Собственники (акционеры) |
Выплата дивидентов |
Расширение производства |
Менеджмент |
Достижение высокого финансового результата. Максимизация личного дохода. |
Увеличение качества продукции. Мотивация рабочих. |
Персонал |
Соблюдение интересов работников (охрана труда, своевременная выплата заработной платы, премии, наличие соц. пакета) |
Снижение затрат на обучение персонала, увеличение- снижение затрат на выплату з/п. Качество обучения влияет на производительность труда, качество обслуживания. |
Государственные организации и контактные аудитории |
Гос. структуры заинтересованы в том, чтобы организация соблюдала законы. Улучшала экологичность своих предприятий. Выплачивала налоги в установленном порядке. Помогала развиваться региону. |
Изменение финансовых показателей |
Поставщики и партнеры |
Поставщики заинтересованы в том, чтобы компания осуществляла заказы, своевременные расчеты. Партнеры заинтересованы в том, чтобы организация своевременно выполняла свои обязательства |
Увеличение/снижение издержек, связанных с поставками. Улучшение финансовых показателей. |
Потребители |
Заинтересованы в высоком качестве конечной продукции и в низкой стоимости.. |
Увеличение/снижение уровня продаж, прибыли от реализации. |
Во главе групп влияния в организации всегда находятся собственники, так как любая организация имеет финансовую зависимость от инвестиций в свое производство. Без определенных финансовых вложений не возможно организовать масштабного производства с много миллиардной прибылью. Инвестиции помогают компании развиваться и не останавливаться на достигнутом. Качественный менеджмент также оказывает не маловажное влияние на производственные процессы как и квалифицированный персонал организации. Государственные структуры могут в любой момент ограничить деятельность компании или вовсе остановить, если будут выявлены факты нарушения законодательства. Поставщики должны напрямую зависеть от успехов компании, так как именно поставляемое сырье в конечном счете влияет на производимую продукции а именно на уровень ее качества, которое очень важно при реализации продукции потребителю.
SWOT анализ
Был проведен анализ сильных и слабых сторон организации Toyota Motor. Выявлены возможности и угрозы компании на мировом рынке (см. приложение Б). На основании попарного сравнения факторов были получены результаты (см. таблицу 3).
Таблица 3 – Результаты SWOT анализа
Количество совпадений |
В чем заключается реакция |
S (1-3):O3, S(6-9)O1, W(1-3):O1, S(1-3):O3, S9:03 |
Повышение спроса на автомобили Toyota, Сохранение своих рыночных позиций среди клиентов |
S(4,5):O1, S(4,5):O3, S(7,8):O3, S(4-7):O4 |
Снижение затрат на производство автомобилей |
S(1,2):O2, S4:O2, S6:O2, S(8,9):O2 |
Рост спроса на линию бюджетных марок. |
S3:O3, S5:O3 |
Усиление роли кадровой политики |
W(1-3):O2 |
Падение спроса на автомобили, снижение объема производства |
S(1-7):T1, S8:T1, S(1- 7):T3, W(1-3):T3 |
Акцент на производстве малолитражных автомобилей |
S(1-2):T2, S5:T2, S(7- 9):T2, W(1-3):T2 |
Исследование возможностей и потребностей для взрослого населения, ориентация на эту целевую аудиторию |
Ввиду постоянной смены поколений и, вместе с ними, потребностей, покупателей необходимо гибко адаптироваться под ситуацию на рынке, анализировать спрос и потребности, для определения направления, на которое необходимо акцентировать внимание – будь то малолитражные автомобили, или большие комфортные, или работающие на альтернативных источниках энергии. В автомобилестроении существует много аспектов, которые необходимо учитывать, т.к. объемы и размах заставляют смотреть далеко вперед. В компании Toyota нет острой необходимости принимать какие-то оперативные решения, но большое внимание должно уделяться стратегии и долгосрочному планированию. Компания Toyota славится своим качеством продукции, креативом в производстве и в рекламе. Одной из причин этих заслуг – ориентированность на персонал, который является важнейшим ресурсом компании. Toyota успешно развивается в гибкой среде постоянно меняющихся потребностей покупателей и сейчас эффективно адаптируется под потребность людей в экологически чистом
и экономичном транспорте.
В данное время много внимания уделяется автомобилям с малым расходом топлива, т.к. часто меняются цены на энергоносители. Современный автомобиль не должен зависеть от взаимодополняемых товаров, таких как топливо, запчасти, расходные материалы и т.д.
На основании проделанного анализа следует, что компания Toyota является очень конкурентноспособной организацией и преимущественно обладает сильными сторонами видения своего бизнеса. Несмоненно за столько лет производства присутствуют свои сбои в качестве производимой продукции. В данной ситуации меры принимыемые руководством полностью оправданы, хотя явно подрывают имидж компании после публикации новостной ленты об очередных отзывах компанией Toyota. Позиция лидера в машиностроительной отрасли требует огромных усилий в организации производства и налаживании связей по всему миру. По итогам 2015 года Toyota, включая дочерние компании Daihatsu и Hino Motors, признана самым продаваемым автомобильным концерном.
3.3 Перспективы развития Toyota в России
В последние годы управленческий опыт компании «Тойота» был успешно внедрен во многих фирмах из стран, по ментальности очень далеких от Японии. Россия в этом плане не исключение, тем более, что этот опыт не так сильно отличается от наших традиций, как это может показаться на первый взгляд.
Для компании Тойота, Россия является одним из наиболее приоритетных рынков. Российский автомобильный рынок абсолютно уникален. Для России в компании Тойота была разработана собственная маркетинговая стратегия, основанная на глубоком изучении всех особенностей рынка.
ООО «Тойота Мотор» на территории Российской Федерации, подобно всем организациям, входящим в группу компаний Тойота, при осуществлении деятельности руководствуется принципами политики социальной ответственности.
Toyota в полной мере осознает свою ответственность перед обществом. При определении стратегии развития и в текущей деятельности, компания исходит из того, что обязательным условием устойчивого развития бизнеса является неуклонное следование принципам социальной ответственности. В соответствии с этими принципами компания видит свои задачи не только в производстве необходимой для общества продукции, но и содействии социальному прогрессу, росту благосостояния общества в целом и повышении уровня жизни своих сотрудников, в частности.
Компания стремится осуществлять свою производственную деятельность в строгом соответствии с требованиями не только законодательства РФ в сфере экологии и природопользования, но и собственной экологической политикой, а также в соответствии с экологической хартией Тойота.
ООО «Тойота Мотор» обеспечивает занятость активной части населения в ряде городов России и её столице. Взаимоотношения менеджмента и сотрудников строятся на принципах социального партнерства. Компания обеспечивает сотрудникам конкурентоспособный уровень вознаграждения.
Особое внимание Toyota уделяет профессиональному развитию сотрудников. На постоянной основе действуют программы обучения и повышения квалификации, различные тренинги.
Toyota ведет активную благотворительную и спонсорскую деятельность как самостоятельно, так и в партнерстве с общественными и государственными организациями, привлекая своих сотрудников к участию в общественно-эффективных проектах в социальной и природоохранной сферах.
Открытие японского завода в Петербурге без всяких кавычек называли историческим событием. На открытии присутствовал японский премьер Иосиро Мори, ставший кавалером ордена Дружбы, почетным профессором МГИМО и обладателем медали «За вклад в развитие Санкт-Петербурга». Президент компании «Тойота» Кацуаки Ватанабэ заявил тогда, что закрепиться на российском рынке «мечтают все крупнейшие мировые компании».
Несмотря на то, что в России уже были филиалы западных автоконцернов, «Тойота» опередила всех, в том смысле, что впервые запущено предприятие, где через полтора-два года планировался полный цикл производства — из деталей, сделанных в России (до этого сборка многих иномарок в России ограничивалась прикручиванием бамперов к готовым машинам либо сборкой крупных узлов). Это значит, что мы получали новейшие технологии и принципиально иную культуру производства. Для этого все 600 сотрудников питерского завода прошли стажировку в Японии, а «Тойота» получила статус стратегического инвестора. Такой ранг означал предоставление будущим автостроителям определенных льгот. Налог на прибыль, к примеру, в течение первых пяти лет работы был снижен с 24 до 20%. А налог на имущество в течение тех же лет равен нулю. Подобные преференции, впервые предоставлялись зарубежной фирме. И они вполне оправданны, учитывая желание России перейти с сырьевой на инновационную экономику.
В 2018 году доля «Тойота Мотор» на российском автомобильном рынке планомерно увеличивалась, несмотря на общую нестабильность и продолжающееся снижение продаж автомобилей. По сравнению с 2017 годом доля компании увеличилась на 0,1% до 7,4%. Доля Toyota на российском автомобильном рынке в 2015 году составила 6,1% (-0,4% по сравнению с 2017 годом), обеспечив бренду 1-е место среди японских автопроизводителей, представленных на российском рынке, и 5-е место в общем зачете брендов.